Эрмитаж отмечает свое 250-летие. Отсчет ведется от 1764 года, когда Екатерина II приобрела свою первую коллекцию. Точной даты этого события история не сохранила, поэтому для праздника выбраны 7 декабря – день св. Екатерины – и 9 декабря – день св. Георгия Победоносца. «Город 812» задал Михаилу Пиотровскому, директору Эрмитажа, юбилейные и неюбилейные вопросы.
– Чем отличается празднование 250-летие Эрмитажа от 200-летия, которое вы наверняка хорошо помните?
– Не будет никаких торжественных заседаний. Ровно 10 лет назад мы обещали, что восточное крыло Главного штаба будет полностью открыто. Так и произошло. Назову только основные постоянные экспозиции, которые там открываются: галерея французской живописи памяти Щукина и Морозова, музей гвардии, «Искусство ампира», «Искусство модерна», комнаты Фаберже.
– На выставку «Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого» приехала картина этого английского художника «Голова кричащего Папы» из Йельского центра британского искусства в Нью-Хейвене (США). Долгое время обмены между российскими и американскими музеями были прерваны. Ситуация изменилась?
– Если коротко, то угроза ареста произведений из российских музеев остается, если их привезут на выставку в США. Поэтому мы ничего туда не отправляем. Дипломаты не могут договориться. Юристы также не могут договорится. Но повторю в очередной раз: культура выше политики. Музейщики договариваются между собой о поштучном показе в России. Разумеется, под правительственные гарантии возврата. Это важный шаг к преодолению конфликта.
– Концерты и другие массовые события на Дворцовой площади – по-прежнему головная боль Эрмитажа?
– 80% происходящего на площади не вызывает у нас серьезных претензий. Будем бороться за остальные 20%, чтобы все они отвечали историческому месту. В том числе боремся с парковками автобусов и автомобилей. Даже если эти меры осложнят жизнь сотрудникам музея.
– Недавно Госудма приняла в первом чтении новую редакцию закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей». У вас есть претензии к тексту?
– Там много говорится о проблемах частных лиц, перемещающих произведения искусства, и мало про музеи. Нам нужно законодательное закрепление гарантий государства, что ввозимые предметы будут возвращены в срок, независимо от претензий третьих лиц.
– В том же законе теперь разрешается вывоз произведений искусства старше 100 лет, которые не войдут в особый список культурных ценностей, составляющих национальное достояние. Это правильная мера?
– На мой взгляд, неправильная. В наших условиях чем больше барьеров, тем лучше.
– Но антикварные магазины набиты старыми «погремушками», которые здесь никому не интересны?
– Повременим с «погремушками». В свое время таковыми считались сувениры Фаберже. Их беспрепятственно вывозили. Теперь из них созданы целые состояния.
Вадим ШУВАЛОВ
- Петербург в День Победы — самые заметные события праздничного дня
- По случаю чемпионства зенитовские легионеры распевали нецензурные песни, «прославляя» культурную столицу
- Что за санитарная угроза закрыла легендарный МДТ
- «Свершилось!» - у властей наконец-то дошли руки до автовладельцев, скрывающих номера на платных парковках
- Красивейшее историческое здание приходит в упадок на глазах чиновников, отвечающих за охрану памятников
- За окном лето, а городские чиновники не пускают петербуржцев гулять в парки
- Зачем петербургские депутаты раскрывают декларации о доходах, если можно этого не делать
- Петербургские власти «подсели» на белорусскую уборочную технику
- Кто виноват, что строительство новых станций метро в Петербурге «зависает»
- Кто может стать главным худруком БДТ, вместо уволенного Могучего