16+

Как европейцы дважды испортили мне отдых. Личный опыт

12/08/2014

Как европейцы дважды испортили мне отдых. Личный опыт

Если вы думаете, что летний отдых можно испортить только имея дело с отечественными турфирмами, то это заблуждение. Европейская транспортная система только внешне выглядит надежно и безупречно. На деле она тоже дает сбои, способные сделать несчастными тысячи пассажиров. И пассажиры эти столь же бесправны, сколь и российские туристы.


        В этом убедился наш корреспондент, дважды за лето попытавшись отдохнуть на испанском побережье.  Один раз путешествие было испорчено из-за забастовки французских авиадиспетчеров, другой – из-за забастовки работников римского аэропорта.

Полеты во сне

Европа  – небольшой континент, и все в ней взаимосвязано самым тесным образом. Я понял это на пустынной финской трассе Е12, практически в чистом поле. Я ехал в город Тампере, из которого намеревался через 6 часов вылететь популярным лоукостером Ryanair на испанское побережье Costa del Sol. Прилетевшую на телефон эсэмэску я прочел скорее от скуки финской беспонтовой езды. Популярный авиаперевозчик лаконично сообщал, что мой рейс отменен и что деньги мне вернут.

Минут 10 еще я ехал по инерции в утреннем тумане в бесполезный теперь Тампере, с трудом соображая, как такое вообще возможно и как я теперь буду добираться в Испанию, где меня с нетерпением ждали друзья. Вариантов полетов в Малагу из финской глубинки, прямо скажу, было немного. Стоя на обочине, с помощью планшета и дорогущего финского gprs понял, что даже если я доберусь до аэропорта Хельсинки, мне придется  заплатить какую-то несусветную цену, чтобы купить билеты до Испании на ближайшие двое суток. Смотреть другие даты было бессмысленно, я летел на юбилей к другу и всего на несколько дней.

Из Интернета узнал, что в своей беде я не одинок – авиаперевозчик отменил сотни рейсов в этот день. И все из-за забастовки французских диспетчеров. Где я, а где французские диспетчеры! И причем тут Испания? – вопило мое оскорбленное сознание.

Позже прояснил для себя, что эта особенность всех крупных лоукостеров, принцип существования которых основан на челночных полетах от хабов до пунктов назначения, где на высадку, посадку и дозаправку отводится, как правило, не больше часа. И как только хоть на одном из  рейсов происходит многочасовая задержка, вся сложная система полетов летит к черту. Французские диспетчеры закрыли небо всего на несколько часов. Большинство авиакомпаний отделались опозданиями. И только Ryanair и EasyJet вынуждены были отменять сотни рейсов.

Короче говоря, пришлось мне ни с чем возвращаться домой. И поделом: не гонялся бы ты, брат, за лоукостингом, – предупреждал классик.

Но испорченный отдых – это полбеды. Предстояла еще эпопея с возвратом билета. Ну да, деньги на отмененный рейс возвращаются без проблем. Но фокус в том, что у меня еще были билеты на обратный рейс, который никто не отменял и на который я никак явиться не мог. И стоимость этого билета была в три раза выше той, что я заплатил за билет до Малаги.  А еще у меня был заказан и оплачен через сайт Ryanair  автомобиль в респектабельной фирме Hertz.

Чтобы отменить обратный вылет, мне предстояло дозвониться в офис авиаперевозчика. Ryanair  – это вам не родной «Аэрофлот». Офисов у лоукостера нет нигде. Зато есть 3 номера телефона. Ирландских. Один условно бесплатный, вы платите только за международный трафик. Второй за 2 евро в минуту, третий – за 10 евро. Первые два, как написано на сайте, работают только в будние дни и только в рабочие часы. По бесплатному телефону дозвониться было невозможно двое суток – я, похоже, был в своем горе далеко не одинок. Мои 2 евро тоже никому не были интересны. Пришлось дозваниваться за 10 евро. Через час я, наконец, услышал вместо родных уже интонаций автоответчика голос диспетчера с ярким ирландским акцентом. Выспросив у меня едва ли не всю мою биографию (те самые персональные данные, которыми теперь, по-видимому, располагает Госдеп), мне, наконец, было предложено заполнить форму на сайте с просьбой вернуть деньги. Я  так и сделал.

В конце концов, все, что мне нужно было от Ryanair, я  получил в полном объеме. За минусом нервов, времени и расходов на звонки, которые в итоге составили порядка 40 евро. Только должен заметить, что если вы или ваши близкие не владеют английским, проделать этот трюк практически нереально. На русском языке Ryanair не говорит и не пишет. По-видимому, принципиально.

А вот респектабельный Hertz деньги за неиспользованный автомобиль мне так и не вернул. И даже не счел нужным отвечать на мою вежливую просьбу.

