«Уходящая натура» - это фильм про беспросветную жизнь советских людей. Но я этого не почувствовал...»
По Первому каналу показали сериал «Уходящая натура». Он навевает грусть. Но сравнений с «Оттепелью», прогремевшей год назад, не выдерживает. Картины похожи, рассказывают о мире кино.
Только Валерий Тодоровский снял радостный фильм, а Дмитрий Иосифов – депрессивный.
«Оттепель» и «Уходящая натура» обречены на сравнение. Они даже показаны в одно время года, чтобы проще было сопоставлять. «Оттепель» – сериал о тех, кто снимал кино в 1960-е, на что-то надеялся, «Уходящая натура» – о тех, кто тоже снимал кино, но в 1970-е, когда надежды уже нет – ни в личной жизни, ни в профессиональной.
Главное, что понимаешь, – очень тяжело тогда жилось кинематографистам. Их заставляли снимать не то, что они хотели. Партия спускала заказы, строго следила за их исполнением, вмешивалась в кинематографический процесс на всех уровнях – начиная от контроля за соблюдением плохого сценария, заканчивая банальной слежкой за создателями картины. Понятно, что жизнь людей, снимающих кино, полна всяких мелодраматических событий, – и в «Оттепели» такое было. Но и мелодрама в 1970-е уже не та.
«Уходящая натура» уйдет в тень «Оттепели», потому что герои фильма Валерия Тодоровского моложе, красивее и с настоящими страстями. «Оттепель» – фильм с отличным сюжетом, актеры играли любовь, юмор, детектив. Я уже не говорю про музыку – «Оттепель» живет музыкой.
В фильме Дмитрия Иосифова (он, кстати, тот самый мальчик, который сыграл Буратино в советском фильме. Картина вышла на экраны в 1975-м) вроде больше больших актеров – Алексей Петренко, Владимир Меньшов, Игорь Скляр. Но они просто играют роли: один – казенного литератора, другой – начальника киностудии, третий – гениального режиссера. Никто при этом не улыбается.
Главный герой фильма в исполнении Сергея Колтакова вообще странный. Он главный режиссер, похож то на Бенни Хилла, то на Дина Рида, а местами – на Романа Виктюка. Приезжает вместе со съемочной группой в деревню. Влюбляется в первую попавшуюся женщину, из-за которой готов бросить и супружницу (Мария Шукшина), как ее называет любовница, и саму любовницу (Анна Чиповская). По характеру режиссер – мягкотелый. Женщины им крутят как хотят. Не уверен, что бывают такие режиссеры.
Общее ощущение от «Уходящей натуры» – усталость. Устают все. Главный режиссер – от того, что приходится снимать сельскую фигню. И потому, что женщина, которую он любит (Алена Бабенко), – замужем, а супруг ее хватается за топор, если что. «Коммунист тоже имеет право на счастье», – говорит режиссер, вступивший в партию по приказу начальника киностудии. Но партия с ним не согласна.
Жена главного режиссера (актриса) любит своего мужа, но поскольку муж ее не любит, играет она плохо. Героиня Марии Шукшиной только корову доит хорошо.
Герой Игоря Скляра – спившийся режиссер-сценарист, которого молодая актриса в исполнении Анны Чиповской уговаривает «ехать в Голлливуд». В итоге героя Скляра в очередной раз помещают в психушку…
Деревня, конечно, пьет. Не так молчаливо и горько, как в фильме Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», но тоже безнадежно. Просто в деревню, показанную Кончаловским, не приезжает съемочная группа из Москвы, которая переворачивает жизнь жителей вверх дном.
Актриса Анна Чиповская (звезда «Оттепели»), играющая интриганку, которая крутит роман с одним режиссером и пытается увезти в Америку другого, вроде должна окончательно связать «Оттепель» и «Уходящую натуру» помимо темы и места съемок (оба фильма снимались в Белоруссии – там, говорят, пока легче воспроизвести советскую действительность). У Чиповской – родинка на шее, великолепная фигура, манящая грудь. Из всего этого в фильме, к сожалению, показывают только родинку. К тому же у самой девушки нет ни с кем романа – только корыстные устремления. В итоге смотреть на эти корыстно-карьерные устремления девушки надоедает. Вот если бы Чиповская, как в «Оттепели», играла любовь!
Главная идея фильма, как я понял, – показать людей советской эпохи, жизнь которых по разным причинам не сложилась и вообще беспросветна. Так, конечно, и было. Но оттого, что снято нудно, без надрыва, почувствовать это трудно. Хотя, может, скоро и поймем. Вот Валерий Тодоровский говорит в интервью, что его беспокоит то, что он не понимает, куда движется страна.
То есть в конечном итоге все случилось вовремя – радостная «Оттепель» вышла до Крыма, падения рубля и ожидания большого кризиса, а депрессивная «Уходящая натура» – сейчас. Как они так подгадали с выходом – не знаю.
ранее:
«Почему так хорошо себя чувствуешь, когда показывают "старые добрые" фильмы?»
«Посоветовал бы взять на просмотр нового фильма Михалкова термос и бутерброды...»
«Душу греет, как жалки на фоне нашего изобилия западные фермеры. Плачут в телекамеру, как им плохо теперь»
«Что-то подсказывает: Владимир Путин даже знает, как устроен телевизор»
«Когда вошел в «Ленту», то увидел очереди длиной во весь торговый комплекс...»
- Петербург в День Победы — самые заметные события праздничного дня
- По случаю чемпионства зенитовские легионеры распевали нецензурные песни, «прославляя» культурную столицу
- Что за санитарная угроза закрыла легендарный МДТ
- «Свершилось!» - у властей наконец-то дошли руки до автовладельцев, скрывающих номера на платных парковках
- Красивейшее историческое здание приходит в упадок на глазах чиновников, отвечающих за охрану памятников
- За окном лето, а городские чиновники не пускают петербуржцев гулять в парки
- Зачем петербургские депутаты раскрывают декларации о доходах, если можно этого не делать
- Петербургские власти «подсели» на белорусскую уборочную технику
- Кто виноват, что строительство новых станций метро в Петербурге «зависает»
- Кто может стать главным худруком БДТ, вместо уволенного Могучего