16+

Новые правила проведения «раскопочно-ремонтных» работ. Уменьшат ли они пробки в Петербурге

11/11/2014

Новые правила проведения  «раскопочно-ремонтных» работ. Уменьшат ли они пробки в Петербурге

В этом ведомстве точно знают, на какой улице в Петербурге завтра возникнет пробка. Самые длительные заторы случаются из-за перекопанных ремонтниками дорог. Разрешение (ордер) на проведение ремонта, а также на закрытие дороги для проезда выдает ГАТИ.


      С нового года в городе начнут действовать новые правила проведения  «раскопочно-ремонтных» работ. 

Нововведения должны улучшить транспортную ситуацию, уменьшить пробки. Обо всем  этом «Городу 812» рассказал начальник   Государственной   административно-технической инспекции (ГАТИ) Олег  ЗОТОВ. 

Повелители пробок


– Как вы боретесь с пробками?
– Это одна из приоритетных задач ГАТИ. В нашей деятельности – два ключевых направления. Первое: координация всех  земляных и строительных работ, которые проводятся в городе.  Мы стараемся организовывать их так, чтобы жители испытывали минимальные неудобства. В этот период, по нашему мнению, транспортная обстановка не должна ухудшаться больше чем на 20%. Например, если человек обычно добирается до офиса 60 минут, то время  в дороге может увеличиться не более чем на 12 минут. Но есть  проблема. Даже если мы понимаем, что работы на конкретной улице приведут к неоправданному росту пробок, мы не можем отказать в выдаче ордера подрядчику, у которого есть все необходимые согласования.

– И как вы решаете подобные проблемы?
– Обычно – в ручном режиме. Прорабатываем со всеми инстанциями  необходимость пересмотра ранее выданных ими согласований. Например, подрядчик, ремонтировавший  площадь Труда, поначалу запросил для выполнения работ 4 месяца. При этом хотел ограничить движение с 29 июля по 15 октября. Но мы-то понимаем, что с началом осени резко возрастает  транспортная нагрузка и закрытая площадь приведет к  огромным заторам. И волевым, по сути, решением мы ограничили срок  проведения работ – до 1 сентября. Юридических оснований  для такого решения у нас не было. Но подрядчик  и заказчик с нами согласились. Более того, сами перевыполнили план: завершили ремонт чуть более чем за месяц (вместо четырех). Была бы моя воля, я больше чем на день движение вообще не перекрывал бы, потому что самому приходится ездить по пробкам. Но ремонтировать и строить нужно. Иначе город не будет развиваться.

Второе направление нашей деятельности – контроль.  Мы имеем широкие полномочия по привлечению к ответственности недобросовестных подрядчиков. За 10 месяцев  этого года мы выписали штрафов  на общую сумму 460 миллионов рублей. В прошлом году за тот же период – на 240 миллионов.

– За что чаще всего штрафуете?
– Очень часто такая ситуация бывает: на улице трубу прорвало. Энергетики приезжают, трубу чинят, яму щебенкой засыпают. Уезжают. Асфальт или газон после своих раскопок не восстанавливают. А пока не восстановлено  благоустройство, мы не можем закрыть ордер. И штрафуем подрядчика за нарушение порядка закрытия и переоформления ордера, а также за  выполнение работ за пределами срока действия ордера. По этой статье в 2014 году было выписано рекордное количество штрафов – 1500. На втором месте по популярности (1000 штрафов) – за нарушение культуры производства работ. Это когда на объекте отсутствует безопасный проход для пешеходов, нет ограждения, информационного щита, грязь и т.д.  Еще четыреста  постановлений было выписано за самовольное – без ордера ГАТИ  – проведение работ. 

В апреле были внесены изменения в законодательство, которые позволили нам привлекать за это к ответственности генеральных подрядчиков.  Как правило, это крупные фирмы. Они платят самые серьезные штрафы – до миллиона рублей.  А еще в прошлом году была очень распространена ситуация, когда выстраивались целые цепочки суб-суб-субподрядчиков, и крайнего было не найти.  Такие цепочки нередко заканчивались, например, индивидуальным предпринимателем, для которого штраф – как для физлица – был минимальным. Примерно 20-30 обращений  в неделю к нам поступает от жителей. В основном жалуются на перекопанные тротуары, грязь – на все, что связано с благоустройством. Все жалобы оперативно отрабатываем. Обычно в течение одного-двух дней на место выезжает инспектор, и если есть основание – привлекает к ответственности нарушителя. На нашем сайте создана горячая линия, куда могут жаловаться горожане.

