16+

«Игра актеров – натужно умственно отсталая»

07/11/2014

«Игра актеров –  натужно умственно отсталая»

На Первом канале закончили показ 8-частного сериала о Григории Распутине – «Григорий Р.». Режиссер – Андрей Малюков. В главной роли – Владимир Машков.


           Исторический консультант – Павел Корнаков. Не стал бы писать об этом тягомотном фейке  ничего, если бы тема Распутинианы не касалась меня непосредственно (как соавтора одной из книг о Г.Е. Распутине). Итак, почему фильм «Григорий Р.», на мой взгляд, решительно плох «по всем пунктам».

1. Историческую достоверность фильма даже нет смысла долго обсуждать. Чайные ложки меда относительной правды утоплены в цистерне дегтя нелепых фантазмов – при том что именно на них держится вся «концепция» фильма. В фильме вранье – практически всё, начиная с истории избиения Распутина односельчанами якобы за конокрадство (на самом деле это обвинение не было подтверждено, а избили его за кражу остожья и, разумеется, не в присутствии дочери, и не бросили на поле «умирать», а повели в полицию etc.), продолжая страшной лесной сказкой про «злого старца Антипа, который хотел убить доброго Григория, да утоп в трясине», и кончая сценой убийства Распутина, больше напоминающей отрывок из комедии положений, где цианистый калий вдруг просыпается в умывальник, пистолет чудесным образом оказывается в руках не Юсупова, а Распутина, а гантеля Юсупова (на самом деле это была обрезиненная свинцовая гимнастическая палка, которой князь Феликс избивал уже мертвого «старца») – в руках Пуришкевича, наносящего этим предметом первый роковой удар Григорию Р. по темечку. И таких развесистых клюкв в фильме – целое болото размером с Тюменскую область.

2. Игра актеров –  натужно умственно отсталая. И разумеется, все эти картонно-ходульные образы не имеют решительным образом никакого отношения к реальным прототипам.  Прежде всего это касается, конечно, главного героя… За прошедшие сто с лишним лет о Распутине писали и вспоминали самые разные люди – и те, кто его любил, и те, кто ненавидел, и те, кто пытался сохранить беспристрастность. Но практически все  признавали за ним целый ряд бесспорных качеств – яркость, артистичность (способность талантливо адаптироваться к любой ситуации), темпераментность, эгоцентричность. В фильме вместо буйного истероида-харизматика, стремящегося нравиться окружающим и всегда оставаться в центре их внимания,  усилиями Владимира Машкова перед нами предстал убогий сосредоточенный шизоид с вечно насупленными бровями и невнятной поведенческой мотивацией, на котором глаз попросту не задерживается, потому что смотреть, в общем, не на что. Ярчайший индивидуалист-жизнелюбец (хотя и начиненный потаенными комплексами) превращен в какую-то субдепрессивную православную моль, от которой – как и от всего фильма в целом – перманентно сводит скулы. Но зачем всё это?

3. А затем, чтобы продать нам в распутинской обертке soft Russian nationalism. Идеология фильма  так же «концептуально умственно отстала» и незатейлива, как и режиссура, и игра актеров. Суть ее можно выразить примерно так.

Есть «русский мир» – обаятельный, святой, утонченно-сермяжный. Мир добрых царей и верных придворных, честных чиновников, суровых, но справедливых полицейских, страстных мятущихся монахов, ладно окающих крестьян, пламенных сектантов и т.д. В  этом мире много умов и характеров, но все они – русские, сиречь благие, поелику богобоязненные. Даже те, кто груб, и в ком, по словам самого Григория, «бога нет». Все равно они, даже избивая человека до полусмерти, крестятся и на небо смотрят.

И есть «нерусский мир», злой и профанный – мир безбожных революционеров и жестоковыйных «лиц кавказской национальности», коварных «жидомасонов» (в фильме даже покушение на Распутина совершает не больная сифилисом безумная Хиония Гусева, а невесть откуда взявшиеся еврееподобные существа), думских политиканов, «безродных космополитов-гомосеков» и, само собой, инопланетных английских шпионов, «незримо нависающих над всем».

Впрочем, все исторические несуразицы и идеологические «троянские мерины» сериала компенсируются тем, что заставить себя досмотреть его до конца можно только неимоверным усилием зрительской воли.

P.S. В утешение создателям очередного кинопургена о «роковом старце» могу сказать лишь то, что недавно вышедший фильм «Распутин» с Жераром Депардьё лучше «Григория Р.» ровно настолько, насколько его короче. Не уверен, впрочем, что этим и вправду стоит утешаться.              

Даниил КОЦЮБИНСКИЙ, кандидат исторических наук











Lentainform