Противостояние фанатов «Зенита» с клубным руководством, казалось, подошло к концу. К концу сентября в ходе неформальных переговоров сторонам удалось достичь компромисса, а окончательно расставить все точки над «ё» должен был общефанатский сход на «Петровском». Свидетелем этого мероприятия, напоминающего новгородское вече, в понедельник вечером стал и автор этих строк. Оказалось, все не так просто.
Уже минут за сорок до часа икс на мосту через Ждановку было людно – фанаты потихоньку подтягивались, на ходу обсуждая свои проблемы. При этом меньше всего собравшиеся были похожи на агрессивную толпу, выплеснувшуюся на поле «Петровского» в майском матче с «Динамо». Все спокойные, доброжелательные, трезвые. И откуда что берется на самой игре?
Между тем открывается одна створка ворот, и фанаты начинают проникать внутрь. Предполагалось, что вход будет строго по абонементам, однако никакой проверки в итоге не было, благодаря чему в стройные ряды затесался и я. Местом сбора оказалась не Малая арена, как предполагалось, а любимый фанатами сектор номер 13 главного стадиона. Народ спокойно и чинно проследовал туда, без всяких сотрудников полиции и стюардов – как будто шли не знаменитые футбольные хулиганы, а семинаристы из Лавры. А потом еще с полчаса так же спокойно ждали начала, которое ради опаздывающих решили задержать.
Фанатов в них выдавала маленькая деталь: стояли практически все не на бетонном полу, а на пластиковых сиденьях скамеек. Тех самых, что при каждом удобном случае фанаты вырывают и бросают на поле, а уж о том чтобы сидеть на них, не смеют и подумать. Ну и разговоры, понятно, тоже фанатские – обсуждают возмутившие сообщество новшества: трехметровую ограду между трибунами и полем, а также натянутую над ней сетку. Ограда нужна, чтобы не выбежали на поле, как в игре с «Динамо», а сетка призвана защитить поле от петард и файеров.
«Ничего себе решеточка, за секунду не перепрыгнешь». – «Так она еще, небось, под напряжением. Как раз под ней скорая обычно стоит...» – «Да ну, каждый по напильнику пронесет – за минуту вскроем». – «А сетка что, от файеров? Да ну, я-то думал... Такую перебросить не проблема»... Высота сетки, между тем, метров двадцать, так что перебросить ее непросто даже чемпиону мира по метанию молота.
Но вот, наконец, и начало. 13-й сектор к тому времени забит под завязку, а часть опоздавших растеклась по прилегающим трибунам. Благо клуб так и не выполнил одну из своих угроз – разделить «вираж» высокими решетками. Еще десятка три фанатов спустились вниз на беговые дорожки. Это, собственно, лидеры – представители различных группировок, групп и группочек. Невский Фронт, Питерские Волки, Веселые ребята, Драконы, Банда Шведа... длинный, длинный список.
Говорит, впрочем, от лица всех только один – Руслан Дрюма, лидер официального фан-клуба. Микрофон он так никому и не отдал, и у народа была только одна возможность высказать свое мнение – общим гулом выражать свое одобрение или неодобрение политике партии. Своеобразная, надо сказать, демократия. Говорят, правда, что и в древнем Новгороде было что-то в этом роде...
Руслан Дрюма, между тем, на всякий случай быстро напоминает историю вопроса. Весенний матч с «Динамо», когда толпа фанатов высыпала на поле, он оставил без оценок (мог бы для порядка хотя бы Гулливера, ударившего футболиста «Динамо», осудить), зато ответные меры клуба освятил подробно. Это как раз видимые глазу сетка и решетка, а также новая абонементная программа. А именно – следующие пункты: новые именные абонементы с обязательной фотографией, запрет на продажу абонементов несовершеннолетним, обязательное собеседование со службой безопасности клуба и чуть подросшая цена абонементов. Фанатов все это возмутило, а главным образом то, что меры эти были введены исключительно против «виража», а не всего стадиона. «Что мы, рыжие что ли?» – возмутились петербургские ультрас, забывая о том, что они и вправду рыжие: все проблемы клуб получает исключительно с фанатских трибун.
В результате начался бойкот, сопровождающийся переговорами. «В процессе высветилась и еще одна проблема: черные списки, – рассказывает Руслан Дрюма. – Это не шутки, по нашим сведениям там около трехсот человек. Причем списки закрытые, люди часто не знают, что они в этих списках. Мы предложили, чтобы их обнулили на дату вступления в силу закона о болельщиках – 21 января 2014 года. Гулливер, понятно, по-любому пролетает».