Газоны не рубить

– Бывает, что подрядчик  самовольно, по-тихому раскопает-закопает дорогу, а вы не заметите и не накажете?
– Вероятность того, что кто-то что-то раскопает, а мы не заметим, очень невелика. Наши инспекторы большую часть времени проводят «в поле»,  выявляя самовольные стройки. Количество подобных нарушений сегодня резко сократилось. В этом году их на 15-20% меньше, чем в предыдущем. С учетом того, что у нас и выявляемость повысилась, не исключено, что фактически количество «самовола» уменьшилось где-то в полтора раза.  Многие компании, долгие годы бывшие в числе злостных нарушителей, стали исправляться. Например, одна из  подрядных организаций, выполняющая огромные объемы по ремонту сетей «Ленэнерго», за пять предыдущих лет не оформила ни одного разрешения!  Копала просто где хотела!  А теперь у  нее случаи «самовола» – единичные.

– ГАТИ в курсе того безобразия, что учинили горе-строители  на улице Правды, рядом с метро «Владимирская»? Там меняют тротуарную плитку. Но нет нормальных проходов для пешеходов, ямы, грязь.
– Общая сумма штрафов, которые заплатит подрядчик на этом объекте, – 700 тысяч рублей. Причина возникновения ситуации – в неэффективном планировании. Конкурс на этот  объект, насколько я знаю, состоялся в сентябре. И  подрядчик сразу же вышел на объект. Очень спешил. Потому что в Петербурге агротехнический срок (для земляных и строительных работ) заканчивается 15 октября. То есть теоретически укладывать асфальт после этой даты не нужно. Но самое главное – работы по восстановлению зеленых насаждений после 15 октября уже невозможно провести.  Ничего не вырастет.  Следовательно, территория так и будет стоять перекопанной до следующей весны. Это портит вид нашего города. Подобные истории не единичны, к сожалению. Потому что в городе пока нет системного  подхода к организации работ. Все делается «на коленке»: отсюда начнем, вот там примерно закончим – через месяц, а может, через два.

Такой подход нужно искоренять. Для этого подрядчик одновременно с контрактом должен получать от заказчика не только смету, но и всю разрешительную и проектную документацию.  Именно для этого мы вносим изменения в правила производства земляных и строительных работ. С 1 января 2015 года обязанность получать ордер ГАТИ будет лежать на заказчике. Сегодня этим обычно занимается подрядчик. Он ходит по инстанциям, выпрашивает разрешение… А это – коррупционный фактор.

– Не зря же, наверное, говорят, что получить ордер ГАТИ дико сложно?
– Процедура получения ордера в ГАТИ жестко регламентирована. Предельный срок  – 12 рабочих дней.  Фактически средний срок получения ордера сегодня – 9 дней. Есть примеры, когда распоряжение об ограничении движения было получено за два с половиной дня! Сроки выдачи зависят не от нас, а от того, есть ли у подрядчика  необходимые  документы и согласования. Чаще всего в документах, подготовленных подрядчиком, отсутствует порубочный билет. Его нужно получать, если на объекте есть  газон, кусты, клумбы. Если зеленых насаждений нет,   все равно нужно обратиться в садово-парковое хозяйство и оформить «нулевой акт» – об отсутствии зеленых насаждений. Об этом все почему-то забывают. Отсутствие порубочного билета – сегодня самая частая причина отказа в выдаче ордера.

