18+

Зачем немцы сняли фильм «Тайный допинг: как Россия готовит своих чемпионов»

22/12/2014

Классическая фраза «Я Пастернака не читал, но осуждаю!» сегодня как никогда актуальна – но чуть в другой интерпретации: «Я Зеппельта не смотрел, но осуждаю».

        Боюсь, что фильм Хайо Зеппельта у нас и не покажут, хотя желающие могут легко это сделать благодаря Интернету. Там же можно найти и подстрочник перевода, пусть не полный и не всегда точный. Впрочем, даже название фильма немецкой телекомпании ARD о допинге в России приводится в большинстве наших СМИ неточно. Согласитесь, между «Тайный допинг: как Россия одерживает победы» и оригинальным «Тайный допинг: как Россия готовит своих чемпионов» есть разница.

Картина немецкого коллеги Хайо Зеппельта чем-то смахивает на приключения Джеймса Бонда. Пусть нет перестрелок и автомобильных гонок, зато автор подобно агенту 007 путешествует по всему миру – Москва, Самара, Краснодар, Цюрих, Стокгольм, Монреаль и Сингапур. По этому маршруту он прошел, чтобы убедиться в том, что использование допинга в российском спорте – обычная практика. Впрочем, никакого секрета в том, что его употребляли и продолжают употреблять, причем во всем мире, нет. Можно, конечно, как шутят сами спортсмены, соревноваться и без него, только тогда ничего не выиграешь.

Вся суть допинговых войн (или фармакологических, если хотите) сводится к тому, как скрыть прием стимулирующих препаратов. На этот счет тоже есть целая наука, но в России якобы идут своим путем. Вот здесь авторы немецкого фильма действительно приготовили бомбу. Они утверждают, что Всероссийская федерация легкой атлетики (ВФЛА) берет деньги со своих спортсменов и, как говорится, «решает вопрос» в вышестоящих инстанциях. Директор медицинского и антидопингового департамента Международной федерации легкой атлетики (IAAF) Габриэль Долле уже поспешил покинуть свой пост, ВФЛА назвала немецкую ленту «грубо спланированной попыткой очернить российскую легкую атлетику и весь российский спорт в целом», а ее президент Валентин Балахничев, один из главных персонажей фильма, грозит судом.

Да, в фильме есть не всегда понятные съемки скрытой камерой, заретушированные лица, измененные голоса и якобы выкраденные документы. Трудно узнать на записи с мобильного телефона и олимпийскую чемпионку Марию Савинову, которая дает полный расклад допинговой иерархии в стране. Но присутствует и переписка в Интернете, где тренеры уровня сборной страны консультируют своих подопечных по поводу того, какой препарат и по какой схеме следует принимать, и откровения известных в мире спорта людей, которые никак не могли быть смонтированы.

Метательница диска из Краснодара Евгения Печерина рассказывает, что 99 процентов спортсменов сборной России по легкой атлетике принимают допинг, и чем препарат быстрее выходит из организма, тем дороже он стоит. Тренер из Самары Олег Попов утверждает прямым текстом: «У спортсменов нет выбора. Ты готовишься в сборной на запрещенных препаратах, чтобы получить медаль. На которую рассчитывает Министерство спорта, Балахничев, вся федерация легкой атлетики. А если не согласен с предложенной схемой – тебя просто убирают из сборной». Трехкратная победительница Чикагского марафона Лариса Шобухова демонстрирует платежные ведомости, по которым переводила в общей сложности 450 тысяч евро по требованию ВФЛА через офшорную компанию в Сингапуре, чтобы не быть пойманной на допинге во время Олимпийских игр–2012 в Лондоне.

Наконец, главные действующие лица фильма – супруги Степановы (она чемпионка России на дистанции 800 метров еще под фамилией Русанова, ныне дисквалифицирована за употребление допинга, он – до недавнего времени сотрудник российского антидопингового агентства РУСАДА). Именно их откровения подтолкнули немцев, как они сами утверждают, заняться съемками ставшего бомбой фильма. «Функционеры и тренеры прямо говорят спортсменам: чтобы выигрывать медаль, тебе нужна помощь. И эта помощь – допинг», – говорит Виталий Степанов на фоне фото, где он запечатлен рядом с Виталием Мутко. А Юлия Семенова на чистом русском рассказывает, как наши спортсмены живут на тренировочных сборах за границей под другими фамилиями, чтобы избежать принятых в мировом спорте экспресс-тестов на допинг, и хранят на всякий случай в холодильниках баночки с чистой мочой.

Еще большие откровения позволяет себе Степанова сегодня. Она обнародовала написанное ею еще полтора года назад в Международную антидопинговую комиссию письмо и график приема стимулирующих средств с указанием ответственных сотрудников РУСАДА, контролировавших процесс. И это еще не все – Степанова утверждает, что у нее есть и другие доказательства нечистоплотности российского спорта. Обо всем этом она на прошлой неделе поведала в интервью вполне солидной газете «Франкфуртер альгемайне»: «Мы отключили оба наших телефона и не хотим, чтобы нас можно было локализировать. Даже если тренеры и атлеты сегодня на публике называют нас обманщиками и предателями, они знают, что все, что мы говорим, – правда».

