16+

Почему велосипедизация Москвы проходит быстрее чем в Петербурге

10/07/2014

Почему велосипедизация Москвы проходит быстрее чем в Петербурге

Смольный пообещал активным петербуржцам 250 километров новых велодорожек. Это много: протяженность всех улиц в Петербурге – 3100 км. Реально ли устроить в городе велодорожки? Во сколько это может обойтись бюджету? Пострадают ли от этого пешеходы и автомобилисты? «Город 812» изучил все планы велосипедизации СПб, подготовленные как профессионалами, так и любителями.


           Хорошо, но дорого

«Велодорожки должны иметь транспортное назначение, а не прогулочное, – твердо заявил один из авторов велоконцепции, директор научного центра «Экологическая безопасность и устойчивое развитие транспорта» НИИ автомобильного транспорта Юлий Кунин. – Я уверен, что они преобразят город, как сейчас преображают Москву пешеходные зоны. Убрали машины, поставили фонари, скамейки – и город вдруг стал европейским! Там приятно проводить время. Да, Москва сейчас опережает Петербург в этом направлении: наверное, потому что вкладывают больше денег. Хотя Питер начал раньше... Мы дважды составляли подобные проекты и для Петербурга, но оба эти проекта пропали».

Первый проект НИИ автотранспорта забраковали потому, что предложенная им сеть охватывала в основном окраины, а в центр не вела. Вторая схема составлялась вместе с петербургскими активистами велодвижения. Когда она была готова, заказчика – Комитет по транспортно-транзитной политике – уже не существовало. Велосипедизация досталась другому комитету Смольного – по развитию транспортной инфраструктуры. Этот  комитет не слишком ухватился за идею велодорожек. Тогда там  считали, что в центре велосипедам не место.

«Самая большая сложность, – говорит Юлий Кунин, – в том, что придется все время подключать разные комитеты, в зависимости от того, кто отвечает за землю, где должна появиться эта дорожка. Когда маршрут велодорожки идет по трассе, им занимается Комитет по транспорту. По тротуару или газону – Комитет по благоустройству. Спасение тут одно – велосипедный куратор, советник губернатора, который все эти нити будет держать в руках. В Москве он есть – поэтому все и начало так быстро развиваться. В Петербурге нет ни советника ни денег. Я сомневаюсь, что в Петербурге сделают именно 250 км дорожек, скорее – в 2-3 раза меньше. Но это такой проект, который можно внедрять постепенно. Лишь бы дело сдвинулось с мертвой точки. Лишь бы осознали, наконец, что велосипед – это транспорт, а не средство для покатушек. Увы, серьезный подход к дорожкам влечет еще и серьезные расходы. Дело не только в разметке и барьерах. А кто должен за ней ухаживать, зимой и летом? И кто будет курировать тех, кто ухаживает?»

Самая старая велодорожка в городе – на проспекте Луначарского – начинается ниоткуда и заканчивается ничем. К тому же она прерывается на середине, на Светлановском проспекте. Самая новая – вдоль Парашютной улицы – упирается в КАД. Она тоже служит исключительно для прогулок. То же можно сказать про колпинскую дорожку.  Петербургу нужно совсем другое. Есть такое понятие – велосипедные корреспонденции. Это маршруты, которыми велосипедисты пользуются каждый день, предпочитая свой байк вагону метро и автомобилю. На схеме, составленной НИИ автотранспорта в 2011 году, видно, что наибольшее число велопоездок петербуржцы совершают между Московским и Адмиралтейским районами, Приморским и Петроградским, Красногвардейским и Центральным. Чуть отстают от них связки: Выборгский–Калининский, Невский–Приморский, Московский–Фрунзенский.

Получается, далеко не все стремятся попасть с окраин в центр или из центра за город: больше популярны хорды. Впрочем, надо ведь изучать не существующий велоконтингент, а потенциальный. В предложениях НИИ АТ есть транспортные и рекреационные велодорожки Первоэтапные маршруты (см. в списке) не все ведут в центр, но станции метро более-менее охватывают. На втором этапе сеть должна стать гуще.

По составленной НИИ смете, облагородить уже существующую велодорожку (положить новый асфальт и нарисовать разметку) стоит 672 рубля за квадратный метр (оптимальная ширина дорожки – 1,5 метра). Полоса газона, несколько дорожных знаков и светофор оценены в 4000 рублей за погонный метр. Озеленение – дерево через каждые 6 метров или кустарник через каждый метр – еще 3000 рублей. Дороже всего освещение – 4800 рублей за метр. Обслуживание дороги с помощью уборочной техники – 1300 рублей в год. Поскольку озеленение, подстилающий слой и главное – фонари требуются не везде, некоторые цифры разработчики уменьшили на коэффициент – 0,4. Зато обслуживание посчитали сразу на 4 года вперед.

В итоге у специалистов получилось, что дорожка шириной в полтора метра обойдется городу в 11 тысяч рублей за метр, и если умножить эту цифру на 250 обещанных километров – получится 2,75 миллиарда рублей.

Экономично, но спорно

Другой разработчик велодорожек – Открытая лаборатория «Город» – предложила совсем иную концепцию: использовать существующую дорожную сеть, не изгоняя с нее автомобилистов, но призывая их к мирному сосуществованию с велосипедами. Для этого придется запретить парковку на основных магистралях и отдать правые полосы велосипедистам и общественному транспорту.

Всех расходов – на разметку: букву «А» и рисунок велосипеда. Да, еще придется понизить поребрик, чтоб велосипедист мог заскочить на тротуар, уступая дорогу нагоняющему его автобусу. В пиковых местах можно повесить видеокамеры – чтоб ловить заезжающих на полосу автомобилистов.

