16+

Нужен ли РПЦ пиар, и что за люди этим занимаются

10/09/2014

Нужен ли РПЦ пиар, и что за люди этим занимаются

За последние полгода активность православных клириков в Петербурге заметно выросла. Люди в рясах регулярно мелькают на ТВ, храмы выходят в Интернет. Все это происходит благодаря новому петербургскому митрополиту Варсонофию, который по совместительству работает управляющим делами Московской патриархии. Владыка Варсонофий намерен создать объективно-позитивный имидж епархии.


       Кто и как этим занимается? – «Городу 812» рассказал глава пресс-службы Петербургской митрополии священник Алексий ВОЛЧКОВ.

– Каким должен быть имидж петербургской епархии?
– У нас нет специальной задачи – создавать позитивный имидж. В  епархии нет никакого пиар-отдела.  В Русской Православной Церкви существуют информационные подразделения,  цель которых – создание объективного медиаобраза церкви. Но этот образ объективно позитивен. Занимаясь своим информационным делом, мы говорим о хороших сторонах церковной жизни, в которых много радости и позитива. Деятельность, которую мы ведем, со стороны, возможно, и похожа на пиар, но мы ни в коем случае ее так не называем. Хотя она и несет эффект создания позитивного имиджа организации.

– Ваша работа с приходами – как она вписывается в то, о чем вы только что сказали?
– Нам нужно повышать информационную грамотность на приходах. Мы живем в Петербурге, который дал миру самый популярный сайт Европы – «ВКонтакте». И нам важно, чтобы приходы говорили с городом на одном языке. Бывает так: что для прихода выглядит естественным, для окружающего мира кажется чем-то средневековым,  шокирующим. Очень часто это бывает вызвано именно отсутствием коммуникации.

– Что в церкви может быть шокирующим?
– Такая ситуация – крайность. Как правило, возникает обычное непонимание. Например, человеку с улицы бывает непросто войти в храм. Как ему разобраться, что к чему? Как узнать, когда проводятся богослужения, как зовут настоятеля, каков порядок исповеди? Где  это узнать? Можно подойти к свечнице, но у нее настроение бывает… разнообразное. Поэтому нужен какой-то общий знаменатель. Таким знаменателем может стать приходской сайт. Горожане привыкли получать информацию через Интернет, церковный приход может им эту информацию предоставлять. Писать на своем сайте, как приход живет, кто в храме служит, какие есть инициативы и мероприятия, – все это задача администратора сайта. Другой вариант взаимодействия – внятно оформленная информационная доска при входе в храм.

– Есть ли методические рекомендации, как правильно создавать церковные сайты?
– Изначально эти рекомендации были разработаны в Москве, а мы их дополнили, локализовали применительно к петербургской действительности. И теперь предлагаем в качестве стандартов для приходов епархии. Приходской сайт  должен содержать информацию о местоположении храма, расписание богослужений, историю храма, состав клириков.  Это минимум. Но самое важное качество сайта – актуальность. У нас есть очень дорогие церковные сайты, сделанные спонсорами. Но, по сути, они не живые – для «галочки», их содержимое не менялось несколько лет. В настоящее время в Петербурге есть всего лишь около 7 сайтов храмов, которые работают в живом режиме. Всего же церковных веб-страничек  около ста. А храмов – более 450. Информационный отдел епархии уже несколько лет проводит политику по повышению информационного уровня на приходах. Мы устраиваем семинары, конкурсы, конференции. Например, был конкурс на лучший сайт. Мы тогда собрали довольно хороший призовой фонд, нашли спонсоров. Победителем стал Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь. Администратор этого сайта иеромонах Венедикт (Шустов) получил айпэд.