Да, немецкий фильм получился с открытым финалом. Из опасения за свое будущее чета Степановых с сыном покинули Россию еще до телепремьеры и находятся сейчас, судя по всему, в Вене, как можно догадаться по последним кадрам. Телекомпания ARD устами авторов фильма утверждает, что никак не участвует сегодня в судьбе российской пары и никаких денег за съемки фильма и предоставленные им документы Степановым не выплачивала. «Семью поддерживает третья сторона. К счастью, в Европе есть еще люди, готовые помогать таким, как Степановы. По мне так они самые главные разоблачители в истории спорта», – говорит Хайо Зеппельт.

Обнаружить его в Германии и пообщаться оказалось, кстати, значительно проще, чем в Петербурге найти специалиста, видевшего фильм  и готового к обсуждению. От общения с прессой они отказываются, ссылаясь на инициированное ВФЛА и РУСАДА расследование. Мол, будет выработана официальная позиция, тогда можно будет поделиться и своей. В кулуарах же на Степанову действительно обиделись: «Допинг все принимают, и все это знают. Что чиновники продажные – тоже ни для кого не секрет. Но зачем было всех подставлять?! Много кого дисквалифицируют, и все терпят, а она обиделась, все рассказала».

Проблемой допинга в России режиссер занялся перед Олимпиадой в Сочи

Хайо Зеппельту 51 год. Он вырос в Западном Берлине в семье президента городской федерации шахмат. С 1985 года работал спортивным корреспондентом на телеканале ARD, одном из двух основных в Германии.

Специализировался на прямых трансляциях соревнований по плаванию, но в 2006 году был отстранен от этой деятельности. Якобы стало известно содержание его частного письма в электронной почте, в котором он обсуждал недостаточно критичное отношение ARD к допинговой проблематике. С тех пор специализируется на этой теме, причем на том же телеканале.

Дебютным стал документальный фильм об использовании допинга в детском спорте в ГДР, на ту же тему была написана книга. В 2006 году Зеппельт специализировался на теме допинга в велоспорте – в частности, разоблачил известного немецкого врача, сотрудничавшего с испанскими велогонщиками, попавшимися на допинге. Следствием снятого через год критического фильма о работе национального антидопингового комитета Германии стали общественные дискуссии в стране и структурные изменения в антидопинговом комитете. Эта работа была отмечена несколькими международными и национальными премиями.

Но не все работы Зеппельта получали признание. В частности, Немецкий лыжный союз судился с ним, когда с подачи журналиста ARD сообщил о том, что немецкие лыжники и биатлонисты пользуются услугами лаборатории в Вене для кровяного допинга. По случаю Олимпийских игр в Пекине летом 2008-го был показан 45-минутный фильм «Допинг в Китае», о той же проблеме в мировом масштабе речь шла в ленте, выпущенной к чемпионату мира–2009 по легкой атлетике в Берлине. Именно с него началась серия «Тайный допинг», в которую входит и нынешний фильм. До этого были репортажи из Кении, Мексики, Северной Кореи и Белоруссии, антигероями, в частности, стали лучший велогонщик мира испанец Альберто Контадор и недавно возглавивший Международный олимпийский комитет немец Томас Бах.

Проблематикой допинга в России Зеппельт занялся по случаю Зимней Олимпиады–2014 в Сочи. Как он рассказывает, тогда впервые столкнулся с таким прежде незнакомым средством, как Full Size MGF, и использованием русскими атлетами ксенона: при соединении с кислородом этот газ заставляет организм с большей интенсивностью вырабатывать красные кровяные тельца, что повышает выносливость спортсмена.

Вернуться после Сочи к теме допинга в нашей стране, как утверждает Зеппельт, его заставили многочисленные обращения из России, из которых стало ясно, что проблема допинга в России намного шире: «Тогда, в марте, я не думал, во что все это выльется. Сегодня мне ясно, что в России существует поддерживаемая государством система применения допинга с огромным аппаратом сокрытия, откуда и дергают за веревочки. Весь спорт в России под полным контролем правительства и Министерства спорта. Чтобы поднять имидж и престиж страны в мире, нет более идеального инструмента, чем спорт. Отсюда Олимпийские игры в Сочи и чемпионат мира по футболу–2018. Путин как никто другой в мире понял, как через спорт можно делать политику. Ну а темные стороны пытаются спрятать под крышкой, но это как пороховая бочка, которая когда-то обязательно взорвется».

С гимна России на фоне президента РФ и президента МОК на открытии сочинских Игр начинается и фильм Зеппельта «Тайный допинг: как Россия готовит своих чемпионов». ARD активно раскручивал его три дня до премьеры, начиная с самого раннего утра, как у нас на Первом анонсируют сериалы. Естественно, захотелось поинтересоваться у господина Зеппельта: «А появился ли бы в эфире ваш фильм, если бы отношения между Россией и Германией были сегодня такими, как хотя бы год назад? Может быть, он был бы не столь откровенен?» Отвечать на этот вопрос, как и на другие, немец не стал.

Валентин Балахничев, президент Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА):

– Автор фильма постоянно говорит, что обладает всеми материалами. Вот пусть немцы с нами ими и поделятся. Нам нужно во всем разобраться: это справедливые обвинения или ложь? Вчера мы обсуждали этот фильм с невольными его фигурантами. Они говорят, что все на самом деле было не так, как это преподнесено в фильме. Но я еще раз могу заявить, что этот сюжет носил антироссийский характер. Мы собираемся подавать иски по каждому факту.              

Сергей ЛОПАТЕНОК






  • Магазин квадроциклов: ATVARMOR.RU.