В открытой лаборатории «Город» за велопроект отвечали Дарья Табачникова и Олег Паченков. Они вместе подготовили список из 16 приоритетных направлений, но расходятся во мнении, с чего стоит начать: то ли с набережных Невы на правом берегу, то ли с хордовых дорожек в северных районах.

Олег Панченков (он директор Центра независимых социологических исследований) описывает логику предлагаемых маршрутов так: маршрут «Политехнический», идет от проспекта Руставели по уже имеющейся велодорожке вдоль Муринского ручья, затем по Тихорецкому проспекту вдоль Сосновки и по Светлановскому до одноименной площади, возвращается назад через Непокоренных, парк Политехнчиеского университета, улицы Фаворского, Бутлерова и Верности – снова к Руставели. Преимущества дорожки: соединяет три парка и зеленую зону возле Пискаревского кладбища.

Маршрут «Приморско-Калининский». Соединяет три парка – Сосновку, Удельный и ЦПКО. Велосипедисты из района озера Долгого смогут путешествовать в центр и в Калининский район. «С Комендантского до Марсова поля я доезжаю этим маршрутом за 40-50 минут, – говорит Олег Паченков. – В машине в час пик было бы дольше».

Свой вариант предложило сообщество «ВелоПитер»: от Финляндского вокзала через Пискаревку к Мурину и Девяткину.

Дарья Табачникова считает, что начать следует с набережных на правом берегу – Свердловской, Арсенальной и Приморского проспекта. Можно было б соорудить практически безостановочную дорожку, но мешают тоннели. Придется это направление осваивать кусками.  А на Приморском проспекте не мешало бы водрузить кадки с цветами, чтобы хоть немного защитить велосипедистов от выхлопов. Пешеходов там нет.

В итоге Открытая лаборатория «Город» разработала 16 маршрутов. В центр ведут только два, оба предположительно по Лиговскому проспекту (см. список).

Куратор проекта Дарья Табачникова говорит, что предъявит концепцию главе КРТИ Анатолию Мишанову в течение ближайших двух недель. Кстати, Мишанов недавно участвовал в депутатско-чиновничьем велопробеге по городу.

Список лаборатории «Город» выглядит более перспективным, чем список НИИ АТ – он более экономичный. И еще: как показывает опыт иностранцев – немцев и датчан, – маршруты на первых порах не важны. Главное – начать, показать, каково это в действии: замена машины на велосипед. Люди оценят, появится и спрос.

Веломаршруты, разработанные НИИ автотранспорта

1. Набережная Невы от Володарского моста до Приморского проспекта и Лахты.
2. Пискаревский проспект – с возможностью уйти на прогулочные дорожки на Луначарского, Верности и Непокоренных (пока существует только первая).
3. Камышовая – Долгоозерная – Парашютная, далее к Удельному парку. Авторы также предложили сделать прогулочное кольцо вокруг Удельного парка с мостами или тоннелями в местах пересечения с железнодорожной веткой. От парка запланировано два продолжения: по Большому Самсониевскому к Кантемировскому мосту и по Институтской ул. к Сосновке.
3. Две дорожки от Заневской площади по узким улицам или даже по дворам. Одна – в сторону проспекта Большевиков, с тоннелем под ж/д веткой, вторая – до парка Малиновка.
Петергофское шоссе – Стачек – Говорова, далее хитрыми тропами – до Невы.
4. Варшавская – Московский проспект.
5. Проспект Гагарина – Московское шоссе
6. Улицы Бухарестская и Салова

Веломаршруты, разработанные лабораторией «Город»

1. «Комендантский аэродром Центр» (ст. м. «Комендантский проспект» – Финляндский вокзал).
2. «Проспект Просвещения – Центр» (ст. м. «Проспект Просвещения – ст. м. «Озерки» – Финляндский вокзал).
3. «Гражданский проспект – Центр» (ст. м. «Гражданский проспект» – Финляндский вокзал).
4. «Хасанская ул. – Центр» (Хасанская ул. – пр. Наставников – пр. Косыгина – Заневская пл.).
5. «Купчино – Центр» (ст. м. «Международная» – Московский вокзал).
6. «Московская пл. – Центр» (ст. м. «Московская» – Московский вокзал).
7. «Проспект Луначарского» (пр. Луначарского от Выборгского ш. до ул. Руставели).
8. «Ленинский проспект – Балтийский вокзал» (ст. м. «Ленинский проспект» – Балтийский вокзал).
9. «Ленинский проспект» (Ленинский пр. от ул. Доблести до ст. м. «Московская»).
10. «Пушкин – Колпино» (ж/д ст. Царское Село – ж/д ст. Колпино).
11. «Кронштадт» (Цитадельское ш. – Кронштадтское ш. – Тулонская аллея).
12. «Санкт-Петербург – Зеленогорск» (ст. м. «Старая деревня» ж/д ст. Сестрорецк – ж/д ст. Зеленогорск).
13. «Санкт-Петербург – Ломоносов» (ст. м. «Ленинский проспект» – ст. м. «Проспект Ветеранов» – Петергофское шоссе – ж/д ст. Новый Петергоф – ж.д. ст. Ораниенбаум).
14. «Санкт-Петербург – ж/д ст. Павловск» (ст. м. «Московская» – Витебский пр. – пос. Шушары – ж/д ст. Царское Село – ж/д ст. Павловск).
15. «Санкт-Петербург – Парголово» (ст. м. «Озерки» – Выборгское ш. – пос. Парголово).
16. «Санкт-Петербург – Колпино» (ст. м. «Международная» – Софийская ул. – ж/д ст. Колпино)».             

Нина АСТАФЬЕВА





3D графика на заказ

установка натяжных потолков в москве








Lentainform