16+

Почему запретили фильм про митрополита Иосифа

24/11/2014

Почему запретили фильм про митрополита Иосифа

С показа фестиваля христианского кино «Невский благовест», организованного петербургской епархией, был снят фильм о петроградском митрополите Иосифе, главном противнике союза церкви с «богоборческой» большевицкой властью.


        Совершенно неожиданно этот исторический сюжет, казалось, давно отрефлексированный, вдруг оказался очень болезненным. Возможно, организаторов обидела показанная в фильме икона, на которой Иосиф попирает ногой вдохновителя этого союза патриарха Сергия, родоначальника династии нынешних предстоятелей РПЦ.

История о том, как патриарх Сергий заключил пакт со Сталиным, ни для кого никаким секретом не является и описана даже в школьных учебниках. Начинается она с того, как на Поместном соборе в ноябре 1917 года был избран патриарх Тихон. Он стал первым патриархом со времен Петра I, который упразднил патриаршество и превратил православную церковь в государственное министерство. Отношения с советской властью у Тихона по понятным причинам не складывались: убийства священников начались с первых же дней после октябрьского переворота.

 В январе 1918 года он предал большевиков анафеме. В 1922  году после протестов, связанных с изъятием церковных ценностей, прошло несколько процессов над духовенством, сам патриарх оказался под домашним арестом, потом был переведен в тюрьму ГПУ. Власти готовили показательный суд над ним – его официально именовали  «гр. Беллавиным (бывш. патриархом Тихоном)» – с весьма вероятным расстрельным приговором. Но расстреливать патриарха в 1923 году было еще рано, поэтому дело кончилось перемирием: в газетах опубликовали покаянное письмо Тихона, его отпустили на свободу, хотя уголовное дело не закрыли. Через полтора года в возрасте 60 лет Тихон умер. Возможно, был отравлен.

На случай своей смерти Тихон назвал имена сразу трех потенциальных местоблюстителей, но ни один из них не смог занять этот пост, так как все они были в заключении. В итоге в 1926 году церковь возглавил заместитель одного из этих архиереев митрополит Сергий (Страгородский). В марте 1927 года он опубликовал Декларацию, в которой говорилось, что «мы, церковные деятели, не с врагами нашего Советского государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и Правительством». Строго говоря, советскую власть признавал и Тихон. Однако союз Сергия с большевиками оказался далекоидущим: через него большевики стали активно влиять на внутрицерковную жизнь. В частности, лишались кафедр епископы, находящиеся в лагерях, их имена запрещалось поминать при богослужениях и, наоборот, требовалось поминать советскую власть. Именно это и вызвало резкий протест внутри церкви.

Лидером оппозиции Сергию стал ленинградский митрополит Иосиф (Петровых). В самом Ленинграде он прослужил, правда, всего два дня, после чего его отправили в ссылку в Ростов. Вместе с рядом других архиепископов в 1928 году Иосиф заявил о неподчинении Сергию. «Сергий хочет быть лакеем Советской власти, мы – хотим быть честными, лояльными гражданами Советской республики с правами человека, а не лакея, и только», – писал он впоследствии на допросах в НКВД.

Сторонники митрополита Иосифа, иосифляне (которых нельзя путать с иосифлянами XVI века, наоборот, выступавшими за союз с государством ради материальной выгоды), не признавали Сергия и не поминали его при богослужении. Своих противников они именовали сергианами.

Сделав ставку на Сергия, большевики не стали терпеть  раскола. Вместе с официальной церковью, объявившей иосифлян раскольниками, они довольно быстро подавили церковную оппозицию. В течение 1929 года все епископы, отказавшиеся подчиняться Сергию, были арестованы. Но тайные общины иосифлян существовали до 1940-х годов.

В 1943 году Сергий был приглашен к Сталину, который спросил, как он может помочь церкви. Тот напомнил, что церковь уже почти 20 лет живет без патриарха. Вождь сказал, что проблем нет: через четыре дня архиерейский собор избрал Сергия патриархом. Избрали, в отличие от Поместного собора 1917 года, где в первом туре выбирали голосованием, а во втором – жребием, по-советски: открытым голосованием на безальтернативной основе.

Сам митрополит Иосиф был арестован в 1929 году, сослан в Казахстан и в 1937 году расстрелян. За 30 лет до этого, в 1905 году, после Кровавого воскресенья, он отказался поминать при богослужении царскую фамилию. Но тогда дело ограничилось только временным запрещением в служении.

