18+

Чего ждут туристы от Петербурга кроме Эрмитажа и Мариинки

12/11/2014

В Петербурге прошел Второй международный форум по культурно-познавательному туризму. Что интересует туристов, приезжающих к нам? Что думают о потенциале Петербурга будущие менеджеры туризма и экскурсоводы? «Город 812» поговорил об этом с Галиной ЛЕСКОВОЙ, заведующей кафедрой туризма и социально-культурного сервиса СПб университета культуры и искусств.

        – Какой культурный турпакет для Петербурга востребован туристом – джентльменский набор Эрмитаж-Петергоф-Мариинка?
– Первичным туристом действительно востребован такой пакет – Эрмитаж-Петергоф-Мариинка. Но согласна с мнением автора книги «Печать Империи. Постсоветский Петербург» Еленой Хеллберг-Хирн, что сегодняшнему туристу, в особенности тому, кто уже раз побывал в нашем городе, явно не хватает хорошей современной архитектуры. Мы застыли в своих барокко, классицизме и модерне. Многие российские туристы, побывав за рубежом, уже приобрели вкус к современным постройкам лучших зарубежных архитекторов – Жана Нувеля, Нормана Фостера, Захи Хадида и многих других. Им не хватает современности.
 
– Что делать?
– Туристская среда (то есть среда, доступная туристам) должна расширяться за счет включения в нее новых кварталов. Таков Доклэндс – территория к востоку от центра Лондона, протянувшаяся по обоим берегам Темзы восточнее Тауэра, таковы районы Дефанс и Берси в Париже.
 
Даже в том, чтобы ругать новое (например, работы Церетели, как это делают москвичи), есть своя прелесть. Парижане до сих пор делятся на тех, кто считает, что барон Осман погубил Париж, и тех, кто приветствует османовский «Париж торжествующей буржуазии» – Большие бульвары правого берега Сены. 
 
– Думаете, Петербург сможет предложить что-то в ближайшем будущем?
– Пока в плане новых построек – ничего, кроме новых форм проведения экскурсий, новых текстов в духе инфотейнмента, но развлечения со вкусом. Есть слабая надежда на проекты креативных кварталов. Но уж во всяком случае не в «Крестах». Редевелопмент бывших промзон скорее нужен горожанам. Но это как старое перелицованное платье. Туристам подавай новое, прогрессивное.
 
– Какие события могут привлечь туристов массово и стабильно?
– Скорее не события, а явления: природное явление, которое «застолбил» Петербург, – Белые ночи. Спасибо Федору Михайловичу Достоевскому. Я думаю, что надо делать отчисления его потомкам за этот бренд. Ведь городов с белыми ночами в мире масса, но только мы имеем право писать слово «белые» с прописной буквы. Хотя ежегодно десятки петербургских студентов разрабатывают проекты новых массовых ивентов. Даже у меня есть идея  такого мероприятия, построенная на научных основах геобрендинга: с разработкой новой образной формулы территории, с созданием нового (уже не по Достоевскому и не по Пушкину) текстового имиджа территории, с созданием новой  мифологической характеристики Петербурга.
 
– «Алые паруса» стали городским брендом. Есть ощущение, что чем больше на них приезжает туристов, тем меньше это праздник выпускников?
– Не хочу комментировать этот праздник. Но есть закон эволюции: туристские потоки как вариант миграционных потоков не могут не повлиять на уклад жизни местного населения. От туризма, как и от тяжелой промышленности, будет не только приток капитала, но и влияние на экологию. Процитирую нашего классика Валерия Квартальнова: «К отрицательным аспектам воздействия туризма следует отнести: поляризацию и коммерциализацию интересов различных групп населения; коммерциализацию культуры».

– Вы готовите экскурсоводов, то есть тех, кто формирует представление о Петербурге. У самих студентов есть представление, каким должен быть Петербург?
 
– Мы много говорим и спорим о том, каким должен быть идеальный город для горожан и гостей. Город должен стремиться к тому, чтобы быть удобным прежде всего для жизни самих горожан. Один из лучших примеров – бразильский город Куритиба, где модернизация городской среды проходила подобно революции: с митингами протестов горожан, с демонстрациями и мучительным разрывом с многовековым укладом жизни. Практически  без финансирования Куритибе удалось подняться из нищеты и обеспечить высокое качество жизни. Инициативу по изменению городской среды  взял на себя один человек – инженер и архитектор Хайме Лернер. Если не ошибаюсь, 12 лет пребывая в должности мэра города, он создал новейшую транспортную инфраструктуру. В этом фантастическом проекте, ради которого потоки туристов устремляются в Бразилию, не были забыты и иммигранты из бывшего СССР. Об этом проекте можно найти массу интересного в Интернете.            
 
Вадим ШУВАЛОВ