18+

Почему в 2015 году бензин подорожает на 20 процентов

05/11/2014

Бензин в России в следующем году вырастет в цене на 20%. Эксперты связывают это с налоговым маневром, способным спровоцировать завышение цен на топливо, и прогнозируют его негативные последствия.

         Правительство РФ готовится к изменениям в Налоговом кодексе, которые повысят акцизы на 1 руб. с 1 л бензина и дизельного топлива «Евро-5». Существование данных поправок подтвердила пресс-секретарь премьера  Наталья Тимакова. Для рядовых граждан это означает, что в 2015 году — 1 литр топлива подорожает в среднем на 3 рубля, а в 2016-2017 годах — на 1,6-1,8 рубля в год.

Комитет Госдумы по энергетике уже направил открытое письмо главе российского правительства Дмитрию Медведеву с просьбой провести тщательный анализ целесообразности принятия закона, предусматривающего налоговый маневр, либо отозвать его вовсе.

Подобный налоговый маневр, предусматривающий резкое снижение таможенной пошлины и повышение НДПИ, приведет к росту цен на нефть внутри страны и, как следствие, стоимости топлива. Если раньше власти не хотели сильного роста цен, ограничивая его уровнем в 1,8 рубля, выплачивая для этого компенсации нефтеперерабатывающим заводам в виде снижения акцизов, то теперь решено не снижать акцизы так сильно.

Рост цен на бензин на 3 руб. может оказать влияние на инфляцию, признает высокопоставленный чиновник. Доля расходов на бензин в потребительской корзине, по которой рассчитывается инфляция, — 3%, повышение цен на 1,8-3 руб. добавит 0,2-0,3 процентного пункта к инфляции 2015 г., рассказала газете «Ведомости» Мария Иванова из Экономической экспертной группы. Есть и косвенное влияние — через рост издержек производителей, продолжает Иванова, всего цена маневра — до 0,5 п. п.

Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов социального напряжения из-за повышения цен на бензин не боится: «Незначительное повышение не только не окажет отрицательного влияния на социальный климат, а через повышение качества региональных и муниципальных дорог даже улучшит его».

Артамонов также не верит, что цены вырастут на все 3 руб: в большей степени они будут зависеть от потребительской способности граждан. Цена на моторное топливо в России, особенно на бензин, формируется не только по формуле «нетбэк плюс акциз», но и из соотношения спроса и предложения, согласен директор нефтегазового центра EY Денис Борисов

«Цены на бензин будут определяться с учетом налоговой нагрузки», — уверяет представитель Минэнерго.

Потери от налогового маневра понесет и бюджет. Они составят около 240 млрд рублей. Минфин уже пытался скорректировать параметры акцизов для снижения потерь государства, однако нефтяные компании, заручившиеся поддержкой вице-премьера Аркадия Дворковича, дали отпор финансовому ведомству.

«Если потери не понесут компании, то либо бюджет, либо граждане», — предупреждал тогда чиновник Минфина; выбрали бюджет — не хотели повышать цены.

По словам  председателя комитета нижней палаты по энергетике Ивана Грачева, отмена таможенной пошлины с граждан Европы, которые приносили бюджету свыше 1,5 триллиона рублей, приведет к тому, что эти деньги будут взиматься с граждан России путем введения внутреннего налога.

«Вот, брали с европейцев 1,3 триллиона рублей, теперь будут брать с граждан нашей страны. Это означает, цены на бензин вырастут, примерно на 20% в следующем году. Дальше будет вести к ценам среднеевропейским, то есть — 60-80 рублей за литр бензина», – рассказал BFM.ru Грачев.

В свою очередь, подорожание топлива и введение внутреннего налога приведет к падению доходов бюджета, потому что таможенные пошлины очень просто администрируются, внутренние налоги чуть посложнее. Недовольство простых людей выльется в давление на компании, которых будут призывать удерживать рост цен.

«А они будут инвестпрограммы сворачивать, значит, на развитии скажется отрицательно. Зачем это нужно? Вообще, понять довольно сложно, в чем, кроме этого знаменитого утверждения, что по ВТО должен иметь место принцип равнодоходности, то есть, грубо говоря, у нас и в Европе доходы компании должны получать одинаковые. А зачем нам этот принцип»?», – заключает эксперт.

В свою очередь, налоговый маневр позволит сократить потери региональных дорожных фондов, которые финансируются за счет акцизов, утверждают в правительстве. Отныне они будут получать все доходы от акцизов и  трансферт из федерального фонда, которому, в свою очередь, увеличат трансферт из бюджета. Несмотря на это, маневр повлечет существенные потери регионов. По оценкам Минтранса, они составят до 100 млрд рублей в год. Татарстан в этом году может недополучить 2 млрд руб., Самарская область — 1,5 млрд руб., остальные также говорят о 2 млрд, предупреждал президента Владимира Путина на Госсовете президент Татарстана Рустам Минниханов.

По мнению эксперта по товарным рынкам агентства Reuters Александра Ершова, у налогового маневра есть и обратная сторона, способная привести к  позитивным последствиям для российской экономики. Поэтому его отмена может отрицательно сказаться на состоянии доходности государственного бюджета.

«Кроме какого-то стремления наполнить бюджет, который всегда присутствует в действиях правительства, дополнительно этот налоговый маневр должен настроить отрасль на производство более высокомаржинальных нефтепродуктов, то есть стимулировать нефтепереработку», – отмечает Ершов.

Подобную цель невозможно достичь за один-два года. Государству необходима стратегия, к которой оно готовилось уже давно, а все нефтеперерабатывающие компании о налоговом маневре также знали, добавляет аналитик. С 2015 года на выпуск топлива только пятого класса собираются перейти "Газпром нефть", ЛУКОЙЛ и "Башнефть", резко увеличить его производство рассчитывает "Роснефть".

«Поэтому, на мой взгляд, главный риск его отмены или какого-то существенного пересмотра заключается в том, что в такой области, как нефтепереработка, нельзя на ходу менять правила игры. Это такая технологически и финансово емкая отрасль, которую невозможно перестроить быстро», – заключает эксперт.

Тем не менее, как  рассказал для «Коммерсанта» Андрей Полищук из  Райффайзенбанка, рост акциза на пятый класс стал неприятным сюрпризом для ведущих нефтяных компаний страны, которые уже инвестировали в модернизацию НПЗ, хотя могли бы сделать это позднее.

«Компании будут стремиться переложить рост акциза на потребителей, но скорее всего, рост цен растянется на весь год», – добавляет Полищук.             

фото oblast45.ru