16+

Каких сюрпризов ждать в ближайшем будущем авиапассажирам

18/11/2014

Каких сюрпризов ждать в ближайшем будущем авиапассажирам

Петербуржцы стали меньше летать за границу, как и россияне в целом. По данным аэропорта «Пулково», пассажиропоток на международных линиях за октябрь упал на 8,3% по сравнению с октябрем 2013-го. Что делают авиакомпании, чтобы спасти бизнес? – узнавал «Город 812».


         Самыми популярными городами, куда в октябре летали из Петербурга, стали Москва, Симферополь, Калининград, Архангельск и Мурманск. В целом горожане стали путешествовать по воздуху чаще. Но изменилась география полетов.

«Пулково»  на днях отчиталось: пассажиропоток аэропорта за десять месяцев увеличился на 11,6%. При этом спрос на перелеты внутри страны в октябре резко вырос – на 21,2%  (по сравнению с октябрем 2013-го). На международных направлениях, наоборот,  спрос упал на 8,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

По данным «Росавиации», загрузка самолетов отечественных авиакомпаний на международных рейсах уменьшается, а на внутрироссийских увеличивается. То есть статистика показывает, что пассажиропоток перераспределяется с  внешних направлений на внутренние. Но всё не так очевидно.

- Когда говорят о перераспределении пассажиропотоков, многие забывают про политический фактор: о том, что Крым  выбыл из международной категории и  попал в  ячейку «РФ». Падение на международных линиях отчасти спровоцировано уходом Крыма. И одновременно рост внутренних перевозок связан с тем, что по направлению «Симферополь»  идет многократное увеличение объемов перевозок, – рассказал «Городу 812» источник в одной из крупных отечественных авиакомпаний.

В целом у основных российских перевозчиков, летающих в «Пулково»,  показатели растут. Например, у  «России» и «Аэрофлота»  количество перевезенных пассажиров за октябрь увеличилось на 17% по сравнению с октябрем 2013-го. В то же время у иностранных авиакомпаний, летающих в Петербург  –  Lufthansa, Uzbekistan Airways, Emirates, Air France , Turkish Airlines,  – перевозки за тот же период сократились на 8%.

По словам руководителя отдела транспорта Ассоциации туроператоров России (АТОР) Дмитрия Горина, авиаперевозчики очень  чутко реагируют на изменение спроса.  Но перекраивать маршрутную сеть или сокращать количество рейсов у них пока нет оснований. По данным «Росавиации», средняя загрузка самолетов отечественных перевозчиков на внутренних рейсах сегодня составляет 78%, на международных – 83,8%. По словам экспертов, чтобы перевозки были рентабельны, загрузка судов должна составлять не менее 70%.

– Сегодня перевозчики подстраиваются под условия рынка, управляя емкостью воздушных судов. На тех направлениях, где наблюдается рост – скажем, Владивосток, Адлер, – ставят суда большей вместимости. Например, огромные «Боинги-747»  начали использовать на дальнемагистральных российских рейсах. Потоки с востока страны на юг  и на запад увеличиваются.  Последние ноябрьские праздники как раз это показали. Нарастает популярность Сочи: можно уже говорить, что горнолыжный сезон в Красной Поляне будет очень популярен, – говорит Дмитрий Горин.

Наибольшее снижение спроса наблюдается на европейских маршрутах, не связанных с курортным или пляжным отдыхом. У некоторых  европейских перевозчиков пассажиропоток  упал на 20% по сравнению с прошлогодним. Из-за резкого падения спроса французская авиакомпания Aigle Azur прекратила полеты в Россию (маршрут Москва – Париж) с 26 октября.  Причины такого решения перевозчик также объясняет политической ситуацией и украинским кризисом:  мол, европейские граждане боятся лететь в Россию.

– Примеров того, что кто-то закрывает полеты вовсе, еще не слишком много. Можно вспомнить сокращение маршрутной сети авиакомпании Austrian Airlines. Сократила провозные емкости на линии в Москву авиакомпания Emirates. Но в то же время два ближневосточных перевозчика начали летать в столицу, – рассказывает глава Аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Есть международные направления, на которые спрос россиян, наоборот, растет. Лидер в этом списке – Египет.  Пассажиропоток из России в эту страну вырос  на 15%. Доля  Египта в общем объеме запросов агентств и туристов в октябре, по данным АТОР, составила 30,6%. Это на 18% больше, чем в октябре 2013-го.  На втором месте по популярности – Таиланд. Далее идут Турция и Вьетнам.

Петербург оказался в общероссийском тренде. Самые популярные у горожан маршруты – в Хургаду (Египет), Анталью (Турция), Ларнаку (Кипр), Франкфурт-на-Майне (Германия) и Шарм-эль-Шейх (Египет).  Возросший спрос на эти направления перевозчики также пока удовлетворяют за счет использования судов большей вместимости.

– Сегодня сокращается предложение в сегменте чартерных туристических перевозок, так как туроператоры заказывают меньше рейсов. Из-за этого на рынке возникает излишек воздушных судов.  Поэтому  российские авиакомпании переводят некоторые лайнеры, ранее задействованные в чартерных программах, на внутрироссийские линии, – говорит Олег Пантелеев.
По словам экспертов, на рынок авиаперевозок сильно влияет ситуация на валютном рынке. У многих авиакомпаний снижается прибыль.

– За последние два месяца скачок валют составил 15%. Те, кто купил билеты за полгода,  естественно, ничего не доплачивают. Но перевозчик теряет, так как он заправляется топливом и платит аэропортовые издержки по нынешним ценам. Сейчас курс систем бронирования пересчитывается из расчета 57,5 руб. за евро. Он меняется раз в неделю. Получается, что за последние недели билеты в рублях подорожали, хотя в валюте цена осталась прежней, – говорит Дмитрий Горин.

– На регулярных линиях авиакомпании не могут увеличивать рублевые цены вслед за ростом издержек, большая часть которых номинирована в валюте. Поэтому цены на авиабилеты либо не растут вовсе, либо растут меньшими темпами, чем инфляция. В результате российские авиакомпании сохраняют значительное количество международных регулярных линий (кроме сезонных), а иностранцы сокращают присутствие в российских регионах, – объясняет Олег Пантелеев.

По общему мнению экспертов, более серьезные изменения в расписании и ценовой политике авиакомпаний произойдут в конце нынешнего и начале будущего годов.            

Елена РОТКЕВИЧ











Lentainform