16+

«Американцы начали снимать сериалы-извинения»

11/09/2014

АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВ

Хочу порекомендовать два необычных сериала. Оба американские, а необычные они потому, что это – сериалы-извинения, или извиняющиеся сериалы. Но до этого небольшая ремарка о вручении премии «Эмми» – это телевизионный аналог «Оскара». Там главным победителем стал не сериал «Игры престолов», как все ожидали, а сериал «Во все тяжкие».


       Почему это событие важное? Потому что это символическая победа сценаристов над продюсерами. Долго шли споры в Америке, кто важнее – творец или делец. И долгое время дельцы доминировали, говорили: «Мы знаем, как делать сериалы!» Но «Во все тяжкие» – сериал не продюсерский, его создатель Винс Гиллиган сам сценарист, и перед началом работы он как раз поставил условие: дельцы не должны вмешиваться. Некоторые считают, что в США вообще произошла революция в сериальном деле, и «Во все тяжкие» – лучшее доказательство того, что хороший, глубокий фильм может быть не менее экономически успешным, чем продюсерские работы.

Почему я об этом так говорю, потому что этот велосипед – про то, что идея первична, – я изобрел самостоятельно и давно. Обидно, что в Америке сериальная революция уже случилась, а у нас дельцы твердо сидят на своих местах и не хотят дать творцам право на высказывание. И пока этого не произойдет, у нас так и будут выходить странные сериалы про женщин со сложной судьбой.

А ведь учиться надо! В том числе и у наших американских друзей. Почему такой успех у сериала «Во все тяжкие»? Потому что это критическое осмысление действительности. У нас, конечно, с этим проблемы. У нас сейчас по поводу Путина только «Ура!» можно кричать и «Спасибо за Крым!». И уже нельзя крикнуть «Ура!» и задать какой-нибудь маленький вопрос: скажем, как же мы так любили Украину 23 года, что в итоге все дошло до точки? А американцы не боятся задавать самим себе вопросы.

И вот, продолжая критическое осмысление себя, американцы создали два замечательных сериала. Первый называется «Тиран». Это такая американо-восточная история. Некоторые даже стали говорить, что это продолжение «Родины», хотя продолжение это только в том смысле, что «Тиран» – еще одна попытка понять, что происходит на Ближнем Востоке и что там делают Штаты. Это своеобразное извинение перед Башаром Асадом, которого американские СМИ демонизировали полностью, называя исключительно  мясником из Дамаска. В итоге сейчас мы видим, что та оппозиция Асаду, которой радостно помогал Запад,  замечательно отрезает головы журналистам, которые эту оппозицию и воспевали.

В сериале Сирия впрямую не упоминается. Это история про врача-араба, он сын президента некой вымышленной страны, который учился в Америке, стал замечательным педиатром (это прямая отсылка к Асаду, который тоже врач, учился в Англии), у него жена американка, дети, он 20 лет не был на родине. И тут ему приходит приглашение на свадьбу племянника, он не хочет туда ехать, но все-таки едет. И тут начинается страшная интрига, умирает его отец-президент, приходит брат-неврастеник и полусадист. При этом выясняется, что  Восток – это место, где нет  белого и черного, где добро и зло меняются местами.

Я смотрел этот сериал еще и как арабист, и могу сказать, что он почти без ляпов, кроме мелочей вроде военной формы, на которой попадаются какие-то советские медали и странные орденские планки. В наших сериалах таких блох тоже полно – орден Красной Звезды норовят то и дело не на той стороне груди повесить. Но у нас, когда это видишь, хочется выключить телевизор. А здесь ты прощаешь ляпы авторам, потому что это кино с большим смыслом.

Пока официальная Америка не находит в себе силы сказать, что мы немного не то делали в Сирии, авторы сериала такие силы находят. Хотя  самое главное – это просто интересно смотреть.

Второй сериал называется «Американцы» – это уже извинение перед русскими. Сериал о наших разведчиках-нелегалах: семейная пара (они главные герои) живет в Штатах и занимается там всякими шпионскими делами. Время действия – 1980-е, еще махровый СССР существует. И вдруг оказывается, что и советские шпионы – тоже люди. Не только эта пара (про нее можно было бы сказать, что они долго прожили в США и на них благотворное воздействие оказала американская действительность), но и советская резидентура –  тоже вовсе не монстры.

Плюс развенчиваются некоторые стереотипы о русских. Скажем, о том, что мы ложками едим черную икру. Нашим разведчикам в сериале как раз достается такая икра, и муж-нелегал спрашивает жену-нелегалку: «Ты когда-нибудь ее пробовала?» – «Конечно, нет, я же из бедной семьи».

Хотя и невероятные ляпы в сериале есть. Играть советских резидентов пригласили  русских, но из Брайтон-Бич. А у них немножечко такой акцент, что вы понимаете... Ясно, не могло быть местечкового еврейского акцента в резидентуре КГБ в советском посольстве. А в самом посольстве у них вымпелы красные везде висят, чего, конечно, тоже не было никогда.

Но все это не отталкивает. Потому что это серьезный фильм. И сделан он с чистыми помыслами.            

ранее:

В Британии стали снимать шокирующие сериалы
«Лицемеры и ханжи гораздо хуже людей, которые могут сказать слово «жопа»
«Печально, что чиновники не хотят учиться родному языку»
«Я не верю, что наш потенциал таков, что мы не в состоянии сделать сериал уровня «Ходячие мертвецы»
«Из близких родственников через блокаду у меня прошли восемнадцать человек»








Lentainform