Силами нашего отдела мы поддерживаем три сайта: официальный портал Санкт-Петербургской митрополии (mitropolia.spb.ru), сайт нашего официального печатного издания «Вода живая» (aquaviva.ru), и «Глобус митрополии» (globus.aquaviva.ru). «Глобус митрополии» – уникальный проект, такого нет больше нигде в России. Там собраны вместе три базы данных. На портале можно найти имена, биографии и контакты всех петербургских клириков, информацию о храмах и событиях. Ресурс очень востребован. Главное достоинство официального сайта митрополии – там оперативно появляются новости. Владыка Варсонофий, возглавивший епархию в марте, предъявляет высокие требования к работе информационного отдела. От нас требуется, чтобы мы более детально освещали жизнь епархии. Например, за весь  март  текущего года у нас появилось всего около 40 новостей на ленте. А в июле выпущено уже 100 новостей. Митрополит Варсонофий – главный редактор нашего журнала «Вода живая». Он лично читает перед выходом в печать каждый выпуск. Сам пишет вступительную статью. Может что-то поправить, дать рекомендацию.

– Он к вам строг?
– Ну, мы поняли, что нужно стремиться к более полному отображению епархиальной жизни. И что новости должны быть именно новостями, то есть появляться на ленте не позже чем через 2-3 часа после мероприятия. Мы знали это и раньше, но когда начальник тоже знает стандарты и требует их исполнения, работать становится веселее.

– Нужно ли, на ваш взгляд, рекламировать храмы, чтобы их больше людей посещало?
– Рекламировать в церкви ничего нельзя. Иначе получится эффект со знаком «минус». В итоге будет, наоборот, отторжение человека от того, что ему предлагается. Нужно заниматься информированием. Рассказывать о приходе, храме – так сказать, без задней мысли. Если жизнь прихода насыщенная и богата разнообразными служениями, то от освящения оной в СМИ получится и реклама Церкви тоже. Только такая реклама нужна. Но это – не первоочередная цель. Сейчас часто возникают конфликты из-за строительства новых храмов. Жители не всегда понимают, зачем это надо, не разделяют идею постройки. И в этом случае приходу нужно, пользуясь современными технологиями, донести мысль до горожан, почему хорошо, чтобы в этом месте появился именно храм. Можно создать сайт, сделать буклеты. Разложить их по ближайшим подъездам домов или у метро раздавать.

- Как вы относитесь к использованию СМС-рассылок для получения молитв, расписания богослужений и так далее?
– Как правило, позитивно. Почти все это уместно в церкви. СМС – просто способ передачи информации. Важно, чтобы технология не вступала  в противоречие с духовным содержанием. К сожалению, иногда возникает и такая ситуация. Например, недавно в магазине приложений AppStore появилось специальное приложение, позволяющее дистанционно заказывать требы (молебны, сорокоусты, панихиды и проч.). Я полагаю, что в этом случае технологическая составляющая компрометирует церковную жизнь.  В этом случае нарушается основополагающий принцип личного участия человека в молитвенной жизни.

– Исповедь по скайпу одобряете?
– Если ты находишься на Южном полюсе – почему бы и нет? А если в Петербурге, и тебе так просто удобнее, то это вряд ли уместно. Ведь технология не должна заменять реальную духовную жизнь. Церковь однозначно выступает против виртуального христианства.

– Нужно ли создавать позитивный образ священника?
– А как его создашь? Священники сами занимаются созданием своих образов. Среди них есть и молодые, и футболисты, и старцы, и велосипедисты. У нас нет нормативного образа. Главное условие – образ священника, его стиль жизни  не должны компрометировать Церковь. Очевидно же, что, например, татуировки и пирсинг непозволительны. Как, скажем, курение в храме. Нигде ведь не написано, что там курить нельзя. Но это не допускается.  Это просто стандарты нашей субкультуры, если хотите.

– Серьгу в ухе священнику тоже иметь нельзя?
– А зачем она?

– Может, для красоты?
– У нас стандарты красоты другие. Традиционные. Мужчина должен быть мужественным. Женщина – женственной.  Я возвращаю вас к XIX веку. То, что тогда казалось мужественным и женственным, то и сейчас в Церкви считается мужественным и женственным.  Что же касается современных технологий – у нас возникла в них нужда. Мы сделали вылазку – обучились технологиям, внесли их в свою церковную жизнь. И снова живем дальше. По-прежнему. Оставаясь Церковью православных христиан, живущих в конкретном регионе нашей планеты.              

Елена РОТКЕВИЧ








Lentainform