На Ямале, а конкретно – в городе Надым, решили бороться с комарами в парках с помощью инновационных ловушек. Ни в Петербурге, ни в Ленобласти ловушки ставить не собираются. Но обрабатывают водоемы ларвицидными препаратами. О том, как еще борются с комарами, разбирался «Город 812».
Борьба
Нынешний год выдался, уверяют ученые, не слишком комариным, но все же эти твари порядком донимают. К тому же зима была теплая, расплодились и городские комары тоже.
Комариные ловушки, которые установили в Надыме, у нас использовать не хотят. Хотя на Ямале эти ловушки называют инновационной техникой, принцип их работы давно известен, такие ловушки может в Интернете купить каждый (от 30 тысяч рублей и выше). Ловушки работают на пропане, в результате горения которого образуется углекислый газ, который комары принимают за человека. Потом комаров засасывает в электрическую ловушку пылесос, где они и гибнут, несчастные.
В наших краях против комаров используют химическое и биологическое оружие, конкретно – ларвицидные препараты, которые бьют по личинкам, препятствуя их превращению во взрослые особи. Как это происходит, рассказали эпидемиологи областного Роспотребнадзора.
«Сначала наши энтомологи приходят на водоемы, где комары откладывают личинки. Водоемов этих не очень много, все зависит от кислотности воды, от прочих обитателей: комары не любят жить рядом со стрекозами и водными жуками, потому что их личинки поедают личинки комаров. Изучив состояние особей, специалисты вычисляют, когда будет следующая кладка личинок. Как правило, в жаркое лето в Петербурге вырастают три генерации комаров, в холодное – две. Дождавшись 3-4 стадии развития личинки, мы добавляем в воду те самые ларвициды. План по водоемам, а также по паркам, которые надо обработать против клещей, составляется заранее. Обычно эпидобработка садов и лесопарков проходит в мае-июне, а в июле мы только зачищаем территории детских лагерей».
Впрочем, таким красивым способом эпидемиологи борются не со всеми комарами, а только с малярийными – анофелесами. Прочие комары – аэдосы – хоть и являются агрессивными и кусачими, но особого вреда не приносят, так что на них не тратятся. Если директор какой-нибудь базы отдыха захочет избавить своих постояльцев от комариного зуда, никто ему не мешает купить ловушку как в Надыме или пытаться напустить в личиночный пруд стрекоз и жуков-плавунцов.
Большое или малое количество комаров зависит от погоды. Для нас самые неблагоприятные условия – это теплая весна после снежной зимы. Тогда комары проснутся раньше, раньше начнут размножаться, а паводок на реках им в этом поможет. Отметим, что комары не любят залетать высоко и выше 7 этажа, как правило, не поднимаются.
Болезни
Российские ларвициды охотно покупают в Индии – там проблема с малярийными комарами очень остра. А у нас хоть и встречается иногда эта болезнь, но обычно она оказывается привозной. О болезнях, которые переносят комары-аэдосы (т.е. нормальные, немалярийные), рассказал энтомолог Алексей Харин.
«Самая опасная – лихорадка Западного Нила, комариный энцефалит. В Петербурге случаев отмечено не было, да и не будет, наверное. А вот в южных регионах – Волгоградской, Астраханской и Ростовской областях – были заболевшие. Болезнь тяжелая, и смертность высока. Еще одно комариное заболевание – дирофиляриоз. Дирофилярия – это такой гельминт. Заражаются им, в основном, собаки, но человек тоже может: появится зуд в месте укуса, а при разрезе обнаруживается глист. В пищеварительном тракте этот глист не живет, и заражение происходит только во время укуса, то есть от больной собаки заразиться невозможно. Наконец, существует еще карельская лихорадка. Вот эта болезнь фиксировалась в наших краях: Карелии и Финляндии. Как правило, заболевший принимает ее за обычное ОРВИ. Болезнь не смертельная».
Комары, подхватившие западно-нильский энцефалит, не смогут добраться до Ленинградской области. Но если приедет зараженный больной, попадет в больницу, а в больнице этой живут в подвале городские комары – они в теории могут покусать больного и заразить еще нескольких.
Городской комар
Этот вид изучает энтомолог Наталья Виноградова. Во всех регионах России, кроме некоторых сибирских городов, где дома строились без подвалов, встречаются городские комары.
