16+

Михаил Пиотровский объяснил, почему подорожал входной билет в Эрмитаж для россиян

30/06/2014

Михаил Пиотровский объяснил, почему подорожал входной билет в Эрмитаж для россиян

Сам факт открытия «Манифесты 10» выглядит намного важнее того, что там собственно выставлено. Когда год с небольшим назад власти Петербурга, Эрмитаж и офис «Манифесты» договаривались о проведении юбилейной десятой кочующей европейской биеннале в нашем городе, мы жили в другой стране.


         Тогда, весной 2013 года, лозунг «Россия – не Европа» еще не настолько овладел умами миллионов, чтобы стать частью национальной культурной политики. Теперь это свершившийся факт.

После принятия антигейских законов и событий в Крыму всех интересовало, будет ли «Манифеста 10» бойкотироваться художниками, кураторами, критиками. К чести организаторов биеннале, они уважительно отнеслись к выбору как тех приглашенных художников, кто выбрал бойкот (Павел Альтхамер, группа «Что делать»), так и тех, кто остался в команде «Манифесты 10».

В каталоге выставки ее главный куратор Каспер Кениг высказался по этой проблеме с присущей ему дипломатичностью, но достаточно ясно: «Насколько велика угроза выставке, проводимой в авторитарном репрессивном государстве, даже если мне предоставлена полная художественная свобода, я не знаю». 70-летний немец прежде не работал в России, и для него здесь наверняка было много неожиданностей.

Впрочем, он изначально делал очередную «Манифесту» не как опыт изучения местного социального контекста, выраженный языком искусства, а как «Манифесту» музейную, построенную на диалогах старых классиков и новых художников. «Манифесту» без манифестов, не концептуальную, а интуитивную.

В этой биеннале нет или почти нет ничего от шоу, зато много формальных опытов с линией, пространством, телом, переданных языком живописи, скульптуры и видео. Выставка требует много времени для рассматривания.

Одна вещь будет интересна многим: как смотрится Матисс на новом месте – на четвертом этаже восточного крыла Главного штаба. На мой взгляд, дизайнером еще надо поработать со светом, но показ в залах большего размера картинам явно на пользу.
В остальном маршрут индивидуален. Самый короткий, по выбору «Города 812», такой. Объект «Лада-копейка» Франсиса Алиса в Большом дворе Зимнего дворца. Художник в антверпенской юности купил «Ладу» и мечтал приехать на ней в СССР. «Копейка» сломалась еще на дорогах Бельгии. 30 лет спустя настырный Алис повторил попытку и доехал до Эрмитажа, чтобы врезаться в дерево. Наверное, потому что исчезла страна, куда он так стремился.
Впервые за много десятилетий освобожден от щитов и увидел естественный свет Двенадцатиколонный зал Нового Эрмитажа. Там выставлен минималистичный объект Карлы Блэк «Узнаваемая оборона» из белого гипса.

Место Матиссса на третьем этаже Зимнего дворца заняли 14 акварельных портретов Марлен Дюма, изображающие русских геев, известных и не очень. Чайковского узнают все.
Тацу Ниси построил «Жилую комнату» под потолком так называемой западины Зимнего дворца. В результате парадная хрустальная люстра оказалась в банальном меблированном интерьере. И сразу увяла.

Наконец, инсталляция-катастрофа «Срез» Томаса Хиршхорна, которая сооружена в третьем дворе Главного штаба. Рухнул 4-этажный дом (это такой построенный образ), но 6 картин Малевича, Филонова и Розановой (подлинники одолжил Русский музей) остались на стенах. Вот она, сила русского авангарда!

Михаил Пиотровский
, директор Эрмитажа:

– Были разговоры, что в связи с открытием «Манифесты 10» Эрмитаж  поднимет цену на входной билет.
– Политика Эрмитажа состоит в том, что выставки не имеют специального билета. Именно поэтому они всегда находятся в первых рядах по посещаемости в мире. Посещение «Манифесты 10» является частью посещения основного комплекса Эрмитажа.

Для этого существует полный билет – 400 рублей – и специальная цена билета для граждан России и Белоруссии, с 1 июля – 350 рублей.  Цена билета в Главный штаб, который пока является выставочной площадкой и где размещена основная часть «Манифесты 10», остается прежней – 100 рублей.

– Прежде для российских граждан было 300 рублей, тот есть цена поднялась на 50 рублей. А льготы сохранятся?
– Эрмитаж продолжает сближение цены для граждан и не граждан России, следуя своему обещанию и отвечая на многочисленные письма и жалобы посетителей, которые недовольны такой дискриминацией.

То, что вы называете льготами, мы называем социальной политикой музея. Мы используем деньги, полученные от продажи билетов, для восстановления нулевой цены для  тех, кому трудно прийти в музей по экономическим причинам. Это школьники и студенты вне зависимости от гражданства, а также российские пенсионеры.

Бесплатным для индивидуальных посетителей остается первый четверг каждого месяца. Из 3 млн приходящих в Эрмитаж 1 млн посещают его бесплатно. Напомню,  что Лувр в этом  году отменил бесплатное посещение в летний сезон.

В ближайшее время начинаем публиковать на нашем сайте цены на билеты в России и мире.

– Матисс переехал в Главный штаб навсегда. Хотя третий этаж Зимнего дворца, где он находился почти 60 лет, был сакральным местом – знаком причастности к мировой культуре. Многие видят в этой акции потерю символа.
– В Главном штабе создана галерея Щукина и Морозова, собиравших Матисса, теперь картины получат много пространства и дневного света. Что касается сакральности, то споры вокруг этого искусства давно прошли и сакральность несколько ослабла. Думаю, что со временем сакральное пространство появится в Главном штабе.     

– Сейчас в бывшем зале Матисса выставлены картины и акварели Марлен Дюма из основного проекта «Манифесты 10». А что будет потом?
– Мы готовим внутренний тендер на идею его использования.             

Вадим ШУВАЛОВ











Lentainform