И наяву

Следующую попытку достигнуть берегов Средиземного моря я предпринял ровно через месяц, в конце июля. Я не стал рисковать отдыхом, добираясь в дальние края унылым лоукостером. Выбрал итальянского перевозчика AlItalia, который за вполне разумную плату обещал доставить меня в Малагу прямо из «Пулкова», лишь каких-то пару часов промариновав на пересадке в Риме. AlItalia отличный перевозчик, я пользовался их услугами не один раз, всякий раз удивляясь, почему полет из Петербурга в Испанию через Рим у них часто бывает дешевле, чем билет на тот же рейс, только до Рима. Но это факт. И на этот раз итальянцы не подвели. Доставили и туда и обратно. Впечатления не смогла испортить даже отвратительная кормежка на борту. Зато как завораживающе они говорят  Bongiorno и Arrivederci!

Мои мучения начались тогда, когда все уже должно было кончиться, – в багажном отделении аэропорта «Пулково».

В новом «Пулково» все теперь как у людей. И даже багаж  выдают на новых транспортерах с электронными указателями на двух языках. Но внешность обманчива. Ощущение, что мой чемодан может не выползти на транспортер, почему-то не покидало меня с самого начала полета. Возможно, навеяло путешествие по запутанным лабиринтам римского Фьюмичино, где я провел на пересадке 2 часа и где мой багаж с самолета на самолет перемещали итальянские грузчики. Мысль, что логистика – не итальянский конек, не покидала меня с тех пор, как я проблуждал минут 50, пробираясь к нужным мне воротам, дважды зачем-то пройдя через нежные руки службы безопасности и отстояв огромную очередь с американцами, китайцами, арабами к окошку приветливого пограничника.

Но все это не важно. Главное, что результатом всех этих перемещений было отсутствие моего чемодана на транспортной ленте. Она все еще неспешно крутила чьи-то никому не нужные вещи, еще больше десятка пассажиров спокойно стояли вокруг ленты, ожидая, когда российские грузчики соберутся с силами, чтобы выкинуть на конвейер последнюю порцию багажа, а я уже все понял. Чемодана не будет!

У прилавка с надписью «Утерянный багаж» стояла небольшая очередь с рейса из Парижа. Девушка, к которой я вежливо обратился с вопросом «Что делать?», так же вежливо ответила мне: «Ждите. У меня норма – 20 минут на человека». Я тут же проделал несложный расчет и понял, что  у меня есть в запасе по крайней мере три часа. Впрочем, девушка смилостивилась и дала мне для заполнения аж 6 бланков. Среди них было 2 заявления на утерю багажа и четыре (!) таможенных декларации. Пока я заполнял в сторонке бумаги, к стойке подтянулись другие пассажиры моего итальянского рейса. Их оказалось человек 20. Я с ужасом смотрел на внезапно образовавшуюся очередь  и прикидывал, что при норме 20 минут на человека последний в этой очереди покинет аэропорт часов через 12. К счастью, девушек за стойкой прибавилось, и – надо отдать им  должное – они искренне старались помочь людям пробиться сквозь эту безумную бюрократию. Мне повезло: я, в общем счете, справился с бумагами со штампами таможни за каких-то полтора часа. Очередь за это время только выросла.

Несмотря  на то что в чемодане осталась целая куча нужных мне вещей – ключи от квартиры, одежда, провода и гаджеты – я был полон оптимизма. Аэропорт обещал, что за день-два мой чемодан точно найдут и даже доставят мне домой с извинениями. Однако уже на следующий день мой оптимизм поугас – газеты писали, что в итальянском аэропорту Фьюмичино проходит забастовка грузчиков. Они, мол, протестуют против готовящегося сокращения рабочих мест из-за запланированной продажи AlItalia какой-то дочке Emirates Airlines.

И снова я почувствовал себя побочным продуктом недюжинных человеческих страстей. В далекой Франции диспетчеры борются за свои зарплаты, в Риме грузчики протестуют против поглощения Арабскими Эмиратами. Я уже молчу про украинский кризис, который тут совершенно ни при чем, но который лишил меня разом не только сыра и йогурта, но главного –  веры в нерушимую дружбу, здравый смысл и завтрашний день.

Между тем итальянские газеты живописали, как 15 тысяч чемоданов пассажиров компании AlItalia парятся в разных непотребных местах римского аэропорта, валяются на взлетных полосах.  С одной стороны, стало полегче: раз я не один в своей беде, значит, общественное мнение и репутация заставят компанию быть порасторопнее. С другой стороны, разгребать груз 15 тысяч пассажиров труднее, чем найти один крошечный, чудом заблудившийся чемодан. Электронная система отслеживания пропавших вещей в течение пяти дней писала лаконичное: «Розыск продолжается». По телефону, слава богу, на чистом русском поясняли, что придется потерпеть. Забастовка продолжается.

Я потерплю. Но боюсь, не будут терпеть на 40-градусной жаре внутренности моего чемодана. Я хорошо себе представляю, как расплавляются итальянские сыры, множа свою плесень и расточая несусветные ароматы; вижу, как взрывается  пакет с перекисшим супом гаспаччо, заливая женины кофточки. И с грустью размышляю о Европе, по которой, похоже, опять бродит какой-то призрак, причиняя одним мелкие пакости, а другим несусветные страдания.              

Андрей ПОТАПЕНКО











Lentainform