16+

«Жаль, что Путин в полусерьезном тоне говорил о проблемах сериалов...»

26/11/2014

АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВ

Президент Путин высказался по поводу отечественных сериалов, отозвался критически – сказал, что пока еще много детективов у нас делают. Не думаю, что президент глубоко погрузился в эту проблему. Хотя бы потому, что никаких детективов среди наших сериалов нет.


          У нас есть полицейские и бандитские истории, размазанные до бесконечности, а они к детективам никакого отношения не имеют.

На канале «Дождь» это выступление Путина комментировал известный продюсер Александр Акопов,  говорил, что не так все плохо у нас с сериалами. И потряс меня заявлением, что его новый сериал «Екатерина», который стартует на канале «Россия», уже изъявили желание показать на 70 с лишним каналах в 40 с лишним странах, во что я не очень поверил. Еще сказал, что ему за эту работу не стыдно, оговорившись –  не стыдно за ее техническое исполнение. Когда так говорят, сразу понимаешь, что с содержанием там будет не очень хорошо. Потому что главное в сериале – это история. Если она рассказана интересно, то зритель может простить все технические огрехи.

Такими были первые серии «Улиц разбитых фонарей». Снято было дешево, но истории рассказывали понятные, человеческие. Другой пример – сериал «Меч» про сотрудников правоохранительных органов, которые решили собраться в карательную организацию и очищать свою среду от коррупционеров, убийц и негодяев. Этот сериал, хотя снят он был давно и сейчас со скрипом вроде запускают его второй сезон,  увидеть на каналах наших трудно, потому что опасаются руководители – как бы не получить обвинение в  пропаганде экстремизма. Так вот, этот сериал затягивает, несмотря на рваную композицию, длинноты и прочие несовершенства. Потому что там была идея справедливости, а зрителям хочется верить, что справедливость может торжествовать.

Меня выступление Акопова совершенно не убедило. Примерно так кинорежиссеры нас убеждают, что хорошее кино не снимается, потому что система продажи билетов в кинопрокате плохая. Да разве в этом дело! У меня есть большое сомнение в том, что  эти люди вообще в состоянии снять качественное кино: вот Балабанов мог, а они – нет.

Я не устаю говорить, что надо уметь учиться у наших зарубежных коллег. Надо, скажем, учиться на британском сериале «Аббатство Даунтон». Действие в нем начинается за несколько лет до Первой мировой войны и продолжается в 1920-е годы. Даунтон – это поместье. Там живет большая семья и много слуг. Они сословно разделены друг с другом и одновременно неразрывно связаны. Вот все они и есть герои сериала.  У каждого будет свой сольный номер. Некоторые ошибочно называют этот сериал женским – потому что среди персонажей женщин больше, чем мужчин. Но это не так, настоящий главный герой тут -–собственно аббатство.

Такие сериалы – еще одно доказательство того, что на Западе творцы стоят над дельцами. И дельцы не мешают творцам придумывать новые форматы или возрождать старые. У создателей «Аббатства» можно учиться построению композиции. Или тому, как элегантно они удаляют персонажа из действия, если актер, который его играл, перестает участвовать в съемках. Но самое главное в этом сериале – то, что в нем англичане всему миру и самим себе очень внятно рассказали, кем они сами  себя считают. Там даны все английские типажи и вся английская мифология. И сделано это ненарочито, нелубочно.

Посмотрев этот сериал, вы станете понимать, как англичане относятся к ирландской и шотландской проблемам. Понятнее станут тонкости отношений Кэмерона и Обамы, насколько они разные – англичане и американцы. И что такое английский юмор, и что такое английский характер, и что англичане понимают под английской миссией.

Я не люблю смотреть сериалы на языке оригинала (один раз мучился, смотря сериал на иврите, потому что его не перевели на русский, а в университете нас учили английскому на детективах Агаты Кристи, и с тех пор я не люблю Кристи). Но «Аббатство Даунтон» – тот редкий случай, когда я убирал русский дубляж и смотрел в оригинале, такие там замечательные образцы английской речи, герои говорят по-разному в зависимости от сословия и места рождения. И все это с юмором, самоиронией и самоуважением. Очень здорово сделано.

Сегодня у нас налицо глубокий цивилизационный кризис – по вопросу Украины мы не понимаем друг друга. Они не понимают, что говорим мы, мы – то, что говорят они. Вот Чуркин, наш представитель при ООН, недавно сказал про королевство кривых зеркал, а его не поняли, потому что мы под этим понимаем страшную ложь, а у них кривые зеркала – там, где хохочут, у них это комната смеха. То есть мы по разному смотрим на любую проблему – и чтобы это понять, стоит посмотреть «Аббатство Даунтон». Кстати, в этом сериале почти нет иностранцев и упоминаний других стран. Это потому что англичане интересуются в первую очередь самими собой, и не скрывают этого. А мы другие –  мы умеем понимать другие народы, и мы можем посмотреть на мир их глазами.

Возвращаясь к Путину – жаль, что он в полусерьезном тоне говорил о проблемах сериалов. Потому что Россия  нуждается в сериале, похожем на «Аббатство»: мы давно уже должны рассказать себе про наши архетипы, про нашу национальную мифологию. Это будет означать, что мы можем осознать самих себя как страну и как нацию. Это очень важно. Надо не бояться говорить о себе и хорошее и плохое. То есть правду.               

ранее:

«Девотченко пил не от веселья, а от того, что обостренно воспринимал несправедливость»

«У нас невероятным культурным событием считается ремонт Большого театра...»
«Американцы начали снимать сериалы-извинения»
В Британии стали снимать шокирующие сериалы
«Лицемеры и ханжи гораздо хуже людей, которые могут сказать слово «жопа»








Lentainform