16+

Как из замка во Франции сделать прибыльный бизнес

27/06/2014

Как из замка во Франции сделать прибыльный бизнес

Жан Луи Сюро – директор королевского замка Амбуаз во Франции. В этом замке жили Франциск I и Франциск II, Екатерина Медичи и Мария Стюарт, здесь Леонардо да Винчи заканчивал «Джоконду». О том, легко ли из такого замка сделать прибыльное предприятие, Жан Луи СЮРО рассказал «Городу 812».


          – Легко  стать во Франции директором королевского замка?
– Я начинал свою работу на государственной службе – занимался историческими памятниками в государственном владении, поскольку у меня юридическое и историческое образования. После 10 лет на госслужбе мне захотелось перейти в сектор частного права – и тогда меня пригласили стать директором частного фонда, который является собственником замка Амбуаз.

– И что вы делаете как директор замка?
– Ничего! У меня много помощников. Команда сотрудников замка зимой – 25, а летом – до 45 человек. У каждого своя профессия, своя задача, и роль директора – сделать так, чтобы все они работали хорошо и слаженно. Я также занимаюсь разработкой долгосрочных проектов, планирую мероприятия, в том числе садовые: например, участие в петербургском фестивале. И конечно, поскольку у меня есть вторая профессия – ландшафтный архитектор, – я очень много внимания уделяю саду замка Амбуаз.

– Ваш музей частный. Это редкость для Франции?
– Частных музеев во Франции много, особенно в регионе, где находится замок Амбуаз, – в долине Луары примерно половина замков находится в частных руках.

– На какие деньги вы содержите замок?
– Во Франции очень сильная экономика туризма, и большое количество посетителей позволяет обслуживать такие замки и другие частные памятники.

– То есть все держится на продаже билетов?
– У нас есть еще два источника дохода: магазин сувениров и приемы, для которых мы сдаем помещения. И еще есть кафе-мороженое.

– А спонсоры?
– Бывает, что какие-то отдельные события финансируются совместно с партнером, но это разовые случаи.

– И давно замок Амбуаз является окупаемым проектом?
– Я думаю, уже лет 35 он постоянно приносит прибыль, которая позволяет содержать, реставрировать, обслуживать его. Последние 30 лет туризм в долине Луары постоянно развивается, посетителей у нас много. Приезжает очень много русских. Наш замок, как мне кажется, привлекает их своей историей и тем, что он хорошо отреставрирован. Плюс здесь много интересных предметов меблировки, камины, которые мы регулярно зажигаем, поэтому в замке приятно пахнет. Ощущение того, что это место будто бы жилое, видимо, тоже привлекает посетителей.

– Сколько туристов у вас бывает ежегодно?
– Почти 400 тысяч.

– Сколько лет ушло на то, чтобы сделать замок прибыльным?
– Наверное, основной рубеж пришелся на в 60-е годы, когда «народный автомобиль» дал возможность совершать туристические путешествия большому количеству людей. И как раз тогда замки Луары начали переход к туристским объектам. До войны владельцы просто жили там, у  них не было средств все это обслуживать. Замок Амбуаз  принадлежит королевской семье, которая создала фонд для его обслуживания, но до 1960-х там была больница или что-то вроде дома престарелых.

Если же говорить на более общем уровне, за сколько лет туристический объект можно сделать прибыльным, – то это вопрос, на который ответить почти невозможно, все зависит от ряда составляющих: где находится памятник, какие у него предпосылки, в каком он состоянии, сколько в него нужно вложить. Но вообще для туристического объекта главное – его местоположение по отношению к дорогам и другим привлекательным вещам. Если он стоит одиноко где-то в глубине леса, то ожидать, что он будет рентабельным, сложно. Хотя всякое бывает.

– Наверное, большая часть средств идет на реставрацию?
– Да, реставрационные работы никогда не заканчиваются, в них всегда нужно вкладывать деньги. Сегодня мы занимаемся в основном консервацией монумента, на данный момент самое главное – его сохранить. Сам замок находится в хорошем состоянии, поэтому наша задача – наилучшим образом представить и объяснить посетителям, сделать так, чтобы это было место, комфортное для визита. Сейчас мы заново делаем новую подсветку, так как новые технологии позволяют достичь в этой области интересных эффектов, и мы вкладываем в это большие деньги. Еще мы устанавливаем лифты, чтобы люди с ограниченными возможностями могли познакомиться с памятниками.

Вокруг замка есть сад – он придает дополнительную ценность нашему замку, это место, где люди могут отдохнуть после экскурсий. Он доступен для посетителей: у него нет ограды, там можно ходить по газонам, валяться на лужайке, там растет виноград. Нам в итоге не нужно собирать урожай винограда в саду, публика все съедает сама.

