16+

Почему Путин не хочет быть коммерчески успешным «брендом»

12/11/2014

Почему Путин не хочет быть коммерчески успешным «брендом»

Российский президент благодаря своей внешней политике находится на пике своей популярности. Не преминули этим воспользоваться и предприниматели — один за другим появляются модные продукты с использованием имя и образа глава государства. Однако сам Путин резко негативно к этому относится.


           Владимир Путин второй год становится самым влиятельным человеком в мире, по версии журнала Forbes. Его имя не сходит с первых полос, а каждое его действие широко обсуждается в СМИ и обществе. Естественно, что его образ становится все более коммерчески привлекательным, чем активно пользуются предприимчивые коммерсанты. 
 
Однако оказалось, что сам глава государства выступает против подобного использования своего образа, по сути, он не хочет становится брендом.
 
«Он относится к этому негативно. Борьба с подобными проявлениями не в наших приоритетах, это не главный вопрос сейчас на повестке дня», — заявил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.
 
Подобной практики, когда коммерсанты используют имя исторической личности для продвижения своего товара, уже не одно десятилетие. При этом обычно подобное происходит без разрешения самих персон или их семей. По мнению политолога Николая Миронова, крупные политические деятели предпочитают не замечать таких попыток нажиться на их рейтинге и не ввязываются в скандалы с производителями товаров и продуктов питания.
 
«Есть два направления использования имени в качестве потребительского бренда: когда производитель использует очень известные имена в политике, чтобы привлечь покупателя, и когда политик сам инициирует производство потребительской продукции под своим именем, которая носит сувенирный характер», — комментирует для «Известий» Миронов. 
 
При этом сам политик практически не получает «дивидендов» от этого — ни в виде популярности, ни в виде дохода. Однако есть и обратная сторона подобного использования имени президента. За последнее время имя Путина стало не только «золотой жилой», обещающей небывалые доходы, но и «черным входом» для многих мошенников. Так, двоюродный брат президента Игорь Путин, ранее никогда не имевший дел с банковским делом, возглавил «Автовазбанк», печально известный еще со времен Березовского, а также стал вице-президентом «Мастер-банка», уголовное дело против которого было на слуху у каждого в прошлом году.
 
«Открыто наносится мощный ущерб настоящему бренду, доверие к которому снижается при каждом столкновении с подделкой. В данной ситуации все еще серьезней. Обесценивание и шельмование фамилии Путин, имитация самого узнаваемого национального бренда прямо противоречит интересам страны и бьет по ее репутации в мире», – отмечает политолог Николай Злобин.
 
Еще одной «обратной стороной» коммерциализации имени Путина безусловно является связь с предметами роскоши. Почему именно сейчас президент обратил внимание на открытое использование своего имени?! Ведь и раньше коммерсанты открыто эксплуатировали образ главы государства — футболки, матрешки, шапки-ушанки. В конце концов, водка «Путинка», которая, как оказалось,  производится не без участия его друзей — братьев Ротенбергов и Сергея Ролдугина. Потому что и водка, и футболки — это народные предметы, а золотой смартфон за 200 тыс. рублей с изображением Владимира Владимировича может позволить себе не каждый, отмечает аналитик Иван Беспалов.
 
«Возможно, президент боится, что его начнут все больше и активнее связывать с богатой прослойкой общества, которая отнюдь не является его электоратом. А это будет еще глубже делать ту яму, которая и сейчас присутствует между властью в России и народом», – рассказывает «Эксперту» Беспалов.
 
Еще одна потенциальная версия «подобного замечания» главы государства — это желание «поучаствовать» в доходах от своего имени. 
 
Однако, как отмечает маркетолог Николас Коро, подобной практики, когда политик пытается оспорить  использование своего имени и образа в коммерческих целях попросту не было.
 
«Если мы посмотрим на США, то в период последней предвыборной гонки образ Барака Обамы тиражировался как его сторонниками, так и его противниками. А ведь помимо кружек и маек выпускались куклы вуду, где Обама был с огромными ушами. И судебного запрета наложено не было, потому что это бессмысленно — художник создал художественный образ и продал права на него. В России же был прецедент, когда человек, чье изображение печаталось без его разрешения на одежде, доказал свою правоту в суде — ученый Анатолий Вассерман 2 года назад отсудил 110 тыс. рублей за использование его образа и имени компанией «Мэри Джейн»», – добавляет Коро.
 
Ряду экспертов вообще непонятно, почему российскому лидеру так претит использование его имени в коммерческих целях. Ведь подобные действия еще больше подстегивают его популярность, не только в России, где его поддерживает больше половины населения, что для того же Обамы является недостижимым результатом, но и зарубежом, где все больше говорят о российском президенте с уважением. Возможно, отмечает художник Дмитрий Врубель, прославившийся поцелуем Брежнева и Хоннекера на Берлинской стене, Владимир Путин боится «обесценивания его имени».
 
В то же время многие эксперты не видят в использовании имени президента ничего страшного. Бренд «Путин», по их мнению», очень удачный и своевременный маркетинговый ход, более того. Он приносит немалые деньги тем, кто рискнул им воспользоваться.
 
«С точки зрения бизнеса та компания, которая использовала этот бренд, сделала в итоге неплохой бизнес», – рассказывает НСН эксперт по брендам, редактор отдела потребительских рынков РБК Денис Пузырев. 
 
По его словам, раскрутиться компаниям, использующим имя «Путин», активно помогают журналисты и такие медийные личности, как Микки Рурк и Стивен Сигал, примерявшие футболки с портретом российского президента.
 
«Плюс ко всему, эскалация некоторой напряженности между Россией и Западом сделала этот товар не просто футболкой с изображением лидера государства, я не думаю, что много американцев сейчас носят футболку с Обамой, например. Человек, который одевает футболку с Путиным, он, как ему кажется, не только поддерживает страну, но и противопоставляет себя Западу. Это, в некотором роде, сейчас в тренде», – поясняет НСН эксперт потребительского рынка.
 
Стоит напомнить, что кроме сувенирной продукции, традиционно покупаемой туристами в российских городах, с портретами Путина были запущены коллекции футболок и толстовки серии «Все путем» и «Родина», а летом 2014 года был анонсирован золотой iPhone 5S, покрытый 18 каратами золота, под названием Supremo Putin. На корпусе гаджета выгравирован портрет Путина, герб России и строчки из государственного гимна. 
 
Lобавим, что в Иерусалиме работает заведение «Путин бар», а в сербском Нови-Саде — кафе «Путин». С изображением и именем президента в логотипе продаются золотые и титановые смартфоны, чехлы для гаджетов, кружки, настенные часы, магниты и коврики для мыши.           
 
Фото: macdigger.ru










Lentainform