16+

По подорожавшему ОСАГО заплатят больше, но с отсрочками и оговорками

17/10/2014

По подорожавшему ОСАГО заплатят больше, но с отсрочками и оговорками

До 11 октября средняя цена полиса ОСАГО в Петербурге была около 4000 рублей, а теперь станет около 5200. Потому что базовая ставка страхового тарифа для физических лиц, управляющих транспортными средствами категории «В», повышена на 23-30%.


         А базовую ставку подняли, потому что с 1 октября вступила в силу норма, устанавливающая новый лимит выплат за имущественный ущерб. Теперь он составляет 400 тыс. рублей на одного пострадавшего вместо ранее действовавшего лимита в 120 тыс. рублей.

Минимальное значение базового страхового тарифа составит 2 тыс. 440 рублей, а максимальное – 2 тыс. 574 рубля вместо 1 тыс. 980 рублей ранее. Разница в размере 134 рублей – это т.н. тарифный коридор,  в рамках которого каждая страховая компания может выбирать базовый тариф самостоятельно.  При этом территориальные и прочие поправочные коэффициенты к этому тарифу (в зависимости от водительского стажа и мощности двигателя) остались без изменений.

Заключение договоров ОСАГО на новых условиях и по новым ценам началось по всей России с 11 октября.

Следующая корректировка тарифа по ОСАГО ожидается в апреле 2015 года, когда вступят в силу новые лимиты выплат по жизни и здоровью – 500 тысяч рублей на одного пострадавшего вместо нынешних 160 тысяч на всех. После этого тариф будет снова поднят.

О том, какие изменения ОСАГО коснутся петербургских водителей немедленно, и, наоборот, чего им ожидать пока не стоит, мы говорим с заместителем генерального директора Страховой группы «АСК» Юрием БЕРХМАНОМ.

– Ходили разговоры, что с октября будут выдавать бланки ОСАГО нового образца. Получили  вы уже новые бланки? С какого дня начнутся продажи полисов по новым ценам?
– Новые базовые тарифы будут применяться с 11 октября  (наш разговор состоялся 10-го. – А.К.). Но бланков нового вида не будет до апреля 2015 года – до того момента, когда повысят выплаты за вред жизни и здоровью. Пока в обращении старые бланки, и новые условия (увеличенная сумма страховых выплат) определяются только по дате подписания полиса ОСАГО – после 1 октября.

– Вы же сказали, что после 11-го. 
– В том-то и казус. По полисам, проданным после 1 числа, мы обязаны платить больше, но продавать их могли только по старой цене. Центробанк задержал выпуск специального распоряжения. Поэтому некоторые страховые компании старались в эти дни ОСАГО не продавать. И только с 11-го нам разрешили продавать полисы дороже.

– На сколько подорожает ОСАГО для основных групп водителей (опытных и неопытных, «джиперов» и «малолитражников», мотоциклистов и т.п.)?
– Для типового полиса в Петербурге средняя цена была около 4000 руб., а станет около 5200 руб., т.е. для большинства автомобилистов стоимость годового полиса возрастет примерно на 1000 рублей. В Ленинградской области из-за другого территориального коэффициента – немного меньше.

– Как ваша компания намерена пользоваться тарифным коридором? От чего это будет зависеть?
– Тарифный коридор – новый инструмент для страховщиков. Не совсем ясен порядок работы с ним. Понятно одно – что страховая компания должна выбрать для себя базовый тариф и опубликовать его на сайте. Мы начнем работать по верхней границе коридора.

– И насколько, таким образом, ваш полис будет стоить дороже, чем в компании, которая выберет работу по нижней цене?
– В Петербурге обычный годовой полис (без наценок за малый стаж или за очень мощный двигатель) в компании, идущей по минимальным ценам, будет дешевле на 200-250 рублей.

– Можно ли утверждать, что такой мелкой экономией занимаются только потенциальные банкроты, а серьезные компании, уверенные в своем статусе, по мелочам не демпингуют?
– Я бы не был так категоричен. Возможно, у таких компаний есть соображения по увеличению портфеля, по привлечению агентов в этот вид страхования…

– Как вы думаете, что будут чаще выбирать страховщики – работу по верхней цене или по нижней?
– Нам кажется, что в условиях высокой инфляции и не совсем предсказуемого развития рынка большинство коллег начнут работу по верхним значениям тарифа.

– Адекватно ли поднят тариф? Если тарифы, по мнению страховщиков, подняты недостаточно, то вы  должны будете как-то реагировать – либо уходить с рынка, либо искать возможности сократить свои убытки. А как страховщики сокращают убытки, все знают…
– Пока анализировать, в общем, нечего – никто никому по-новому еще не платил. На сегодня мы считаем, что изменение тарифов соответствует изменению покрытия по ОСАГО. Однако трудно говорить о том, как развернется общая экономическая ситуация: насколько подорожают запчасти, как инфляция повлияет на стоимость ремонта.

– С октября одновременно с повышением лимита выплат в Петербурге и Ленинградской области (а еще в Москве и Московской области) должен начаться эксперимент: ДТП можно будет оформлять по европротоколу, т.е. без участия ГИБДД, при размере ущерба до 400 000 руб. Раньше было до 25 тысяч.
– Формально – да, он должен был начаться с 1 октября, однако чуть ли не в последний день начало эксперимента было отложено на 2 месяца, так как правительство пока не подписало специального постановления о его начале. Для этого должны пройти проверку технические требования к средствам фиксации ДТП.

