16+

Блогеры обсуждают «Декларацию русской идентичности» Всемирного русского народного собора

14/11/2014

Блогеры обсуждают «Декларацию русской идентичности» Всемирного русского народного собора

В Москве прошёл XVIII Всемирный русский народный собор. Конференция с президиумом, патриархом и официальными лицами могла бы пройти незаметно, если бы не принятая Декларация русской идентичности. Блогеры оценили документ и предложили свои версии определения русского человека.


          – Прочитал "Декларацию русской идентичности". Волосы встали дыбом везде, где росли, пишет Артемий Лебедев. -  Хочу предложить свою формулу определения русского человека: русский человек это тот, кто может прочитать эти слова, и при этом на ... вертел все определения русской идентичности, потому что они суть ... собачья на постном масле.

– Кстати, нормальный текст, – возражает Альфред Кох. – Читал с приятным удивлением, пока не добрался до последнего абзаца:

"....На основе программных тезисов настоящего документа, предлагается следующее определение русской идентичности: русский — это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа..."

Вот зачем этот итог? Это явное упрощение и вульгаризация сложной и чувствительной темы... Масса вопросов: а как быть с Пушкиным (мулат)? А с Чаадаевым (католик)? А с Маяковским (атеист)? И т.д.

– Прочел декларацию русской идентичности. Дело меня прямо не касается, гляжу со стороны, и очень сочувствую коллегам. – иронизирует Григорий Ревзин. – Им хочется сказать, что русский -- это генетический русский, говорящий по-русски, живущий в России, гражданин РФ, принадлежащий РПЦ МП, самоидентифицирующийся как русский, не имеющий обязательств перед другими нациями, и все это вместе очень хорошо. Это просто и понятно. Но поскольку это опирается на биологическую идентичность (что попросту нацизм) раз, раскалывает российское государство по национальному признаку два, превращает православие в племенную религию, то есть нарушает заповеди Христовы три, ограничивает претензии России на всемирное значение, поскольку вместо всемирной отзывчивости предлагает наоборот самоизоляцию четыре, то так сказать нельзя.

Упершись в эти неприятные моменты, они вместо того, чтобы как-то пересмотреть позиции, пытаются сформулировать те же самые, что и были, но в таких выражениях, чтобы не получилось декларации этнической исключительности. Но из всех логических фигур они усвоили только "с одной стороны, но с другой стороны", а больше ничего.

При этом, однако, это все люди православного образования, так что в глубине души они стоят на позиции, что истина одна, а все "с одной стороны и с другой" -- от лукавого. В результате у них получается, что русский -- это опять-таки генетический русский говорящий по-русски православный гражданин РФ, не имеющий обязательств перед другими нациями, но все это в широком смысле. Прямо экзистенциальная драма -- соединение глубоких страданий ума и безнадежного его поражения в итоге. А сами ж говорили -- умом Россию не понять. Нечего тогда и стараться.

Документ принят 11 ноября 2014 года по итогам заседания XVIII Всемирного русского народного собора, посвященного теме «Единство истории, единство народа, единство России».

Каждая нация — сложное динамичное явление. Принадлежность к ней невозможно описать с помощью узкого набора критериев. Чем крупнее народ, чем более деятельную роль в истории он играет, тем шире его генетическое и социальное разнообразие, пишет patriarchia.ru.

Самым очевидным критерием национальности является самосознание. Наиболее точно соответствует русскому народу совокупность тех людей, кто называет себя русскими во время переписи населения.

Очевидно, что общее российское гражданство, объединяющее на протяжении долгих веков представителей самых разных народов, не упразднило многонациональный состав нашего государства. Граждане России могут быть русскими, карелами, татарами, аварцами или бурятами, в то время как русские могут быть гражданами России, США, Австралии, Румынии или Казахстана. Национальные и гражданские общности существуют в разных феноменологических плоскостях.

Русский народ исконно имел сложный генетический состав, включая в себя потомков славянских, финно-угорских, скандинавских, балтских, иранских и тюркских племен. Это генетическое богатство ни разу не стало угрозой для национального единства русского народа. Рождение от русских родителей в большинстве случаев является отправной точкой для формирования русского самосознания, что, однако, никогда не исключало возможности присоединения к русскому народу выходцев из другой национальной среды, принявших русскую идентичность, язык, культуру и религиозные традиции.

Уникальность этногенеза русского народа заключается в том, что на протяжении веков подобное принятие русской идентичности урожденными представителями других национальностей было не результатом принудительной ассимиляции тех или иных этнических групп («русификации»), а следствием свободного личного выбора конкретных людей, связывавших с Россией свою жизнь и судьбу. Именно так в состав русского народа часто входили татары, литовцы, евреи, поляки, немцы, французы, представители других национальностей. Примеров подобного рода — великое множество в русской истории.

В русской традиции важнейшим критерием национальности считался национальный язык (само слово «язык» — древний синоним слова «национальность»). Владение русским языком обязательно для всякого русского. Вместе с тем, обратное утверждение — принадлежность к русскому народу обязательна для всякого русскоговорящего — неверно. Так как русский народ выступил государствообразующим народом России и народом-строителем Российской цивилизации, русский язык получил широкое распространение. Существует немало людей, считающих русский язык родным, но при этом ассоциирующих себя с другими национальными группами.

В формировании русской идентичности огромную роль сыграла православная вера. С другой стороны, события ХХ века показали, что значительное число русских стало неверующими, не утратив при этом национального самосознания. И все же утверждение о том, что каждый русский должен признавать православное христианство основой своей национальной культуры, является оправданным и справедливым. Отрицание этого факта, а тем более поиск иной религиозной основы национальной культуры, свидетельствуют об ослаблении русской идентичности, вплоть до полной ее утраты.

Таким образом, принадлежность к русской нации определяется сложным комплексом связей: генетическими и брачными, языковыми и культурными, религиозными и историческими. Ни один из упомянутых критериев не может считаться решающим. Но для формирования русского национального самосознания обязательно, чтобы совокупность этих связей с русским народом (независимо от их природы) была сильнее, чем совокупность связей с любой иной этнической общностью планеты.

Ощутить это, в конечном итоге, может только сам носитель национальной идентичности, совершая свой личный выбор. При этом национальное самосознание неизбежно означает солидарность с судьбой своего народа. Каждый русский чувствует глубинную эмоциональную связь с главными событиями своей истории: Крещением Руси, Куликовской битвой и одолением Смуты, победами над Наполеоном и Гитлером. Особо отметим, что гордость за Победу 1945 года является одним из важнейших интегрирующих факторов современной русской нации.

На основе программных тезисов настоящего документа, предлагается следующее определение русской идентичности: русский — это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа.             





3D графика на заказ

установка натяжных потолков в москве








Lentainform