18+

Учебник по истории Крыма легко переделывается в учебник по истории Эстонии и даже Польши

01/09/2014

В «Книжном магазине для детских садов и школ» продается за 62 руб. книжка «Крым в истории России». На первой странице написано, что это – методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений.

         Правда, никаких указаний, что оно рекомендовано каким-нибудь министерством образования или хотя бы гороно, нет. Но и других книжек на сходную тематику тоже нет, поэтому захочет учитель, не имеющий собственного разумения, рассказать деткам про Крым – пойдет покупать. А захотеть придется – во всех российских школах должен пройти тематический урок, посвященный воссоединению Крыма с Россией.

«В новейшей истории страны после 1991 г. вряд ли случалось событие, вызывавшее столь небывалый духовный подъем, способствовавшее осознанию национального единства всех граждан станы», пишет во введении автор Кирилл Кочегаров. «Почему ни крымчане, ни российский народ, ни лидеры нашей страны не испугались угроз в отместку за стремление к национальному единству, которые раздавались из США и многих европейских столиц?» – немного коряво формулирует он риторический вопрос и предлагает для ответа на него обратиться к истории.

Дальше следует раздел про историю Крыма, занимающий больше половины 46-страничной брошюры: от неолита до наших дней. Написан он в традициях лучшей в мире советской педагогической науки, где главным аргументом являлась цитата из классиков марксизма-ленинизма. Так, на 33 страницы исторического раздела приходится 15 цитат из Путина, суммарно занимающих несколько страниц. Всего же в книге 22 цитаты классика. Считать их легко – они выделены жирным шрифтом.

Единство Крыма и России прослеживается, естественно, с дремучих времен первых князей. «В 964–965 годах русский князь Святослав сокрушил Хазарское государство… Началось утверждение русского влияния в Причерноморье». Которое продолжалось вплоть до татаро-монгольского нашествия. Совершенно классическое, по учебнику, прочтение истории. К этой же главе, кстати, относится и первая цитата из Путина.

Беда, однако, в том, что Святослав и его потомки сидели в Киеве, то есть был украинскими князьями и самыми настоящими «укропами», а в некотором смысле даже духовными отцами бандеровцев и прочих «украинских фашистов», которые используют в качестве своего символа трезубец Рюриковичей. Так что главу следовало бы назвать «Утверждение украинского влияния в Крыму в X–XI веках».

В следующий раз единство Крыма и России проявилось только в конце XVIII века при Екатерине II, которая в ходе очередных войн с Турцией сначала добилась признания независимости этой территории от Османской империи и посадила туда своего ставленника, а потом и вовсе объявила о включении Крыма в состав России. Дальше в брошюре рассказывается про счастливую жизнь Новороссии в составе России и героическую оборону Севастополя в ходе Крымской войны (она названа «Первой обороной Севастополя»). В конце каждой главы приведены «Вопросы и задания для обсуждения». В основном они довольно однозначны, и при правильном взгляде на историю ответить на них просто. Однако в конце этой есть один, на котором срезаться – раз плюнуть: «Почему, несмотря на поражение России в Крымской войне, сражения на землях Крыма стали примером выдающихся подвигов и образцом русской воинской славы?»

Во всех подробностях расписана героическая борьба русского народа за Крым во время Второй мировой войны («Вторая оборона Севастополя»), есть немного о депортации крымских татар. История 1991 года на удивление обошлась без хлестких эпитетов. С распадом СССР началась «Третья оборона Севастополя» – украинцы хотели хапнуть Черноморский флот. А мы не давали.

Хотя книжка подписана в печать 7 апреля 2014 года, а написана, значит, еще раньше, когда ни Донецкой, ни Луганской народных республик еще не существовало, автор пророчески подводит под них идеологическую базу: «значительная часть рабочих и даже крестьян Донецкой, Харьковской, Днепропетровской, Одесской и Николаевской областей решительно отказывались украинизироваться» (речь о включении этих территорий в состав УССР в 1920-е годы). Поступок патриотичный, но недальновидный: при благоприятном развитии событий можно было бы еще одну книжку написать, а так – уже в этой все сказано.

Недавняя современность расписана во всех ее ужасах – от обещаний Юлии Тимошенко использовать против Юго-Востока Украины атомное оружие до констатации, что даже «при ослаблении натиска украинизации во времена Л.Д. Кучмы или В.Ф. Януковича многие русские все равно ощущали себя на Украине гражданами второго сорта». Русский язык подвергается всяческим унижениям – «даже старые советские фильмы идут с украинскими титрами». Но теперь, к счастью, все это позади, впереди – ударный труд и бесконечное счастье. И даже Дмитрий Медведев удостоился упоминания на последней странице.

Главное достоинство сюжета книжки – универсальность. На него может быть написана история любой территории бывшей советской империи. Можно про Киев: как процветал этот город при русских царях, как героически обороняли его от фашистов советские солдаты, какая ужасная несправедливость свершилась, когда сотни тысяч русскоязычных жителей Киева однажды вечером 1991 года легли спасть в своей стране, а проснулись – за границей. Можно – про Таллин. При желании, можно даже про Варшаву.

Об авторе

Кирилл Кочегаров – кандидат исторических наук, сотрудник Института славяноведения РАН. Награжден медалью РАН для молодых ученых. Написал (в соавторстве) учебники для 4 и 5 классов «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России».           

Антон МУХИН






  • Магазин квадроциклов: ATVARMOR.RU.