Рейтинг злодеев и героев

– Кому от введения новых правил получения ордеров станет лучше, а кому – хуже?
– Мы ожидаем, что это заставит заказчиков заранее определяться со своими планами и в результате приведет к сокращению правонарушений. Чтобы не было такого, что сначала дорожники ремонтируют асфальт, а следом на ту же улицу приходят энергетики и  все перекапывают. Это недопустимо.  Недавний пример – Придорожная аллея, где такая ситуация едва не сложилась. Там запланирована реконструкция тепломагистрали диаметром в тысячу миллиметров. Но недавно на этом же участке было проведено благоустройство, уложен новый асфальт. Жители вовремя нам просигнализировали, и мы успели предотвратить вскрытие асфальта энергетиками. Теперь администрация Выборгского района, которая была заказчиком работ по благоустройству, судится с подрядчиком – чтобы вернуть средства, уплаченные за проведенный ремонт.  Причина таких ситуаций – самовольное производство работ. Подрядчик на Придорожной выполнял  укладку асфальта без ордера ГАТИ. Многие подрядчики еще живут в той эпохе, когда можно было копать там где хочется и когда захочется.

Каждую осень мы  делаем сводную адресную программу по строительно-земляным работам на будущий год.  Но, к сожалению, по заранее согласованным планам в Петербурге выполняется не более 35%  общего количества работ. На практике в этом году дорожники решили, где им нужно чинить  асфальт, только в июле. А энергетики – вообще в сентябре обнаружили, что нужно  поменять трубы!  Подобные факты, к сожалению, еще присутствуют. К примеру, у энергетиков есть контракт на реконструкцию инженерных сетей, а на этой улице  только что уложен асфальт. Вскрывать такие участки нельзя. Но и трубы ремонтировать надо.

– И что делать?
– Рассматриваем  новые технические решения – например, метод глубинного наклонного бурения. Он позволяет заменить трубу без раскопки траншеи. Такие ситуации приходится регулировать  в ручном режиме. Поэтому наша задача – выстроить систему таким образом, чтобы как минимум 80%  работ выполнялись на основе адресной программы, сформированной заранее.  Если у нас получится довести процент плановости хотя бы до 60%, то можно будет обсуждать вопрос о переходе к уведомительной системе выдачи ордеров.

– Недавно ГАТИ впервые провела конкурс на лучший объект производства работ. По каким принципам выбирали победителя? Если есть лучшие, наверное, определили и худших?
– Изначально у нас был антиконкурс. Мы составляли списки тех, кто работает хуже всех. На нашем сайте размещен  рейтинг худших заказчиков и подрядчиков. Он трехцветный. Зеленым отмечены те, кто практически не имеет замечаний. Желтым – в пределах допустимого. Красный цвет  – для нарушителей-«злодеев». Самый злостный из них – «Ленэнерго». Но есть передовики. Очень порадовала, например, «Теплосеть Санкт-Петербурга». Она из нарушителей почти перешла в желтую зону.  В этом году «Теплосеть» не допустила ни одного случая самовольного производства работ. Это невероятный показатель, потому что в прошлом году такие случаи измерялись сотнями!  Заметив в антирейтинге позитивную динамику, мы решили отметить лучших. И создали конкурс.  В нем участвовало больше десятка объектов. Победителем стало ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга»  с подрядной организацией ООО «Инженерная компания», которая выполняла работы на площади Труда. Мы вручили им кубок и почетную грамоту. Результаты наших рейтингов могут учитывать заказчики при проведении конкурсов на выполнение строительных и ремонтных работ.

Победители проведенного ГАТИ конкурса «Лучший объект производства работ»

1 место. Объект «Капитальный ремонт теплосети на площади Труда»: генподрядчик ООО «Инженерная компания», заказчик ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга».

2 место. «Реконструкция тепловых сетей на набережной Крюкова канала»: генподрядчик ООО «МТЭР Санкт-Петербург», заказчик ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга». «Капитальный ремонт водопровода на ул. Тарасова»: генподрядчик и заказчик ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»

3 место. Объект «Газификация поселка Тярлево»: генподрядчик ООО «Навигатор-СБС», заказчик ООО «ПетербургГаз». «Прокладка кабельных линий для КВЦ ЗАО «Экспофорум»»: генподрядчик ОАО «ЭЦМ-Петербург», заказчик ОАО «Санкт-Петербургские электрические сети».             

Елена РОТКЕВИЧ











Lentainform