16+

Что представит фестиваль «Дягилев. P.S.» в этом году

14/11/2014

Что представит фестиваль «Дягилев. P.S.» в этом году

19-28 ноября в Петербурге состоится пятый фестиваль «Дягилев. P.S.». В чем его смысл и почему он назван в честь знаменитого импресарио, «Городу 812» рассказала Наталья МЕТЕЛИЦА, художественный руководитель фестиваля, директор Музея театрального и музыкального искусства.


           – Зачем директору музея, даже театрального, фестиваль балета и музыки?
– Современный музей – не собрание пыльных вещей, а участник  живого процесса. Дягилев – это абсолютно современная фигура, генератор идей, для реализации которых он заставил Стравинского сочинить «Весну священную» и  «Петрушку», нашел гениальных исполнителей, вывез «Русские сезоны» в Европу, потряс ее «варварским искусством». Для мира он остался синонимом всего новаторского. 
 
Не буду пересказывать биографию Дягилева, еще один факт.  Для выставки русского исторического портрета 1905 года в Таврическом дворце он собрал по известным и глухим усадьбам России две тысячи портретов XVIII века и на подводах привез их в Петербург. 
 
В 2008 году накануне столетия «Русских сезонов» в Петербурге заговорили о городском бренде. Я подумала:  вот он, бренд, фестиваль в честь Дягилева.  Но нет смысла реставрировать его спектакли 100-летней давности, надо показать самое новое. Сначала мы хотели проводить фестиваль раз в 2 года, но потом решили делать его каждый год.
 
– Почему?
– Бренд, даже самый раскрученный, требует постоянного напоминания о себе.  
 
– Но такой ритм требует ежедневной работы?
– Сейчас готовим фестиваль 2015 года. 
 
– Вернемся в сегодня: что покажете? 
– Структура пятого фестиваля, как и всех предыдущих, следует дягилевской деятельности – спектакли, концерты, выставки. Балетный блок – балет FAR британского радикала-хореографа Уэйна МакГрегора,  который соединяет танец и нейрофизиологию.  Вторая постановка – «Сутра» бельгийца Сиди Ларби Шеркауи с участием 17 шаолинских монахов в сценографии Энтони Гормли, его большая выставка была в Эрмитаже.
 
Плюс спектакли Пермского балета – «Шут» в постановке Алексея Мирошниченко и «Свадебка» Иржи Килиана, кстати, это балет из репертуара Дягилевских сезонов.  
 
Концертный блок – Перселл и Гендель с дирижером Теодором Курентзисом, джазовая певица Изабель Карпантье с программой «Дебюсси, Равель, Сати». Она вместе с джазменом Андреем Кондаковым проведет мастер-класс по своей основной специальности.    
 
Выставочный блок  – выставки фотографий американца Пола Колника «Баланчин» в Академии балета и арт-видео Марике ван Вармердам  из Голландии в Эрмитаже.
 
– Дягилев известен своей нетрадиционной сексуальной ориентацией. Это не мешает фестивалю?
– Эта сложная тема, где много биологии и мало всего остального,  не имеет отношения к фестивалю. Заметила, что только в нашем городе она приобрела громкий и нездоровый резонанс. Этого нет даже в Москве, не говоря уже про остальной мир.
 
– У фестиваля не было проблем с приездом западных артистов из-за санкций-антисанкций?
– Никаких. Имя Дягилева в названии фестиваля снимает все вопросы. Это лишний раз доказывает, что бренд мощный, и он работает.
 
– А кто все это финансирует?
– Чтобы привезти три труппы, нужны серьезные деньги. В этом  году от города и Минкультуры мы получили две трети фестивального бюджета. Остальное предоставили  корпоративные спонсоры и частные меценаты. 
 
А начинали мы с того, что была одна четверть средств от государства, потом пополам.  
 
– Как лучше распределять городские деньги на поддержку фестивалей: многим по чуть-чуть, чтобы не умерли от голода,  или трем-пяти, но так, чтобы они смогли реализовать серьезный проект?
– У меня нет готового ответа на этот вопрос. Тем более что я не распределитель, а получатель денег. На мой взгляд, необходимо поддерживать небольшие молодые команды на начальной стадии, на стартапе, как сейчас модно говорить. Профинансировать  первый  и, что особенно важно, второй фестиваль, его проводить всегда труднее. А дальше смотреть, какой резонанс имело это событие.
 
В теории успешный старт должен привлечь спонсоров. А если проект слабый и не заинтересовал публику, то его надо закрыть. Но не уверена, что на практике эта схема будет работать.               
 
Вадим ШУВАЛОВ, фото forum.balletfriends.ru

 











Lentainform