18+

«Угроза ареста произведений из российских музеев, если их привезут в США, остается»

10/12/2014

Эрмитаж отмечает свое 250-летие. Отсчет ведется от 1764 года, когда Екатерина II приобрела свою первую коллекцию. Точной даты этого события история не сохранила, поэтому для праздника выбраны 7 декабря – день св. Екатерины – и 9 декабря – день св. Георгия Победоносца. «Город 812» задал Михаилу Пиотровскому, директору Эрмитажа, юбилейные и неюбилейные вопросы.

              – Чем отличается празднование 250-летие Эрмитажа от 200-летия, которое вы наверняка  хорошо помните?
– Не будет никаких торжественных заседаний. Ровно 10 лет назад мы обещали, что восточное крыло Главного штаба будет полностью открыто. Так и произошло. Назову только основные постоянные экспозиции, которые там открываются: галерея  французской живописи памяти Щукина и Морозова, музей гвардии,  «Искусство ампира», «Искусство модерна», комнаты  Фаберже.
 
– На выставку «Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого» приехала  картина этого английского художника «Голова кричащего Папы» из Йельского центра британского искусства в Нью-Хейвене (США). Долгое время обмены между российскими и американскими музеями были прерваны. Ситуация изменилась?
– Если коротко, то угроза ареста произведений из российских музеев остается, если их привезут на выставку в США. Поэтому мы ничего туда не отправляем. Дипломаты не могут договориться. Юристы также не могут договорится. Но повторю в очередной раз: культура выше политики. Музейщики договариваются между собой о поштучном показе в России. Разумеется,  под правительственные гарантии возврата. Это важный  шаг к преодолению конфликта.
 
– Концерты и другие массовые события на Дворцовой площади – по-прежнему головная боль Эрмитажа?
– 80% происходящего на площади не вызывает у нас серьезных претензий. Будем бороться за остальные 20%, чтобы все они  отвечали историческому месту. В том числе боремся с парковками автобусов и автомобилей. Даже если эти меры осложнят жизнь сотрудникам музея.
 
– Недавно Госудма приняла в первом чтении новую редакцию закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей». У вас есть претензии к тексту?
– Там много говорится о проблемах частных лиц, перемещающих произведения искусства, и мало про музеи. Нам нужно законодательное закрепление гарантий  государства, что ввозимые предметы будут возвращены в срок, независимо от претензий третьих лиц. 
 
– В том же законе теперь разрешается вывоз произведений искусства старше 100 лет, которые не войдут в особый список культурных ценностей, составляющих национальное достояние. Это правильная мера?
– На мой взгляд, неправильная. В наших условиях чем больше барьеров, тем лучше. 
 
– Но антикварные магазины набиты старыми «погремушками», которые здесь никому не интересны?
– Повременим с «погремушками». В свое время таковыми  считались сувениры Фаберже. Их беспрепятственно вывозили. Теперь  из них созданы целые состояния.                  

Вадим ШУВАЛОВ






  • Магазин квадроциклов: ATVARMOR.RU.