В необозримом будущем между мостом Володарского и Финляндским железнодорожным появится Большой Смоленский мост. Места для заездов на него зарезервированы в Генплане. Однако сейчас там, где должен был бы быть один из заездов, собираются построить жилой дом.
Заезд же будет организован следующим образом: вокруг квартала, прямо через жилую застройку. Хотя, казалось, Смольный уже столько раз сталкивался с проблемами, когда непродуманная застройка поглощает территории, зарезервированные под инфраструктурные объекты, что должен начать делать выводы.
Все это известно из проекта планировки территории (ППТ), публичные слушания по которому прошли в Невском районе. Строго говоря, сам этот проект будущий мост, который соединит Большой Смоленский проспект на левом берегу Невы и улицу Коллонтай на правом, не затрагивает – он касается прилегающего к нему квартала между проспектом Обуховской обороны, Общественным переулком и Невой. Но на территории этого квартала, по идее, предполагался заезд на мост с будущей набережной Невы.
Однако этот заезд проходил бы прямо по участку на Общественном переулке, 5, принадлежащему компании RBI, которая планирует построить на нем многоэтажный дом. Поэтому ППТ предлагает проложить заезд по-другому, с проспекта Обуховской обороны, по территории трех существующих жилых домов. Которые придется снести.
В документах, представленных перед общественными слушаниями, есть схема движения по будущему мосту, объясняющая, как машины будут на него заезжать: сначала с набережной по проулку до проспекта Обуховской обороны, потом по проспекту и оттуда – через нынешние жилые дома на мост. При этом с другой стороны остается обычный съезд на набережную – как на мосту Володарского и других современных мостах. Надо ли говорить, что ППТ разработан по заказу собственника этого участка (правда, не RBI, а предыдущего).
Встревоженные жители потенциально приговоренных домов явились на общественные слушания, где им сказали: сейчас обсуждается вопрос строительства на Общественном переулке, 5, а не сносов. Что соответствовало ленинской формуле: «По форме правильно, а по существу – издевательство». Так как застройка участка означает, что обычный заезд с набережной на мост уже не сделать.
Теперь весь вопрос – откуда взялась схема организации движения, предполагающая снос домов. В RBI «Городу 812» сообщили, что разработчики ППТ получили ее от «компетентных органов государственной власти». Вопрос транспортной развязки был рассмотрен «профильными комитетами и ведомствами города», которые и определили, как она будет выглядеть, сообщили в компании. То есть это «компетентные органы» решили делать заезд на мост через жилые дома, а не через участок RBI.
Таким компетентным органом, в теории, должен являться Комитет по развитию транспортной инфраструктуры, который строит мосты. Однако там «Городу 812» заявили, что никому никакой схемы не предоставляли. Более того: конкурс на проектирование моста не объявлен, как будет выглядеть этот мост – неизвестно. И заодно добавили, что никаких сносов домов не предполагают (правда, в Генплане в зону строительства моста попадают несколько жилых и нежилых зданий, но вопрос, будут ли они снесены, зависит от проекта моста).
Таким образом, получилась почти детективная история. Некто, вопреки логики, решил делать заезд на мост не напрямую с набережной, а в объезд, со сносом домов, благодаря чему RBI получила возможность полностью застроить свой участок. Более того: этот некто озадачился вопросом организации съездов с моста, который еще не спроектирован. Но кто этот некто – мы не знаем.
Однако есть еще Генплан, в котором вокруг будущего моста зарезервирована территория для съездов (зона городских скоростных дорог). В эту зону попадает и половина участка RBI. Строить там, разумеется, ничего нельзя, то есть дом можно построить только на другой половине, которая относится к зоне деловой застройке. Но еще в прошлом году комиссия по подготовке изменений в Генплан одобрила две поправки: одну о том, чтобы весь участок отнести к деловой зоне, а другую – чтобы дома, которые хотят снести, сделать зоной улично-дорожной сети. Автор обеих поправок – компания СГС, владевшая на тот момент участком, который теперь принадлежит RBI.
Пока, однако, ЗакС эти поправки, как и все прочие, не рассматривал, то есть действует старая редакция Генплана. ППТ тоже еще не утвержден. То есть вопрос окончательно еще не решен.
Конфликт интересов жителей и строительной компании – преисполненный драматургии, но не самый глобальный сюжет в этой истории. В глобальном смысле это вопрос осмысленности градостроительной политики Смольного, который нередко согласовывает стройки, а потом не может решить возникшие из-за этого транспортные проблемы.
«Можно вспомнить историю приватизации асфальто-бетонного завода западнее Ладожского вокзала, – говорит директор центра Эком Александр Карпов. – Там должен был быть крупный транспортный узел, но участок с согласия города разделили на несколько частей и теперь создание такого узла невозможно. В итоге автобусная остановка будет в 500 метрах от выхода из метро. В Тярлеве жилой дом стоит прямо на месте, предназначенном под развязку, причем согласовано его строительство было уже после принятия Генплана, в котором эта развязка обозначена. В то же время пробивка Витебского проспекта осуществлена по землям, которые не являются городскими. Они принадлежат Аграрному университету, и он, теоретически, может хоть завтра там шлагбаум поставить».
Кстати
Точно такая же история имеет место быть в Петроградском районе, где под снос ради строительства моста через остров Серный идут дома 48 и 46 по Пионерской улице. Они мешают расширению дороги, соединяющей мост с набережной Адмирала Лазарева. При этом есть альтернативный вариант – направить транспорт с моста по набережным Ждановки и Малой Невки, которые в Генплане обозначены как зона скоростного движения. Однако там строится элитный жилой комплекс «Ленотьевский мыс», и транспорт потревожит его обитателей.
Редактор портала «Канонер» Дмитрий Ратников рассказал «Городу 812», что писал запрос в Комитет по развитию транспортной инфраструктуры, не планируют ли они реализовывать именно такую схему движения, которая предлагалась проектировщиком моста как альтернатива сносу домов. И получил ответ, что такой вариант «не рассматривается». Можно было бы направить транспорт с моста и напрямую, но этот путь перекрыт только что построенным бизнес-центром (хотя в Генплане до сих пор на этом месте обозначена улица). Строить его начали в 2011 году – много позже появления планов моста через остров Серный. Но резервировать место для пробивки съезда с моста городские власти не стали. В итоге самым слабым звеном оказались жители дореволюционных домов, собственность которых должна быть изъята и снесена.
Антон МУХИН
- В Петербурге может полностью исчезнуть наружная реклама
- Кто и как управлял жилыми домами Петербурга 100 лет назад
- Почему в Петербурге убирают опавшую листву, а в Москве борются с теми, кто ее убирает
- Как сто лет назад брали в долг в Петербурге
- Чего ждут туристы от Петербурга кроме Эрмитажа и Мариинки
- Петербург в День Победы — самые заметные события праздничного дня
- По случаю чемпионства зенитовские легионеры распевали нецензурные песни, «прославляя» культурную столицу
- Что за санитарная угроза закрыла легендарный МДТ
- «Свершилось!» - у властей наконец-то дошли руки до автовладельцев, скрывающих номера на платных парковках
- Красивейшее историческое здание приходит в упадок на глазах чиновников, отвечающих за охрану памятников
- За окном лето, а городские чиновники не пускают петербуржцев гулять в парки
- Зачем петербургские депутаты раскрывают декларации о доходах, если можно этого не делать
- Петербургские власти «подсели» на белорусскую уборочную технику
- Кто виноват, что строительство новых станций метро в Петербурге «зависает»
- Кто может стать главным худруком БДТ, вместо уволенного Могучего
