16+

Почему велопрокаты в Петербурге пока не вызывают у горожан большого интереса

26/06/2014

Почему велопрокаты в Петербурге пока не вызывают у горожан большого интереса

Велосипедизация Петербурга идет плохо. Велодорожек не появляется. Но сетевые велопрокаты уже есть или готовятся к появлению. «Город 812» выяснял, разумно ли велопрокатами пользоваться и где по Петербургу на велосипеде лучше не ездить.


          В Петербурге, по примеру столицы, открывается сетевой велопрокат от «Банка Москвы». Событие это анонсировалось несколько месяцев назад, потому что первые прокатные велосипеды должны были появиться в дни Экономического форума. Стойки действительно появились – у метро «Василеостровская», «Адмиралтейская» и пр. А велосипеды – нет. Электронный терминал, солнечная батарея над ним – отключены.

В Интернете тем временем публиковались фотографии тех же велостоек, но – с работающим терминалом и полным комплектом синих прокатных велосипедов. Их возят по городу специально для фотосессий. По обещаниям «Банка Москвы», система заработает к концу июня. Хотя наблюдатели не очень в это верят: скажем, до сих пор нет сайта, где клиент велопроката может пройти регистрацию. Терминалы, которыми оборудованы стойки, запрограммированы на прием смарт-карт «Тройка», которых в Петербурге также нет. На вопрос: «Ведутся ли переговоры с Комитетом по транспорту Смольного насчет подключения «Подорожника»?» – представители банка отвечают невразумительно, поскольку вообще, кажется, не в курсе, что такое «Подорожник». Сайт velobike.ru, который обслуживал московский велопрокат и обещал подключить Питер, перестал обновляться, на запросы «Город 812а»  не отвечал.

В конце концов разъяснять непонятный прокат взялась депутат ЗакСа Ольга Галкина, ярая сторонница велосипедизации Петербурга. Свой небольшой пробег от парковки у гостиницы «Октябрьская» до БКЗ она совершила в пятницу вместе с активистами велодвижений. Ради такого случая велосипеды появились на стойках, но потом исчезли снова. Это были синие модели Homeport с тремя скоростями, маленькой стойкой перед рулем для хранения сумки и рекламным логотипом спереди. Поскольку на колесах установлены магнитные роторы – вырабатывать энергию и подсвечивать за ее счет фонарики, – колеса кажутся тяжелыми. Высота сиденья легко регулируется, на колесах имеются секретки, чтобы их не сняли воры. Имеется механический звонок. Зеркал нет. Как правило, прокатный байк выдерживает один сезон, но эти модели такие простые, что протянут и два.

«Велосипед простенький, но может, большего и не надо, – в целом одобрила велопрокат Ольга Галкина. – Сама я катаюсь без зеркал и шлема. Но на работу на велосипеде не езжу, потому что у меня маленькая дочь, ее проще и безопасней возить на машине».

Официально – по данным Комитета по развитию транспортной инфраструктуры, который отвечает за велосипедизацию СПб, – в городе 3% активных велосипедистов. Потенциальных раз в 10 больше: они могли бы пересесть на велосипеды, если б для них были созданы условия.

Про то, как эти условия обеспечиваются, губернатор ответил Галкиной полгода назад. Появилось, сообщил губернатор, 500 новых велопарковок: у метро, вузов и тусовочных мест. Все остальное не сбылось: было обещано, но не построено 15 км новых велодорожек. У губернатора появился советник по мотоциклетному движению, а по велосипедному – нет. В общем, на власти особо рассчитывать не приходится.

И тут очень кстати появился «Банк Москвы» с его московским опытом велопроката – не очень, правда, удачным. По планам, в городе должны были заработать 34 стойки – в людных местах, в центре, – и пользователь мог бы брать велосипед на одной стойке и возвращать его на другую. Каждый пользователь сможет выбрать для себя абонемент: на сезон за 1200 рублей (кстати, в Америке годовой абонемент стоит 80-100 долларов), на месяц за 600 рублей, на неделю за 250 рублей и на сутки за 100. Если учесть, что средний городской велопрокат просит 200-300 рублей в час и требует вернуть байк туда, где он был взят, цены получаются очень гуманные. Еще тысяча рублей кладется на депозит – эти деньги возвращаются, если не будет большого переката. Требуется для начала зарегистрироваться на сайте, положить деньги на лицевой счет (платежом с банковской карты), получить свой уникальный номер. Затем приехать к нужной стойке, ввести этот номер на терминале и нажать кнопку – номер стойки, на которой стоит понравившийся вам велосипед. Стойка запищит – скоба разомкнется – можно брать. Если что не так – работает телефонная служба поддержки. Так это, по крайней мере, работало в Москве, пока систему не переоборудовали на прием карты «Тройка».

Время катания ограничено 30 минутами. Чем больше перекат этих 30 минут – тем больше придется доплачивать. Между сдачей одного велосипеда и взятием другого должен быть промежуток – не менее 15 минут. Штраф за поломку велосипеда составляет 15 тысяч рублей, за утерю – 30 тысяч.

В Москве сейчас доступны только суточный и месячный абонементы. Московские пользователи жалуются: чтобы сменить абонемент, надо заключать новый договор и оформлять новый аккаунт.