– В XV веке тоже был сад?
– В XV веке была терраса, на которой были высажены растения, и нынешний рисунок сада соответствует чертежам, сделанным в XIX веке. Сейчас мы постоянно расширяем территорию сада – на данный момент его площадь 2 га. Только что замок прикупил землю вокруг – раньше они были сельскохозяйственными, теперь передаются в наше ведение. Из этого участка мы не будем делать новый прогулочный сад, а посадим фруктовые деревья, чтобы было что-то зеленое, но не очень высокое – чтобы сохранить вид далеко. Когда что-то сажаешь, надо всегда думать о том, какой высоты потом это может вырасти.

Вообще, в рамках проекта есть три элемента, которые важны для нас: архитектура, сад и пейзаж. Пейзаж – об этом часто забывают – тоже должен быть сохранен, чтобы памятник был полноценным. Именно для этого мы по мере возможностей увеличиваем территорию, чтобы соединить окружающий пейзаж с имиджем замка. Ведь если земли вокруг купит кто-то другой, он может построить там что-то, что нас не устроит с точки зрения качества вида. Мы стараемся обезопасить себя от этого.

– В замке хранятся пистолеты с последней дуэли Пушкина. Откуда они у вас взялись?
– Да, когда-то они были переданы коллекции города Амбуаза. Это случайно произошло: они переходили из рук в руки от наследников Дантеса и  попали в итоге во дворец Амбуаз. Эти пистолеты особенно интересны русским, но у нас в коллекции много французских интересных предметов. Например, есть столы, за которыми в XV веке ел король. Раньше столы делали быстро: на ножки просто ставили большую доску; стол каждый раз был походный, быстро собираемый. А тут, в замке, появились первые нормальные столы как предметы мебели – чаще всего дубовые, часто с инкрустациями черного дерева.
На территории замка также находится часовня, в которой похоронен Леонардо да Винчи. Три последние года своей жизни он провел во Франции, жил в Амбуазе, практически на территории замка. Сюда его пригласил король Франциск I – он был настоящим королем эпохи Возрождения: занимался меценатством, интересовался произведениями искусства. Когда Леонардо почувствовал, что скоро умрет, он написал завещание и попросил, чтобы его похоронили в замке, чтобы и после смерти быть под охраной короля.

– В долине Луары много замков. Значит, вы конкурируете друг с другом. И что вы делаете, чтобы туристы заезжали именно к вам?
– Мы не считаем, что мы находимся исключительно в состоянии конкуренции. То, что нас несколько, – одно из условий нашего успеха. Когда приезжает много людей, кто-то заходит в один, кто-то в другой. Хотя конкуренция есть все равно, разумеется: каждый борется за качество обслуживания клиента. Я считаю, что это должно быть идеей фикс в туризме – обеспечить качественное обслуживание. По отношению к русским мы, кажется, были одними из первых, кто сделал надписи, брошюры на русском языке, русскоязычную версию сайта. Потом мы заметили, что русские предпочитают аудиогиды брошюрам – и инвестировали средства в гиды тоже.

–  Управление замком отличается от управления другими видами  бизнеса?
– Разница, конечно, есть. Наверное, основная особенность управления замком как предприятием – ориентация на долговременное использование. Надо хорошо чувствовать время, не требовать быстрых результатов. Это не продукт-однодневка – и говорим даже не о нескольких годах, а о нескольких поколениях. У современных предприятий всегда есть необходимость видеть результат ежегодно, каждый финансовый год является определенным рубежом. Замок не может себе позволить ориентироваться на годовые результаты. В акционерных предприятиях важно, чтобы каждый год была прибыль. У нас нет акционеров, и хотя мы тоже должны постоянно зарабатывать деньги, наши излишки могут быть очень маленькими, потому что мы почти все вкладываем в реставрацию.

– Зачем вы приехали в Россию?
– Я участник фестиваля «Императорские сады России», выставлял свой проект на суд зрителей и жюри. Несколько лет коллеги рассказывали мне об этом фестивале. Многие французы уже приезжали сюда и, наоборот, русские ландшафтные дизайнеры приезжали к нам. Я приехал сюда потому, что это русский фестиваль, а русские – моя первая самая многочисленная клиентура. Я ценю русских туристов, хочу, чтобы они продолжали приезжать к нам, а для этого, я считаю, недостаточно просто сидеть и ждать. Нужно приезжать, знакомиться с вашей культурой, рассказывать вам о нашей. В июле я поеду на московский фестиваль Moscow flower show, который тоже интересен в первую очередь за счет встречи с публикой.              

Анастасия ДМИТРИЕВА











Lentainform