16+

Школьники практически перестали делать домашние задания

21/10/2014

Школьники практически перестали делать домашние задания

Все ответы по всем предметам теперь можно скачать в Интернете на специально созданных для этого сайтах. Достаточно набрать в поисковике три буквы ГДЗ – и домашнее задание готово. Согласно статистике Яндекс Wordstat, в сентябре из Петербурга количество обращений к подобным сайтам составило почти полмиллиона!


          Что в них полезного, что вредного и кому это выгодно? – разбирался «Город 812».

«Лень? Это нормально!»

Аббревиатура ГДЗ знакома, вероятно, каждому школьнику. Расшифровывается как «готовые домашние задания». Сегодня подобных ресурсов в Интернете десятки, если не сотни. Схема работы у всех примерно одинаковая.  Школьник заходит на сайт, выбирает нужный предмет, затем – класс, затем – конкретный учебник, по которому Мариванна задала домашнее задание (в просторечии – домашка), и последний шаг –  находит нужные номера задач или упражнений. Списывает в тетрадь решение. Всё, домашняя работа выполнена.

Согласно статистике Яндекс Wordstat, показывающей  общее количество запросов по ключевым словам, в сентябре сайты ГДЗ россияне искали 9,6 миллиона раз. Из них 443 тысячи запросов  поступило из Петербурга и 937 тысяч – из Москвы.  Больше всего  школьники не любят  делать самостоятельно упражнения  по русскому языку (1,8 млн запросов), алгебре (1,7 млн) и английскому (1,2 млн).

Как рассказала «Городу 812» петербургская семиклассница Оля, ответы на ресурсах ГДЗ правильные. Скачать их можно абсолютно бесплатно. Чаще всего они выложены на сайтах в виде фотографий. По словам Оли, сама она решения не списывает,  потому что и так хорошо учится. Но иногда проверяет ответы к задачкам. А вот многие ее школьные друзья без этих сайтов за домашку просто не садятся.

Сами сайты  ГДЗ активно поощряют к этому детей, объясняя им, что списывать – хорошо, а учиться – глупо. Вот, например, цитаты с некоторых таких интернет-порталов.

«Лень делать уроки? Это вполне нормально. Если ты не можешь заставить себя сделать домашнее задание самостоятельно, то тут тебе поможем мы! Зачем делать, если домашнее задание можно списать. Многие известные люди не имели высшего образования. Например, Бил Гейтс и Стив Джобс не доучились и не получили дипломов о высшем образовании (но они очень хорошо учились в школе). Не суть. Главное, что если ты чувствуешь, что учиться – это не твое, то домашнее задание не заставит тебя в этом разубедиться. Именно для тебя у нас есть уже решенные домашние задания. Их нужно только списать. А что ты думаешь по поводу того, что уже готовая домашка всегда будет с тобой, у тебя в кармане? По-моему, это здорово! Поэтому мы предлагаем тебе приложение с готовыми домашними заданиями для телефона или планшета. Скачивай и радуйся жизни и не отвлекайся на то, что (возможно) тебе никогда не пригодится».

«Алгебра традиционно считается королевой наук, ведь она великолепно развивает мышление и способствует развитию логического мышления. Можно попробовать овладеть этой наукой и самостоятельно, что, действительно, сложно. Есть и иной вариант – воспользоваться ГДЗ по алгебре за 10 класс... ГДЗ по алгебре за 11 класс станут верными помощниками для тех школьников, которые мечтают отлично сдать ЕГЭ. Данные пособия разрабатываются высококвалифицированными педагогами, поэтому подбирается оптимальный ход решения задания, а все ответы действительно правильные».

«У нас вы можете абсолютно бесплатно скачать ГДЗ. Если вы не смогли найти нужный решебник, то  можете написать нам, и мы найдем для вас то, что вы хотите».

Опасны для родителей

Предложения на сайтах с ГДЗ – одно заманчивее другого. Действительно ли они помогают учиться и готовиться к ЕГЭ? Возможно, в современном мире дети должны  грызть гранит науки  более продвинутыми способами, чем полсотни лет назад? Чего больше от таких сайтов – вреда или пользы?  «Город 812» выяснял это у экспертов.

По мнению эксперта ЕГЭ  по математике Ксении Мазниной, подобные сайты не приносят ни особого вреда, ни большой пользы.