В первые месяцы клуб на бойкот, судя по всему, не реагировал – ни в переговорах навстречу не шел, ни в свободную продажу абонементы не отправлял, хотя и грозил этим. Наконец, в начале сентября началась полусвободная продажа – владельцы прошлогодних абонементов теперь могли продлить их в клиентском офисе «Зенита» без согласования с фан-клубом. Результат, однако, оказался неважным.
«За неделю до матча с «Монако» было продано всего 56 абонементов, – сообщает 13-му сектору Руслан. – В результате переговоры пошли лучше. На встрече с гендиректором клуба мы пришли к следующим условиям: болельщики с 14 до 18 лет смогут продлить абонемент в присутствии родителей, черные списки обнуляются, ограждений между секторами не появится, цена составит 4500 рублей. Ну, цена, как вы понимаете, нас в этой ситуации волнует в последнюю очередь. Таким образом, почти все наши требования были удовлетворены. Остаются только фотографии, но клуб обещает, что со следующего года такие же меры будут введены для всего стадиона. Вообще, могу вас успокоить: нас всех давно и много раз сфоткали, на стадионе установлена система мгновенного распознавания лиц. Так что париться по этому поводу смысла нет. Что до решетки и сетки, то здесь мы уже ничего сделать не можем. Нам нужно думать о другом: как их использовать. Ну и, понятно, от «пиро» мы отказываться не собираемся».
Народ все это слушает внимательно, хотя вся информация уже была опубликована на объединенном фанатском сайте «Ландскрона». Так же как и продолжение.
«В общем, мы считаем, что эти условия нужно принять, – продолжает Руслан Дрюма. – Иначе, если мы откажемся, на «вираж» придет неизвестно кто и пути назад уже не будет. Но также мы считаем, что эти договоренности должны быть подтверждены клубом официально – или подписанием письменного договора на бумаге, или хотя бы объявлением на официальном сайте клуба. Неофициальным договоренностям мы уже не доверяем. Перед игрой с АЕЛом нам тоже обещали, что несовершеннолетних пустят, а потом их с билетами заворачивали на самом стадионе. В общем, я предлагаю так: с условиями соглашаемся, но ждем официального подтверждения, а до тех пор бойкот продолжается. На «Монако» не идем. А так у нас есть время до 26 октября, матча с «Мордовией»».
Обсуждать, ясное дело, никакой возможности нет – правда, и незачем. Три десятка стоящих на поле лидеров группировок уже, конечно, все это многократно обсудили и между собой, и каждый со своими. Остается голосовать. Руки, ясное дело, поднимают все или почти все, и считать их никто не собирается – на то она и вечевая демократия. Словом, предложение принято, и остается еще один маленький вопрос.
«Ну а что мы будем делать с теми, кто уже выкупил «абоны», нарушив бойкот?» – спрашивает Руслан.
В ответ ему раздается гул с отдельными выкриками глаголов, непригодных для публикации. Но, в общем, похоже на «отметелить». Тут голосовать не собираются, все и так ясно.
Вот и все. Трижды прокричав традиционное: «Наше имя – Зенит», фанаты расходятся – так же спокойно и дисциплинированно, как собирались. По дороге вполголоса делятся впечатлениями. «А все равно через два года будет новый стадион, с решетками и сетками, и никакого «виража» там не будет», – говорит один. Другой весело обращает внимание на иное: «Я так понимаю: нам теперь нужно убить всего 56 человек?»
Шутка, конечно, но не совсем смешная.
В качестве эпилога: свои договоренности фанаты опубликовали еще в понедельник вечером. К пятнице, однако, официального подтверждения от клуба не последовало. Вместо этого гендиректор «Зенита» Максим Митрофанов дал ведущей спортивной газете страны интервью, где вроде бы подтвердил те же самые договоренности, о которых говорили и фаны на «Петровском», но при этом пожаловался на «испорченный телефон» при переговорах, а также на нехороших фанатских лидеров (судя по всему, на того же Руслана Дрюму).
Получается, противостояние не закончено, и даже достигнув договоренностей по всем пунктам, мириться стороны не хотят.
