16+

Как Петербург хотел получить гонку «Формулы-1» и хорошо, что не получил

13/10/2014

Как Петербург хотел получить гонку «Формулы-1» и хорошо, что не получил

Позади первый в истории российский этап «Формулы-1». Прошел он в минувшие выходные в Сочи, хотя когда-то обещали его провести в Петербурге. «Сегодня у меня уже нет сомнений, что мы первыми проведем Гран-при России, так же как первыми провели гонку водной “Формулы-1”», – уверял летом 2002 года генеральный директор уже давно несуществующего ЗАО «Пулковское кольцо» Александр Бережной.


       Владелец автомобильной «Формулы-1» 84-летний английский бизнесмен Берни Экклстоун мечтал провести одну из своих автогонок в СССР еще относительно молодым человеком. Конечно, лучше всего это было бы сделать в Москве на трассе вокруг Кремля, но можно и организовать этап на Ленинских горах, где не пришлось бы даже строить автодром.  Экклстоун в начале 1980-х годов приезжал в Москву и обсуждал этот проект с высокопоставленными чиновниками. Идеей загорелся страстный любитель автоспорта и коллекционер машин Леонид Брежнев. Первый Гран-при СССР был даже анонсирован в предварительном календаре «Формулы-1» на сезон-1983, но после смерти генерального секретаря ЦК КПСС эта история продолжения не имела.

А дорогу в соцлагерь настырный британец все-таки пробил. Правительство Венгрии выделило средства, нашло подходящее место под Будапештом для строительства автодрома, и буквально за полгода там появилась гоночная трасса, где в 1986 году прошел первый восточноевропейский этап «Формулы-1».

Пример Венгрии стал стимулом для энтузиастов автоспорта в СССР, и в конце 80-х то тут то там (Подмосковье, Нижний Новгород, Смоленск) стали возникать проекты строительства автодромов. Ну и, конечно, Ленинград, который Экклстоун всегда называл идеальным местом для проведения «Формулы». Тем более что в Ленинграде у него был такой энергичный сподвижник, как Гарри Артеев.

Сам Экклстоун, наверное, и не подозревал о существовании ленинградца с английским именем, а ведь один из заместителей генерального директора объединения «Баррикада», страстный автогонщик и мастер спорта СССР, член всевозможных автомобильных федераций до последних дней жизни был увлечен идеей проведения гонок «Формулы-1» в Ленинграде, и ни один из многих проектов не обошелся без его участия.

Самый первый адрес Артеева – Юкки, где на месте популярной еще в советские годы мотоциклетной трассы (в документах специально оговаривалось – «на непригодных для сельхозпроизводства землях») должен был появиться большой комплекс для развития технических и не только видов спорта общей площадью в 360 га. Планировался там же ипподром для проведения конных скачек, ну и, конечно, полноценное кольцо для международных соревнований по автомобильным кольцевым гонкам. Была составлена смета на строительство и даже имелся список иностранных инвесторов, якобы готовых вложить деньги в грандиозный проект, но реализовать его не позволило несовершенство советского законодательства – в частности, отсутствие документа, где прописывались бы гарантии для западных инвесторов на право распоряжаться прибылью, полученной на территории СССР.

С началом 90-х с этим уже не было никаких проблем – по крайней мере, «Формула-1» на воде быстро пришла в Петербург и легко освоилась. Тем более что никаких серьезных вложений и не требовалось – Нева течет сама по себе. Но каждый новый старт у Петропавловки напоминал любителям автоспорта об их несбывшейся мечте с формулическими автогонками. И в январе 1999 года вышло распоряжение губернатора Владимира Яковлева «О создании кольцевой автомобильной трассы в Санкт-Петербурге»,  составлена рабочая группа по разработке проекта кольцевой автомобильной трассы для проведения этапов чемпионата мира по автоспорту в классе «Формула-1». «У меня даже буклет сохранился с тех времен – с автографом Путина и его словами «Желаю успеха!»», – говорит бывший директор стадиона «Петровский» Богдан Оганов. Поддержку проект получил и от тогдашнего вице-премьера правительства Валентины Матвиенко, которой придется иметь дело с «Формулой-1» и позже, уже будучи губернатором Петербурга.

Правда, входивший в 1999-м в рабочую группу Николай Некрасов (в то время директор стадиона имени Кирова) сегодня не может вспомнить, чтобы эта группа собиралась хоть раз. Или его просто не приглашали, потому что если поначалу рассматривался вариант со строительством трассы на Крестовском острове на месте «Невского кольца», то затем проект ушел на юг города.

Для строительства автодрома были выбраны пустующие сельскохозяйственные угодья совхоза «Шушары» вдоль Пулковской гряды, образующей природный амфитеатр высотой до 30 метров, на котором и планировалось построить трибуны, откуда был бы виден весь автодром. Уникальным называли и его расположение между тремя шоссе – Таллинским, Киевским и Московским. Соседство с аэродромом «Пулково» тоже считали очень удачным. Плюс культурная составляющая – под боком Павловск и Царское Село. Нашлась и историческая подоплека – в 1914 году именно в этих местах на временной трассе между Пулковом и Лиговом прошла первая в России автогонка Гран-при – Большой приз Санкт-Петербургского автомобиль-клуба.

