18+

Американские ракушки захватили Балтику

07/10/2014

Финский залив захватывают моллюски и кольчатый червь из Америки. И не только они. За последние десять лет в Финском заливе открыты более 30 новых видов морских обитателей. Число вселенцев (это научный термин) превышает 10% от общего количества видов. Но их доля в биомассе достигает 40-80%. Чем нам все это грозит?

         Первыми тревогу забили экологи и жители Соснового Бора: в акватории Финского залива, неподалеку от ЛАЭС, обнаружили моллюска митилопсиса (Mitilopsis leucophaeata), уроженца Северной Америки. Он похож на обычную балтийскую двустворчатую ракушку, но гораздо вреднее ее. Митилопсис любит тепло. ЛАЭС сбрасывает в залив горячую воду, охлаждающую реактор, поэтому атомная станция моллюскам нравится особенно. Они тянутся к ее водосбросу, могут забираться внутрь и там плодиться.  Администрация ЛАЭС успокаивают население: американские ракушки нашему реактору не опасны.

– Появление  митилопсиса однозначно плохо для Балтики. Этот моллюск отличается тем, что образует очень плотное поселение, масштабы которого могут достигать нескольких килограммов на квадратный метр. Митилопсис поблизости от ЛАЭС будет мешать водозабору, сокращая его в несколько раз. Это серьезная проблема. Эффективных способов борьбы с ней нет. Водозабор придется постоянно очищать, – рассказал «Городу 812» заведующий лабораторией Зоологического института РАН, доктор биологических наук Сергей Голубков.

По его словам,  в Финском заливе давно живут наши местные моллюски, но они  являются членами существующей экосистемы и никому не мешают. Зато, видимо, в отместку американцам наш моллюск дрейссена  проникла в США и теперь там сильно вредит. Вообще, дрейссена  родом с Каспия. По Волго-Балтийскому пути она добралась в Финский залив, а уже оттуда – в Америку.

– Дрейссена адаптирована к пресным водам. В США она проникла во внутренние водоемы – во все крупные озера, включая Великие, – и там приносит вред. Ущерб от нее уже исчисляется миллиардами долларов, – говорит профессор Голубков.

Моллюски и другие организмы мигрируют из страны в страну на кораблях, чаще всего на танкерах,  которые набирают забортную воду в качестве балласта.  Согласно недавним исследованиям, один танкер привозит в страну примерно 50 разных видов чужеземных организмов.

По информации ученых, за последнее десятилетие в Финском заливе было открыто порядка 40  новых видов. Значительная часть прибыла к нам из Америки: североамериканский бокоплав (Gammarus tigrinus),  центральноамериканский моллюск (Mitilopsis leucophaeata), североамериканская полихета (Marenzelleria neglecta). Другие приплыли из Каспийского бассейна и с Дальнего Востока. Китайский мохнорукий краб, например, прибыл из Желтого моря.

В новой среде выживают не все из них. Процесс вселения тоже происходит не сразу, а в несколько этапов. Если в итоге вселенцы научились самостоятельно воспроизводить популяцию, то избавиться от них потом практически невозможно. В  последние годы во всем мире активно борются с проникновением вселенцев.

– Раньше вселение и адаптация новых видов были популярны, например, для повышения рыбопродуктивности. Сейчас все пришли к выводу, что вреда от этого больше, чем пользы, – говорит доктор биологических наук Голубков.

Восточная часть Финского залива служит транзитным коридором для большого количества судов. Поэтому и число чужеродных вселенцев здесь велико. По данным биологов, местных обитателей из залива выживает североамериканская полихета (кольчатый червь).

– Она сейчас доминирует в открытой зоне Финского залива. Это не очень хорошо. Потому что полихета заместила часть ракообразных, которые прежде там доминировали  и служили ценным объектом для питания рыб. Полихета, видимо, будет плохо потребляться рыбами, так как она закапывается глубоко в грунт и ее оттуда не достать. Но с другой стороны, согласно недавно опубликованным фундаментальным исследованиям Зоологического института, полихета, возможно, способствует улучшению качества воды. Она роет длинные норки – до 40 сантиметров глубиной, – чем способствует аэрации донных отложений. Грунты перемешиваются, увеличивается поступление в них кислорода, что способствует связыванию лишних питательных веществ, которые в противном случае приводят к бурному развитию водорослей (в просторечии – тины), ухудшающих качество воды, – объясняет профессор Голубков.

Лаборатория пресноводной и экспериментальной гидробиологии Зоологического института РАН,  в которой работает Сергей Голубков, занимается исследованиями в бассейне Невы, Невской губе и восточной части Финского залива с 1964 года. С тех пор качество воды, по наблюдениям ученых, значительно ухудшилось. Этому способствовал строительный бум на побережье, возведение дамбы и морских портов.  Например, после строительства нефтеналивных терминалов в Выборгском заливе в 3,5 раза выросла концентрация хлорофилла. Это привело к массовому росту токсичных видов цианобактерий, которые  в народе называют сине-зелеными водорослями. По словам ученых, если в такой воде искупаться, кожа может покрыться язвами. Известны случаи отравления человека рыбой, выловленной в зараженных цианобактериями местах.

Строительство дамбы привело, по данным Зоологического института РАН, к «катастрофическому развитию» нитчатых водорослей. Огромные массы этих гниющих водорослей в конце лета попадают на берег и создают реальную угрозу санитарному состоянию пляжей. Кроме того, их рост приводит к многократному уменьшению количества аборигенных видов животных.

Значительно изменился и состав зооэтноса в Невской губе.  Теперь там преобладают малощитинковые черви, хирономиды (похожи на червячков) и двустворчатые моллюски. В восточной части Финского залива – полихеты и хирономиды.  Все это отрицательно сказывается на рыбопродуктивности. Уловы большинства промысловых рыб с начала 1980-х годов упали на порядок. Как показывают исследования, проведенные сотрудниками Зоологического института, восточная часть Финского залива сегодня стала своего рода накопителем и инкубатором чужеродных организмов. Число вселенцев там превышает 10% от общего количества видов. Но их доля в биомассе намного больше и достигает 40-80%. То есть водоплавающие мигранты практически полностью захватили наш залив.           

Елена РОТКЕВИЧ, рисунок Ольги Блащук