– По математике, может быть, полезно подсмотреть принцип решения задачи, а потом дорешать ее самостоятельно. Но переписывать бездумно – бесполезно. Тем более что для подготовки к ЕГЭ они никак не помогают, – говорит Мазнина.

– Вряд ли найдется человек, который в детстве не списывал домашние задания. Потом в магазинах появились решебники к учебникам: люди покупали их и списывали решения оттуда. Теперь все  это есть  в Интернете. По сути, качественно ничего не изменилось, просто перешло на иной уровень.  Но в итоге домашняя работа  – в том виде, в каком ее сейчас задают, – стала менее эффективной. Что, конечно, снижает качество образования. Хотя при этом и повышается «успеваемость», – говорит кандидат педагогических наук Михаил Поспелов.

Однако, по мнению ученых, польза есть даже от «тупого списывания».
– Даже при бездумном переписывании готового решения у ученика включается то, что  в психологии называется громкой социализированной речью. То есть обучение происходит, в основном, на этом этапе, когда человек что-то громко говорит или еще лучше – пишет. В этот момент формируются интеллектуальные навыки.  А когда списывается, например, чужое сочинение, тренируются такие же навыки, которые ученик получает во время диктанта, – объясняет Поспелов.

Учителя о проблеме знают. Пытаются бороться. Например, домашние задания в целом стали больше. Логика такого решения простая: если польза, которую получает ученик от домашнего задания, становится меньше, следовательно, нужно задавать  побольше. И затем проверять – сам он сделал домашку или списал с ГДЗ.

– Есть разные формы контроля, основанные на проверке воспроизводимости учебных действий. Например, приходит ученик в класс, а учитель ему говорит: «Сам дома решал? Реши и здесь так же, без тетрадки». Иногда для всего класса устраиваются такие проверки, чаще – выборочно, – говорит Поспелов.

– Любой педагог, который два-три года простоял у доски, ловит списывальщиков на раз-два. Это даже по глазам видно! – уверена эксперт по ЕГЭ Ксения Мазнина.

Педагоги сходятся в том, что проблема системная и слету ее не решить.
– Первое, что приходит в голову: задания для домашней работы должны составляться учителем. А не браться из учебника. Другое дело, что в нашей трогательной стране при существующем уровне зарплат и загрузке учителей это не очень реально. Учителя не то чтобы ленятся, а просто не умеют составлять нетривиальные задачи. И даже если бы их заставили делать это административными методами, все равно бы ничего кардинально не изменилось. Потому что кроме ГДЗ в Сети существуют еще, например, сервисы ответов. И есть большое количество людей, которые с радостью решат за кого угодно любое оригинальное домашнее задание. Например, за несколько баллов к рейтингу в соцсетях, за какие-нибудь «лайки»  или что-нибудь другое не денежное, – говорит Михаил Поспелов.

По мнению психолога ЦВЛ «Детская психиатрия» Анны Алексеевой, списывание уроков может превратить детей в приспособленцев.

– Дети привыкают, что можно ничего не делать самим, работать не нужно. Потому что все можно получить в Интернете без труда, да еще и бесплатно. Если не получается решить задачу, он не будет биться, думать, а спишет готовое решение. Это очень расхолаживает, у подростка не формируется навык преодоления трудностей, и, наоборот, это способствует формированию гедонистических форм поведения. Возможно, он вырастет обычным человеком – таким, как все. Возможно, станет приспособленцем. Но чтобы стать лидером, чтобы быть успешным, необходимо научиться преодолевать трудности, – уверена психолог.

– Главная опасность подобных сайтов в том, что ими чаще пользуются дети 5-7 классов, которые в силу возраста еще не очень представляют последствий такого списывания. Они не понимают, что при этом не развиваются. Те, кто самостоятельно решает, – двигаются вперед и в конечном итоге опередят списывальщиков и станут успешнее, – говорит  эксперт Мазнина.

Кстати, списывальщики «опасны» и для родителей. Для успешной сдачи ЕГЭ таким детям почти наверняка понадобятся репетиторы.  Одно занятие с преподавателем по математике стоит в районе 1500 рублей. А стоимость подготовки к ЕГЭ у сертифицированного эксперта  доходит до 3000 рублей за урок.

В целом, эксперты сходятся во мнении: запрещать сервисы ГДЗ не нужно и бессмысленно. Но нужно полностью менять структуру преподавания в школе. Но это – дело далекого будущего.              

Елена РОТКЕВИЧ











Lentainform