– А как вы оцениваете эти новые технические требования?  Адекватны ли они?
– Оценить их пока не было возможности – постановление о требованиях к средствам фиксации правительство опубликовало только 3 октября. Кстати, это постановление устанавливает переходный период  до 1 января 2016 года. Видимо, требования будут меняться поэтапно. Правда, кое-что конкретное в постановлении написано: «В переходный период предполагается использовать технические средства контроля, обеспечивающие фото- или видеосъемку транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, регистрирующие дату и время фото- и видеосъемки и координаты местоположения технического средства контроля». То есть самое главное требование – чтобы средства фиксации ДТП были способны регистрировать дату, время происшествия и местоположение транспортных средств участников. Таким техническим средством может выступать, например, айфон.

Похоже, что до 2016 года нам предложен упрощенный порядок регистрации ДТП, которые будут урегулировать по европротоколу. А с 2016 года средства регистрации ДТП для европротокола должны будут работать через систему ГЛОНАСС.

– Получается, что пока в страховую компанию можно будет предоставлять только фото- или видеокадры?
 – Ни в коем случае. Уже определен перечень документов, которые должны быть представлены для оформления выплаты в течение 5 дней с момента происшествия. Это извещение о событии, заявление о прямом возмещении убытков и электронный носитель с фото- или видеосъемкой, которая была произведена не позднее 1 часа с момента ДТП. Кроме того, должны быть документально зафиксированы места повреждения автомобилей, информация об их взаимном расположении после аварии и информация о госномерах. Также желательна информация о госномере транспортного средства свидетеля ДТП – конечно, если свидетель был.

– Что значит «документально зафиксированы»?
–  Ну, это то же самое, что было и раньше: самостоятельно составленные протоколы и схемы ДТП, подписанные обоими участниками  этого ДТП.

– Что вы можете посоветовать водителям?
– Прежде всего, хочу напомнить: система европротокола распространяется только на мелкие происшествия – если в ДТП не было пострадавших людей, если в столкновении участвовало не более двух транспортных средств и если водители согласны друг с другом, определяя обстоятельства происшествия и его виновника.

Вероятно, переход от 25-тысячного лимита к 50-тысячному соответствует требованиям времени, но вот к переходу на лимит в 400 тысяч, да еще при особых условиях фото- и видеофиксации, пока остается много вопросов. Я бы рекомендовал по серьезным событиям все-таки прибегать к помощи ГИБДД и аварийных комиссаров. Ведь по европротоколу, даже если событие зафиксировано корректно, функция дознания и определение степени виновности участников ложится на плечи страховщика, а это для него не характерное занятие.

– Одновременно с постановлением правительства Центробанк опубликовал свой документ: положение о единой методике оценки ущерба для расчета выплат по ОСАГО. О нем очень много спорили. Вы эту методику видели? Что можете сказать о ней?
– Страховщик не оценщик, и этот вопрос не к нам. Хочу сказать только об одном, принципиально важном моменте. Когда обсуждали эту методику, много споров было о том, что такое «утрата товарной стоимости» (УТС) автотранспорта и будет ли она оплачиваться по ОСАГО. В итоге из единой методики были исключены все предложения по оценке УТС и все осталось по-прежнему: по закону об ОСАГО утрата товарной стоимости не включена в структуру выплат. Однако выплата УТС может быть возложена на страховщика по решению суда. И размер таких выплат будет определяться судами.

– Что произойдет с процедурой урегулирования: она упростится или усложнится? Ускорится или замедлится?
– Процедура урегулирования ускорится и, на наш взгляд, станет более удобной для клиентов. Важно то, что более чем в 3 раза увеличивается сумма страховой защиты, и то, что пострадавшему нужно обращаться в свою компанию, в которой он покупал полис, а не искать компанию виновника.

– Так ведь это правило уже давно действует – обращаться в собственную компанию.
– Не совсем так: раньше можно было и в свою и в чужую. А теперь – только в свою. Но с одной оговоркой: только если в ДТП не было пострадавших. Если были, то обращаться по-прежнему нужно будет в компанию виновного. Обычно инспекторы ГИБДД об этом напоминают.

– Какие недостатки остались в обновленной системе?
– Недостаток состоит, в первую очередь, в том, что сопутствующие нормативные акты не были готовы к дате введения изменений и до сих пор не все из них окончательно утверждены. Хотя  время показало, что закон об ОСАГО за свою более чем 10-летнюю историю развивается прогрессивно, поворачивается лицом к потребителю. Так что все со временем утрясется.

Антон ГОРБАЧЁВ,
руководитель группы Управления андеррайтинга автострахования Северо-Западного дивизиона Ренессанс страхования:

– Текущего повышения тарифов недостаточно, чтобы компенсировать рост убыточности. Необходима корректировка коэффициентов (например, коэффициента возраста-стажа, территориальных коэффициентов).

Возможно, ситуацию немного улучшит введение электронного полиса ОСАГО с 1 июля следующего года. Это позволит страховым компаниям снизить издержки.

Уже сейчас мы активно готовим инфраструктуру и развиваем возможности покупки полиса в Интернете по добровольным видам страхования. Так, 1 октября Группа Ренессанс страхование первой на российском страховом рынке запустила полностью электронный полис каско. Встречаться с представителем компании для подписи бумажного полиса больше не требуется. На почту клиента приходят полис, заверенный усиленной квалифицированной электронной подписью, правила и программа страхования. После того, как клиент ознакомился со всей информацией, он подтверждает оплатой согласие с условиями страхования.            

Алексей КРЫЛОВ








Lentainform