Этот церковный раскол прошел для РПЦ практически бесследно. Алгоритм взаимоотношения с советской властью, установленный Сергием, просуществовал вплоть до кончины последней. Действия Сергия признавались правильными, поскольку они позволили сохранить церковь. Лишне говорить, что подавляющее большинство прихожан не только не задумывались об оценке тех событий, но и не знали об их существовании. Немногочисленные религиозные диссиденты существовали и существуют до сих пор в рамках катакомбных церквей, не признающих сергианскую Московскую патриархию. Не все эти катакомбные церкви являются иосифлянскими, и нельзя определенно сказать, есть ли среди них общины, существующие с 20-х годов. Впрочем, в фильме «Митрополит Иосиф» была показана такая церковь, находящаяся в обычной квартире (или загородном доме), пожилой священник которой, о. Иоанн, рассказывает, как его отец «признавал только патриарха Тихона» и проводил богослужения по ночам с занавешенными окнами. 

Тема митрополита Иосифа и иосифлян (разумеется, уже после падения коммунистического режима) не была запретной, спокойно обсуждалась, неофициально ставился вопрос о его канонизации. Однако Московской патриархией он канонизирован так и не был, хотя русская заграничная церковь причиcлила Иосифа к лику святых.

Поэтому публичный скандал со снятием с показа фильма выглядит странно. «Сейчас такое время, идеологическое, и в церкви тоже, поэтому на все очень остро реагируют, – поделился с «Городом 812» своими соображениями один из священников. – И потом, если там есть икона, на которой попирают ногой митрополита Сергия, такая реакция объяснима. Патриарх – это символ. Это как гимн – хоть он и советский, но раз его приняли, то необходимо оказывать ему уважение, это и в законе написано».

Татьяна Канаева, режиссер фильма «Священномученик Иосиф митрополит Петроградский»:

– Когда фильм поставили в программу фестиваля, я порадовалась, но и удивилась, ведь в программе была напечатана аннотация фильма: «Этот документальный фильм из серии «Новомученики и исповедники Российские пред лицом богоборческой власти» – попытка осмысления связи наших современников с выдающимся святителем Русской Православной Церкви ХХ века митрополитом Иосифом (Петровых), известным духовным писателем и церковным деятелем, одним из ключевых действующих лиц церковной истории 1920–1930-х годов. Его именем – «иосифляне» назвали себя православные, борцы за чистоту церковной истины, противостоявшие митрополиту Сергию, который пошел на конкордат с безбожной властью.» Из аннотации моя позиция предельно ясна – даже если фильм поставили в программу не глядя (я принесла диск в последний момент). Это означало, что после показа, возможно, будет живая дискуссия, а это всегда интересно. Порадовалась за смелость организаторов фестиваля.

Но потом пришло письмо, что фильм снят с показа. Впоследствии выяснилось: основная претензия сергианской цензуры в том, что в фильме показана икона, на которой митрополит Иосиф попирает лжепатриарха Сергия. Сказали, что это неканоничная икона. На самом деле такие иконы существуют в православной традиции: есть, например, икона Дмитрия Солунского в образе всадника на коне, поражающего врага копьем; икона с житием Спиридона Тримифунтского, попирающего еретика Ария. А митрополит Сергий Страгородский для любого иосифлянина, безусловно, еретик. Икона, показанная в фильме, была написана иеромонахом РПЦЗ, живущим в Подмосковье. И уж совсем абсурдно со стороны сергиан из МП зазвучали в мой адрес какие-то странные обвинения, что эта икона подобна иконе Адольфа Гитлера. Это откровенная чушь! Поэтому фильм выложен в Интернет, чтобы люди смотрели и сами разбирались.

Московская патриархия боится митрополита Иосифа, который возглавил противостояние сатанинской большевистской идеологии. Русская зарубежная церковь в 1981 году, пока еще не влилась в МП, канонизировала его, как и других новомучеников. Многих новомучеников, хотя все они были антисергианами (например, расстрелянного вместе с митрополитом Иосифом митрополита Кирилла), Московская патриархия признает, а самого Иосифа – нет.

В 1990-е годы у Московской патриархии была возможность отказаться от идеологии Сергия, но они этого не сделали, а посему до сих пор являются его духовными наследниками и попадают под анафему патриарха Тихона. Они не просто обиделись, что им припомнили сергианство, они оправдывают его, вот в чем ужас. Если бы они обижались, еще была бы надежда на диалог, осмысление тех событий. Но они говорят, что Сергий поступил правильно, что другого выхода не было. И получается, что те люди, которые за свою веру, за Христа шли в лагеря и на смерть, ошибались, а те, кто соглашались сотрудничать с безбожными властями, поступали правильно и этим «спасали Церковь».                  

Антон МУХИН





3D графика на заказ

установка натяжных потолков в москве








Lentainform