«Зенит» и фанаты: отношения все хуже и хуже
Долгое время отношения клуба и самых горячих его поклонников выглядели едва ли не образцовыми. Понятно, что паиньками петербургские ультрас никогда не были и акции порой устраивали отнюдь не мирные, но все это воспринималось как отдельные инциденты, а в целом фанаты были важной и положительной частью клубного имиджа. Все начало меняться, как ни странно, после первых больших побед клуба в 2007–2008 годах.
Ноябрь 2008. Баннер в адрес Льва Яшина на игре с «Динамо»
Нехороший текст в адрес легендарного вратаря стал первым сигналом: фанатское движение может создать «Зениту» серьезные проблемы. Клуб опубликовал извинение, туманно сообщил о наказании виновных, а КДК РФС впервые наказал «Зенит» проведением одного матча без зрителей. Впоследствии это наказание применят неоднократно, а матчи с «Динамо» раз за разом будут приносить неприятные сюрпризы.
Осень 2009. Обструкция Владимира Быстрова
Возвращение блудного сына из ненавистного «Спартака» стало для него тяжелым испытанием – полузащитника нещадно освистывали, чем немало мешали всей команде в очень непростой для нее момент.
Декабрь 2011. Петарды, Широков и «дебилы»
Матч Лиги чемпионов с кипрским АПОЭЛ едва не был сорван из-за очередного пиро-шоу. Усмирить фанов пытался Роман Широков, но диалога не получилось. Зажигавших по полной программе ребят Широков обозвал дебилами, после чего его отношения с фан-сектором навсегда испортились. На критику Широков отвечал голами и результативными передачами, но слово оказалось важнее.
Ноябрь 2012. Петарды и Шунин
Судя по дальнейшим событиям, оценка Широкова была верной. Второй раз роковым оказался матч с «Динамо», на этот раз выездной. Петарды с гостевого сектора летели постоянно, одна из них на 37-й разорвалась прямо под ногами динамовского голкипера Антона Шунина. Вратарь игру продолжить не смог, получив ожог роговицы глаза. КДК РФС вновь наказал «Зенит» матчами без болельщиков и засчитал техническое поражение. Клуб наказание пытался оспорить и особой активности в поиске виновных не проявил. Очень может быть, что зря.
Май 2014. Гранат, Гулливер и фанаты
И снова «Динамо», снова техническое поражение и матчи без зрителей. На сей раз не из-за петард: на 86-й минуте на поле выбежали сотни фанатов «Зенита», а один из них, по прозвищу Гулливер, ударил по лицу игрока сборной России Владимира Граната. КДК РФС снова наказал «Зенит» техническим поражением, проведением двух домашних матчей без болельщиков, а также трех матчей с закрытым фанатским сектором. А на сайте клуба появилось сообщение о том, что отношение к фанатам «будет пересмотрено».
Июнь 2014. Сектора особого режима
Опубликована новая абонементная программа клуба, в которой введены особые правила для фанатского «виража». Главные новшества: запрет на продажу абонемента несовершеннолетним и обязательное фотографирование с запретом передачи абонемента другому лицу. Одновременно клуб заявил о повышенных мерах безопасности: решетках и сетках.
Фанаты на это отреагировали бойкотом, который продолжается до сих пор.
Леонид РОМАНОВИЧ
- Бывшая жена зенитовца Кержакова употребляла кокаин
- «Такого морального и материального унижения, которое он испытывал в «Зените», никому не пожелаешь»
- Соперники «Зенита» в Лиге чемпионов: оценим шансы петербуржцев
- Виллаш-Боаш запретил футболистам «Зенита» есть десерты
- Почему петербуржцы не рады возвращению Денисова в «Зенит»
- Петербург в День Победы — самые заметные события праздничного дня
- По случаю чемпионства зенитовские легионеры распевали нецензурные песни, «прославляя» культурную столицу
- Что за санитарная угроза закрыла легендарный МДТ
- «Свершилось!» - у властей наконец-то дошли руки до автовладельцев, скрывающих номера на платных парковках
- Красивейшее историческое здание приходит в упадок на глазах чиновников, отвечающих за охрану памятников
- За окном лето, а городские чиновники не пускают петербуржцев гулять в парки
- Зачем петербургские депутаты раскрывают декларации о доходах, если можно этого не делать
- Петербургские власти «подсели» на белорусскую уборочную технику
- Кто виноват, что строительство новых станций метро в Петербурге «зависает»
- Кто может стать главным худруком БДТ, вместо уволенного Могучего