Городской комар – это особый подвид. Есть у него несколько особенностей, благодаря которым он приспособился к жизни в городе. Комар этот тропического происхождения, зимовать не любит, поэтому обитает круглый год в теплой среде, в подвале. Ему даже не надо вылетать оттуда, чтобы насосаться крови. Обычным комарам кровь нужна, чтобы успешно отложить яйца, но городские комары умудряются делать первую кладку без кровяной заправки. И наконец, обычные комары, чтобы спариться, создают рой, а городским это не нужно. Поэтому они у себя в подвале могут жить годами. Правда, если вылетят, то и назад вернуться не смогут, и потомство создать – тоже. Так и умрут.
Подвальный комар летает по подъезду, проникает в квартиру через двери и вентиляцию. Казалось бы, кусаться ему ни к чему, раз он может размножаться без крови, но он все равно это делает. Ни разу в Петербурге не было зафиксировано случаев, когда комар становился переносчиком опасных болезней, но все равно укус неприятен – благодаря содержащемуся в слюне комара ферменту-аллергену он может спровоцировать аллергическую реакцию.
Борьба с городским комаром производится путем осушения подвалов – не специально ради комаров, а по мере освоения подвалов бизнесом. Дополнительной антикомариной борьбы никто не ведет – обработка подвалов недешевое дело.
Справка
По данным 2013 года, в петербургских парках ежегодно обрабатываются акарицидами – противоклещевыми составами – 364 гектара лесов, парков и кладбищ. В области – 1328. Больше всего в Пушкинском районе (150 га), на втором месте Московский (104 га), на третьем Приморский (44 га). Ларвицидная обработка против аэдосов происходит однократно. Больше всего комариных водоемов в Красногвардейском районе (13,5 га), Пушкинском (15 га), Выборгском, Невском и Приморском. А вот с малярийным комаром борются трижды за сезон: больше всего в Пушкине, Петергофе и Красном Селе. Курортный район, наоборот, из самых благополучных.
Клещи наступают
В этом сезоне почти три тысячи человек обратились за помощью в связи с клещевыми укусами, предварительный диагноз «энцефалит» поставлен 9 укушенным, в том числе двум детям, а боррелиоз выявлен у 12 человек.
Советы
Энтомологи не доверяют универсальным аэрозолям против мошки, комаров и клещей одновременно. Вообще, говорят они, лучше взять тот антикомариный спрей, что сделан из растительных компонентов.
Для тех, кто не хочет защищаться от комаров с помощью химии, есть несколько советов. Посадить: 1. Кусты томата (на окне или на дачном участке). 2. Кусты лемонграсса (цитронеллы). 3. Гвоздику. 4. Эвкалипт. 5. Анис.
Ловушка для комаров своими руками. Французский рецепт
Нужны
1. Пластиковая бутылка, картон или газета.
2. Дрожжи – 1 грамм.
3. Сахар – 50 грамм.
4. Вода – 200 мл.
Пояснения
1. Отрезать горлышко бутылки.
2. Залить теплую воду и засыпать сахар.
3. Добавить дрожжи, перемешать.
4. Вставить отрезанное горлышко в бутылку.
5. Обернуть картоном (газетой).
Принцип работы ловушки: ловушка выделяет углекислый газ, который любят комары. Комар летит на запах, опускается в бутылку, обратно вылететь не может, погибает в сладком растворе.
Нина АСТАФЬЕВА
- Петербург в День Победы — самые заметные события праздничного дня
- По случаю чемпионства зенитовские легионеры распевали нецензурные песни, «прославляя» культурную столицу
- Что за санитарная угроза закрыла легендарный МДТ
- «Свершилось!» - у властей наконец-то дошли руки до автовладельцев, скрывающих номера на платных парковках
- Красивейшее историческое здание приходит в упадок на глазах чиновников, отвечающих за охрану памятников
- За окном лето, а городские чиновники не пускают петербуржцев гулять в парки
- Зачем петербургские депутаты раскрывают декларации о доходах, если можно этого не делать
- Петербургские власти «подсели» на белорусскую уборочную технику
- Кто виноват, что строительство новых станций метро в Петербурге «зависает»
- Кто может стать главным худруком БДТ, вместо уволенного Могучего