16+

Чем закончился эксперимент по автоматической продаже разовых билетов в общественном транспорте Петербурга

17/11/2014

Чем закончился эксперимент по автоматической продаже разовых билетов в общественном транспорте Петербурга

В этом году в троллейбусах № 8 и автобусах № 21 в качестве эксперимента установили аппараты по продаже разовых билетов. И убрали кондукторов. Идея – в экономии.


        Если пассажиры будут массово пользоваться этими аппаратами плюс валидаторами, то всех кондукторов сократят. «Город 812» узнавал, что показали результаты эксперимента.

Экспериментировать начали с  1 апреля 2014 года. В 10 троллейбусах появились автоматы, принимающие к оплате только монеты (1, 2, 5, 10 рублей). Для эксперимента были выбраны самые простые в эксплуатации аппараты, объясняют в ГУП «Горэлектротранс», поэтому они не принимают бумажные деньги и не выдают сдачи, а лишь обладают функцией отмены операции.

На автобусном маршруте аппарат такой же, но сдачу выдает. В начале эксперимента он был установлен в одном из автобусов 40-го маршрута, а теперь на маршруте 21. До конца года хотят оснастить ими все автобусы 21-го маршрута.


Чем закончился эксперимент по автоматической продаже разовых билетов в общественном транспорте Петербурга


В первый месяц эксперимента в салоне работал кондуктор – знакомил пассажиров с новой системой оплаты и менял деньги. С 12 мая кондукторы исчезли, но контролеры, как уверяют, стали ходить чаще.

Насколько эффективно работает система без кондукторов, будут оценивать по критериям, разработанным в Комитете по транспорту,  в том числе: частота оплаты, экономия фонда оплаты труда, стоимость обслуживания аппаратов.

В комитете нам рассказали, что с исчезновением кондуктора в начале эксперимента выручка от продажи билетов снизилась, одновременно уменьшилось и число поездок по электронным билетам. Однако по мере усиления контроля за безбилетным проездом ситуация исправилась.  «Интересно, что в выходные дни выручка возрастает, – рассказывают в «Горэлектротрансе». – Так как люди лучше готовятся к поездке. В летнее время  туристы так же исправно платят за пользование транспортом».

Перевозчики периодически следят за реакцией пассажиров на эксперимент. Так, от «Горэлектротранса» на 8-й маршрут периодически направляются специалисты, которые анкетируют граждан. Еще принимаются звонки по телефону 600-44-00.

«Обобщая всю собранную на сегодняшний день информацию, можно сказать, что более 65% пассажиров об эксплуатации терминалов отзываются положительно, –  рассказывает руководитель пресс-службы СПБ ГУП «Горэлектротранс» Дарья Тимофеева. – Людям нравятся инновации и абсолютно новое отношения к пассажиру – его не заставляют оплачивать проезд, он делает это самостоятельно. Помимо этого на маршруте полностью устранен человеческий фактор и личный контакт пассажир-кондуктор, что вызывает одобрение у анкетируемых». По статистике, более 70% пассажиров предпочитают пользоваться билетами на основе электронных носителей, отмечает она.

Пассажиры, однако, не слишком довольны новыми аппаратами – прежде всего тем, что они принимают только мелочь. В связи с этим на маршруте № 8 вскоре начнется тестовая эксплуатация новой модели, которая будет принимать и бумажные деньги номиналом 50 и 100 рублей и выдавать сдачу. Этот аппарат компания-производитель предоставит в опытную эксплуатацию, то есть для «Горэлектротранса», бесплатно. «Когда именно он будет установлен, пока неизвестно, – говорят в «Горэлектротрансе». – Возможно, успеем до конца года. Сейчас требуется его доработать, чтобы устранить некоторые недостатки». Кроме того, планируется увеличить число аппаратов в троллейбусе, чтобы в час пик не было очередей.

Однако, по мнению специалистов, простая модель, работающая сейчас, гораздо удобнее и оперативнее. «Просто к поездке на общественном транспорте нужно готовиться, – говорят в «Горэлектротрансе». – Нам не хватает культуры пользования транспортом, которая присуща всему миру. Пассажир должен заранее иметь на руках необходимую сумму. Бумажные деньги только увеличивают время контакта пассажиров с аппаратом: смятые купюры не сразу распознаются и принимаются, кроме того, в аппарате может закончиться сдача».

В общем, эксперимент продолжается, будут пробовать разные способы оплаты. Когда произойдет переход от эксперимента к внедрению, ни в комитете ни в пассажирских компаниях сказать не могут. Даже если город примет решение о введении этой системы на всех маршрутах, этот процесс займет много времени.

Сергей Шпатен, постоянный пассажир троллейбуса № 8:

– Я езжу на троллейбусе нечасто, 2-3 раза в месяц, но платил всего один раз, когда была мелочь. Многие, входя, ищут кондуктора, потом видят этот аппарат, читают, и если нет мелочи, идут менять к водителю. Но он деньги не меняет, ему не до этого. Поэтому многие просто едут бесплатно. Как-то раз я ехал, в салоне сидел мужчина лет 40, прилично одетый, но слегка выпивший. Он наблюдал за пассажирами и говорил всем: «Не беспокойтесь, это просто бесплатный троллейбус. Если есть мелочь – кидаете мелочь. Нету – едете бесплатно». Вот так многие и воспринимают.

Однажды рядом с этим автоматом сидела женщина, заполняла таблицу: сколько вошло, кто заплатил, кто нет, кто по карте. К ней народ: «А что делать?» Она говорит: «Платите. Не оплатите, контролер вас оштрафует. Разменяйте деньги у кого-нибудь либо выходите». Правда, я контролеров ни разу не видел. И выходит, что почти все из тех, у кого нет карт, вообще не платят.

В принципе, сам аппарат работает просто. На Западе похожие стоят, но мне кажется, они принимают и бумажные деньги. Это главная проблема. Если бы этот аппарат принимал купюры, думаю, почти все платили бы.             

Анастасия ДМИТРИЕВА, фото pravdaurfo.ru, kiosksoft.ru

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга











Lentainform