16+

Зачем Россия готовится к войне за Арктику

02/12/2014

Зачем Россия готовится к войне за Арктику

В Петербурге построят первый в мире боевой ледокол. Он поступит в распоряжение ВМФ России и будет служить на Северном флоте. Ни в одной стране мира на вооружении боевых ледоколов нет. Зачем он нам-то нужен? – интересовался «Город 812».


         Ледокол по «проекту 21180» будет строиться на «Адмиралтейских верфях». Как рассказал глава Объединенной судостроительной корпорации (куда входят «Адмиралтейские верфи») Алексей Рахманов, корабль предназначен «для ледокольного обеспечения, базирования и развертывания сил флота в ледовых условиях, а также буксирного обеспечения боевых кораблей». По его словам, это будет судно нового поколения. 
 
В ОАО «Адмиралтейские верфи» эту информацию подтвердили, но делиться подробностями пока не готовы. В пресс-службе верфей говорят, что служба безопасности компании еще не решила, какие детали этого секретного проекта можно раскрывать, а какие – нет. 
 
Но в Интернете уже появились  тактико-технические характеристики  секретного ледокола «проекта 21180».  Длина – 84 метра, ширина – 20 метров, высота надводной части – 10 метров. Для тех, кто понимает: корабль будет использовать новые принципы электродвижения, винторулевые колонки и суперинновационную энергетическую установку.
 
Заказчиком выступает Министерство обороны. Ледокол поступит на Северный флот, который с 1 декабря получит самостоятельный статус фактически нового военного округа под названием Северный флот – Объединенное стратегическое командование «Север». Так Россия укрепляет свою боевую мощь в Арктике.
 
– Ледоколов у Военно-морского флота раньше не было.  В советский период все решалось проще: был командно-административный  стиль, давались указания, и гражданские ледоколы отправлялись для обеспечения нужд флота. Сейчас страна живет по другим законам. Чтобы осуществлять проводку ледоколами, требуется много согласований. Если ледоколы войдут  непосредственно в состав Военно-морского флота,  тогда у военных будут развязаны руки. Сейчас много говорят о том, что Арктика скоро станет «горячей». Возможность эскалации конфликта в этой зоне существует. Наши зарубежные партнеры не всегда действуют в рамках международного права. Военные ледоколы будут обеспечивать действия боевых сил в Арктике, – говорит военный эксперт из НИИ военной истории Военной академии Генштаба ВС РФ Эдуард Коршунов.
 
По его словам, на любых ледоколах предусмотрена возможность установки вооружения. Как правило,  оборонительного характера: зенитки, крупнокалиберные пулеметы. На палубах есть специальные площадки и арматура для крепления. Скорее всего, корабль «проекта 21180» тоже будет оснащен оборонительным оружием.
 
Россия сегодня имеет самый большой в мире ледокольный флот:  6 атомных и 39 дизель-электрических ледокола.  Для сравнения: у Дании 4 ледокола, у Норвегии – 1, у США – 3,  у Канады – 2 тяжелых и более десяти небольших ледоколов. Но боевых ледоколов нет ни в одной стране мира. 
 
По мнению экспертов, России они нужны, в первую очередь, чтобы обеспечивать стабильную работу Северного морского пути и добычу углеводородов в арктической зоне.
 
По словам руководителя Центра морского права профессора Василия Гуцуляка, сегодня в мире нет международного договора, который бы  полностью регулировал режим использования Арктики (аналогичный договор по Антарктике существует). 
 
– С точки зрения общей милитаризации страны, строительство военного ледокола выглядит логичным. В российском арктическом секторе идет  наращивание вооруженных сил.  Там нетронутые запасы полезных ископаемых, которые в будущем станут «золотой кладовой человечества». И чтобы обеспечить свои национальные интересы, Россия держит там военный флот, – говорит профессор Гуцуляк.
 
Но профессор не понимает, зачем военным нужен собственный ледокол, если можно использовать гражданские, которые и так не особенно сильно загружены.
 
– Это абсолютно экономически  нецелесообразно, – уверен он. 
 
С ним солидарен военный историк Вячеслав Красиков.
 
– Если судить по состоянию экономики, то, наверное, ледокол для военных – не самое важное. Если  наша цель – противостояние западному миру, тогда он нужен. Но построить ледокол не так просто. Технологии мы потеряли. Денег нет. Оборудование сами делать не можем. Почему в «Мистраль» так все вцепились?  В принципе, он ведь нам не особо и  нужен:  не может плавать в арктических широтах, только где-то в теплых водах. Но там – новые технологии, электроника и прочее, – говорит Красиков.
 
Строительство боевого ледокола на «Адмиралтейских верфях» планируется начать в марте 2015 года. Обсуждается вопрос о создании серии из нескольких таких кораблей.              

Елена РОТКЕВИЧ, фото: nevnov.ru











Lentainform