16+

«Ученые выяснили в каких случаях народ бездействует и назвали это "проблемой постороннего"»

25/11/2014

СЕРГЕЙ БАЛУЕВ

Социологи все время спрашивают российский народ: доволен ли ты, народ, своей жизнью? Народ бодро отвечает: очень даже доволен. Повышение цен мы заметили, но политику партии, правительства и лично В. Путина одобряем. Если уж поднялись с колен, то назад никогда не встаем.


          Такое поведение, во-первых, объяснимо, во-вторых, это не значит, что народ все время будет так думать.

Ученые уже много чего наисследовали, пытаясь понять психологию масс. Выяснили, например, в каких случаях народ бездействует. Назвали это «проблемой постороннего».

Всё началось с изучения убийства в 1964 году в Нью-Йорке молодой женщины. Ее убивали на улице, убийца трижды возвращался к ней и нападал снова. Это длилось полтора часа, а 38 ее соседей наблюдали за происходящим из окон. И никто из 38-ми не позвонил в полицию. История вызвала большой скандал, свидетелей пытали и журналисты, и полиция, и ни один из 38 человек не мог внятно объяснить, почему он не позвонил в полицию. Два нью-йоркских психолога решили разобраться в проблеме. Они инсценировали разные ситуации, чтобы посмотреть, кто придет на помощь. И установили, что главный фактор – это количество свидетелей. Так, в ходе одного из экспериментов психологи попросили студента изобразить приступ эпилепсии. Когда за дверью его комнаты был всего один человек, то в 85% случаев он бросался на помощь студенту. Но когда люди полагали, что есть еще 4 человека, которые слышат звуки приступа, они помогали студенту всего в 31% случаев. То есть когда люди находятся в группе, они менее ответственны. Они полагают, что позвонит кто-то другой, или  считают, что если никто не действует, значит, и проблемы нет. В случае с убитой женщиной психологи утверждали, что она погибла именно потому, что 38 человек слышали ее крики.

Вывод: пока  люди в России ощущают себя группой, вместе наблюдающей за сваливающимися на страну неприятностями, они будут смотреть друг на друга и не считать это проблемой.

Но это не единственный закон, открытый психологами. Скажем, Малкольм Гладуэлл уверяет, что наш мир существует по законам эпидемий. То есть все в мире происходит ровно так, как в случае распространения гриппа в школе.

Для наглядности приводит пример из области бизнеса. Выпускаются в Штатах туфли под названием Hush Puppies. И вот в середине 90-х эта марка совершенно загибалась. Продавали с трудом 30 тысяч пар в год. И вдруг без каких-либо телодвижений со стороны владельцев бренда эти ботинки становятся дико модными. Компания продала 430 тысяч пар в первый год, 1,5 миллиона во второй. А все потому, что однажды кому-то одному понравились такие туфли, он сказал об этом друзьям и знакомым, пошла молва… То есть это было эпидемией. Которую, по уверениям Гладуэлла, характеризуют три аспекта: первый – заразность, второй – малые причины имеют большие последствия, третий – перемены происходят не постепенно, а вдруг. И наконец, практический вывод: эпидемии появляются не в результате рекламной активности или пропаганды, а в результате распространения молвы или слухов.

В общем, кто-то что-то кому-то в России скажет – и бац, эпидемия готова. А мы и не ждали.                

ранее:

«Руководители проверяют – до какого уровня ученик (народ нашей страны) может дойти»
«Cмерть приличного господина обсуждать нельзя, а смерть сильно пившего оппозиционного актера – можно»
«В Петербурге на ответственную работу принимаются только люди, потерявшие свои должности в Москве»
«Сколько лет России еще жить осталось...»
«Мы имеем склонность подражать тем, кого ненавидим»









Lentainform