16+

Lentainform

Эксперты рассказали, почему агропромышленное бизнес-лобби в России одно из самый сильных

08/08/2014

Эксперты рассказали, почему агропромышленное бизнес-лобби в России одно из самый сильных

Политконсультант Глеб Кузнецов объяснил Znak.com, что агропромышленное бизнес-лобби является одним из самых сильных и непубличных в России, в том числе в силу того, что агропромышленные предприятия считаются субъектами не только экономики, но и социальной сферы.


         «Надо понимать, что нынешняя система, сложившаяся в АПК, – это и есть главная угроза продовольственной безопасности страны. Депутаты и сенаторы всех уровней в основном работают с «сельскохозяйственными баронами» – крупными предприятиями, а не с фермерами, не позволяя последним развиваться, так как гиганты оттягивают на себя большую часть субсидий. Есть и явно коррупционные истории, когда, к примеру, посещаешь Воронежскую или Липецкую область, видишь бескрайние поля пшеницы, а потом узнаешь, что в этот регион срочно выделены средства на ликвидацию последствий страшной засухи или наводнения.

При этом нечерноземные регионы субсидии недополучают – такие объемы Москве «неинтересны».  При том, как только кто-то на федеральном уровне заинтересуется происходящим и потребует отчета по субсидиям, крупные предприятия начинают фактически шантажировать власти угрозой социального бунта. В силу такого устройства отрасли я и не верю в довод, что за счет нынешних контрсанкций мы оживим российское сельское хозяйство», – считает Кузнецов.

Глава Международного института политической экспертизы Евгений Минченко отмечает, что агропромышленное лобби состоит из многих частей.

На федеральном уровне «Россельхозбанк», к примеру, связан с выходцами из спецслужб  – председателем правления там работает Дмитрий Патрушев, сын экс-директора ФСБ Николая Патрушева. На уровне регионов вступают в силу региональные лоббисты, параллельно идет лоббизм, касающийся скупки земель, землеотводов и так далее. Наконец, лоббисты работают и в нормативно-правовом поле, где крупные сельхозпроизводители, оптовики и ритейлеры пытаются менять рынок каждую в свою сторону, прикрываясь на словах интересами фермеров, отмечает Минченко. Эксперт также обращает внимание, что заградительные меры часто являются инструментом борьбы внутренних и международных игроков.

«По субсидиям уровень закрытости, конечно, высокий, но из нацпроектов «Сельское хозяйство» был все-таки самым успешным», – добавил Минченко.              

znak.com