Еще один коммерческий сетевой велопрокат в Петербурге называется Petersbike. Здесь тоже нужна регистрация и банковская карта. Прокат привязан не к автоматическим стойкам, а к заведениям: кафе, хостелам, магазинам: в каждом имеется сотрудник, который выдаст клиенту ключ от велозамка. Всего таких точек – 24, и две даже работают круглосуточно.

Для регистрации желательно иметь аккаунт в социальной сети. Сначала новый пользователь сообщает его, потом номер телефона, потом данные с банковской карты (платит 200 рублей). Приезжает на станцию (на сайте имеется карта с указанием, где сколько имеется свободных велосипедов), отправляет SMS на специальный номер, получает в ответном сообщении код, который надо назвать дежурному сотруднику: бармену, портье и т.п. С этого момента начинает отсчитываться время поездки. Первые 5 минут бесплатно, потом по полтора рубля за минуту. Или – 450 рублей за 10 часов. После возвращения велосипеда на одну из стоянок требуется отправить еще одно SMS. Корреспондент «Города 812» проинспектировал две точки и убедился: велосипеды есть. Стоят, несчастные, под дождем, и никто ими не пользуется.

Что касается бесплатных велосипедов, то этот проект в городе провалился. Планировалось, что велосипеды будут оставляться в людных местах пристегнутыми на велозамки с кодом 0000: кто знает об этой акции, тот сможет их брать, а кто не знает – не сможет. Собрали по городу старые велосипеды, отремонтировали их, покрасили в белый цвет, выпустили на волю – и больше их никто не видел.
Опасности

Где ездить на велосипеде не надо

Клуб «ВелоПитер» провел большое исследование с участием ГИБДД и выяснил, какие трассы – самые опасные для велосипедистов. По данным за три года, в Петербурге зафиксировано 1418 ДТП с участием велосипедистов: 21 байкер погиб, 751 был ранен, в том числе – 113 детей.

В лидерах по числу ДТП оказались проспекты Энгельса (особенно Поклонная гора) и Гражданский: 27 и 26 эпизодов. На Московском, Просвещения и Луначарского – по 22. Получается, что и велодорожка, которая проходит как раз по проспекту Луначарского, не спасает.

На Невском – 21 ДТП, затем идет Приморское шоссе и улица Савушкина, потом все остальные крупные магистрали.

Только треть велосипедистов гибнет на перекрестках, остальных сбивают по ходу движения. Опытные велосипедисты рекомендуют избегать как скоростных трасс, так и тех, где правые полосы заняты припаркованными машинами. Может внезапно открыться дверь, может между машинами проскочить пешеход прямо вам под колеса, может притереть фурой. Поскольку сейчас такие улицы – все, придется ими пользоваться, но смотреть в оба.

В тоннели тоже лучше не ездить. И на перекрестки с круговым движением, если не собираешься сразу поворачивать направо.

Для неофитов опасен Литейный мост при съезде на правый берег (чтобы не уходить на поворот на Арсенальную набережную, приходится перемещаться из первого ряда  в третий). Виадук с Российского проспекта на Индустриальный – потому что слишком крутой. Виадук на Стачек – по той же причине. На виадуке через Сортировочную – стараться держаться прямо и не лавировать, не обращая внимания на плохой асфальт.

Как правильно ездить на велосипеде по Петербургу


Директор центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов уже несколько лет ездит по городу на складном велосипеде. Он дал несколько полезных советов для тех, кто уже умеет ездить на велосипеде в парке и собирается осваивать улицу.

1. Сначала определить свой маршрут по карте. Оценить экономию времени и комфорт передвижения. Если дистанция, скажем, от метро до нужного места, не превышает 5 км – ехать будет приятно, если больше – то уже можно устать.

2. Поездить по этому маршруту, когда мало машин и в хорошую погоду. Закрепить. Потом освоить его в условиях более сложных.

3. Не пытаться срезать путь через дворы, это бессмысленно.

4. Не стесняться цеплять на себя яркую одежду, хотя бы велонакидку с полосками.

5. Держаться уверенно, ехать прямо, не дергаться: водители этого не любят.

6. Двигаться по зебре так, как подсказывает навык. Если видно, что можно быстро и безопасно проехать, то спешиваться не обязательно. Если не хочешь слезать, но едешь медленно – начинаешь вилять, а пешеходам вокруг это не понравится. Хорошо бы, чтоб у нас появилась разметка, как в Европе: она позволяет велосипедистам, едущим в правом ряду, держаться на светофоре на метр-два впереди машин. Тогда как только зажигается зеленый, велосипедист быстро проскакивает перекресток, а уже потом машины из правого ряда поворачивают вправо, и никто никого не ждет.

Про деньги на велоинфраструктуру

В 2012 году в Смольном была разработана велоконцепция. Для организации в городе насыщенной сети велодорожек требовалось 2 миллиарда рублей. Один метр велодорожки шириной в 1,5 метра был оценен в 11 тысяч рублей. Сюда входила не только стоимость асфальта, дренажных систем и т.п., но и светофоры, разметка, освещение, озеленение, а также – предстоящее обслуживание и ремонт. Если ограничиться одной лишь прокладкой асфальта, смета сокращалась в два раза.              

Нина АСТАФЬЕВА











Lentainform