Помимо самой гоночной трассы в комплексе планировались парк развлечений, аквапарк, океанариум, гостиницы. Потратить на все это надо было 198 млн долларов, срок реализации – 2003 год, т.е. к 300-летию города. На практике в 2001 году сумели только зарегистрировать ЗАО «Пулковское кольцо».

«Я бывал пару раз тогда на совещаниях этой инициативной группы, и сразу создалось впечатление, что никто ничего делать и не собирался. Просто хотели получить денег и распихать их по углам. Просьба показать документы на землю сразу ставила организаторов в тупик», – вспоминает петербургский автогонщик Александр Львов, чья школа водительского мастерства функционирует на построенном недавно по соседству в Шушарах автодроме. Единственном в Петербурге, но не позволяющим проводить серьезные спортивные соревнования даже российского масштаба.

У меня тоже есть личные воспоминания о ЗАО «Пулковское кольцо». В 2002-м разговаривал с генеральным директором «Пулковского кольца» Александром Бережным – вот цитаты: «Четыре месяца уйдет на разработку мастер-плана и его согласование, около восьми – на разработку самого проекта»; «Расчетная вместимость трибун автодрома – 150 000 человек» (для сравнения: сегодня в Сочи только 45 000); «Предварительный объем интегральной чистой прибыли проекта за десятилетний период оценивается специалистами в 80 млн долларов, годовая чистая прибыль после выхода проекта через восемь лет на полную мощность – около 12 млн долларов».

Однако считать деньги на практике так и не пришлось. Потому что не нашлось начального капитала. Вполне возможно, что энтузиастов отрезвил приезд Германа Тильке, известного немецкого проектировщика автотрасс (именно он, кстати, «прокладывал дороги» в Сочи). И это стало  последним событием в жизни «Пулковского кольца».

Правда, в 2008-м в Петербург приезжал сам Экклстоун – здесь вручали спортивную премию «Лоуренс». Тогда  руководитель агентства по физической культуре и спорту (читай – министр спорта) Вячеслав Фетисов говорил: «У нас прекрасные отношения с Экклстоуном, мы представили свое предложение ему на рассмотрение, и возможно, в Петербурге будет проложена трасса для автогонок». То есть вопрос из городского стал федеральным.

Все дело в том, что в начале нулевых Экклстоун приехал в Москву для подписания уже согласованного контракта по строительству автодрома в окрестностях столицы, а мэр Юрий Лужков вдруг дал задний ход: «Он хочет забрать себе все доходы от гонки, а нам достанется лишь шум моторов». Якобы с тех пор  упоминание России в связи с «Формулой-1» вызывало у Экклстоуна нервный смех. И на новый контакт с российской стороной Экклстоун пошел не от хорошей жизни – возникли сложности с организаторами этапа в Мельбурне и требовалось срочно закрыть образовавшуюся в гоночном календаре дырку.

«Это был бы очень интересный проект с точки зрения развития спорта. Мы заинтересованы в том, чтобы гонка появилась в календаре как можно скорее, но все будет зависеть от российской стороны: от желания властей и сроков строительства необходимых объектов», – заявил владелец «Формулы-1», собираясь в Смольный к Валентине Матвиенко. Экклстоун хотел получить трассу уже через два года и надеялся, что город возьмет все основные затраты по строительству на себя и оперативно решит вопрос. Матвиенко планировала привлечь инвесторов, на что ушло бы больше времени, такой вариант не устроил уже Экклстоуна. И пришлось ему ждать еще два года встречи с Владимиром Путиным, когда и появился сочинский проект.

Другое дело –  не факт, что Петербург многое потерял, не заполучив «Формулу-1» (см. финансовую справку).

Финансовая справка

Трасса «Формулы-1» в Сочи обошлась в 16 млрд рублей (первоначально хотели уложиться в 6 млрд). За право провести соревнование Бернарда Экклстоуна заплатили около $ 40 млн. Эта сумма будет уплачиваться каждый год до истечения контракта в 2020 году. После контракт можно будет продлить.

Единственная страна, которая не платит взносов за проведение гонки, – Монако. Считается, что это единственная страна, правительство которой получает прибыль от проведения заездов. Дороже всего участие в королевских гонках обходится новичкам. Там, где гонка проходит уже не первый год, плата за участие составляет $ 10-15 млн в год, прочие платят в год от $ 40 млн. Например, Сингапур выплачивает $ 60 млн.

В большинстве стран гонки «Формулы-1» убыточны. От проведения «Формулы-1» отказались Корея, Индия, Бахрейн. В конце 2012 года компания-организатор Гран-при в Турции заявила, что дальнейшее проведение гонок будет зависеть от государственного финансирования (а министр спорта Турции заявил, что  правительство не будет финансировать гонку).

Год назад аналитики оценивали убытки для организаторов гонки в России в первый год ее проведения в $ 55 млн. В других странах организаторы гонки в основном зарабатывают на рекламе и продаже билетов, процент от продажи отчисляется компании Экклстоуна. Считается, что гонки приносят стране-участнице Гран-при косвенные выгоды. Так, поток иностранных туристов в Малайзию увеличивается примерно в три-четыре раза во время проведения гонок.                

Сергей ЛОПАТЕНОК, фото tv.eurosport.ru











Lentainform