18+

«Герою нужны враги, без них он не может реализовать свой героико-патриотический потенциал»

25/12/2014

Журналисты – ветераны социализма – учили: если не придумывается название или вообще не знаешь, о чем писать, ставь заголовок «Впереди новые рубежи», и все будет как надо. В этом заголовке скрыт и оптимизм, и те неопределенность и бессмысленность, которые от оптимизма неотделимы.

         И вот под этим железобетонным заголовком я пишу последний в этом году телеобзор. Хочется как-то обобщить, подвести итоги, что-то проследить… Но не предсказанный заранее спуск от «крымнаш» к финансовой катастрофе, а что-то приятное. И оно, конечно, есть. Это самый длинный, идущий уже скоро 15 лет сериал, который показывает российское телевидение. Сериал с неизменным 15 лет главным положительным героем, называть которого даже нет нужды.

Метод создания сериала – социалистический реализм, возраст которого отсчитывается от Первого съезда советских писателей, состоявшегося летом 1934 года. Т.е. жанру 80 лет. И мы видим по этому бесконечному сериалу, что жанр соцреализма нисколько не устарел. И это несмотря на полную неопределенность того, какой номинальный общественный строй у нас сейчас.

Строй вообще может никак не называться, а яркий, запоминающийся образ главного героя, создаваемый ТВ, все равно соответствует всем канонам соцреализма. Он вне и над реальностью, взят из жизни и не существует в ней, и в этом его главное замечательное свойство.

Образ имманентно соцреалистичен. Взять хотя бы один из его основополагающих принципов – зримую взаимосвязь настоящего с прошлым и будущим. Вряд ли найдется зритель, который не знает, что будет с нашим главным положительным героем, скажем, в 2018 году, какие события ждут его, как будет развиваться характер.

Его спрашивают о жалком настоящем, а он отвечает о будущем, потому что настоящего для него нет, хотя в подтексте всего лишь признание того, что положение наше таково, что может только улучшиться. Кому-то может чудиться приближение краха экономики, но ТВ в соответствии с методом соцреализма рисует образ положительного героя, устремленного поверх унылой обыденности в ту даль, где, говоря словами Блока, «радость будет» и, говоря словами Чехова, «небо в алмазах». Потому что ошибку допускали и допускают те, кто видит только связь соцреализма с критическим реализмом, но не помнит о глубинной связи соцреализма с романтизмом. 

Естественно, главный положительный герой глубоко народен – любим народом и понятен ему. Он сам из народа. Его жизненная философия проста и ясна. Именно в этом ключе и работает ТВ уже 15 лет, обеспечивая то, что на низменном языке социометрии именуется буржуазным словом «рейтинг». Да, можно и так сказать, что рейтинг его всегда высок, но не надо забывать, что за этим стоит глубинная связь героя с народом, доступность его идей, прежде всего, идей патриотизма, любви к Родине и ее защиты от врагов. 

Как идеальный герой, являющийся образцом для подражания, герой нашего сериала является образцом во всем. Однако для утепления образа, как правило, в соцреалистических произведениях используются сюжеты личной жизни, в частности, касающиеся отношений с женщинами. Так и в нашем случае: герой остался в одиночестве, но не по своей вине, а потому, что жена не могла соответствовать ему по масштабу. Естественно, он видится с ней, но живет без нее. А любит Россию, и она его любит. Жена как объект любви такого героя слишком мала.

Как правило, такой положительный герой борется с врагами и побеждает их, поскольку характер проявляется только в борьбе, в конфликтах. Герою нужны враги, без них он не может реализовать свой героико-патриотический потенциал защитника Родины и народа. Отсюда кропотливо создаваемый самим героем, а затем и ТВ образ враждебного окружения. Без него герой лишен героизма, а следовательно – народной любви, да и вообще не будет нужен как Защитник Большого Медведя в сибирской тайге. А ведь Медведя хотят посадить на цепь и потом снять с него шкуру и даже саму тайгу отнять. Но герой способен отстоять и Медведя, и тайгу. Тут уже соцреализм граничит с мифологическим мышлением.

Чтобы показать глубинную связь нынешнего телеварианта соцреализма с древнесоветским, в конце этого поверхностного обзора приведу лишь одну цитату из неувядаемой классики соцреализма – романа трижды лауреата Сталинской премии Семена Бабаевского «Кавалер Золотой Звезды» (1950):

«Да ты послушай, голова! – сказал Ефим с досадой и посмотрел на Сергея <…> – Кто живет на той улице, я не знаю, а только называется она Уолл-стрит, и стоят на ней банки миллионщиков – они-то и мутят белый свет, и не дают трудовому народу жить спокойно… Теперь понятно?
– А-а… Оно-то вроде и понятно. – Мефодий задумался. – А скажи, этот Уолсурит и на нашу страну зарится?
– Око видит, да зуб неймет! – сказал Ефим. – Была у них такая думка, чтоб пустить свои щупальцы и в нашу землю, да и присосаться к ней…
– Ишь вражина! – воскликнул Мефодий. – Нет! К чертям собачьим! Мы у себя сами хозяева!»

За 65 лет образ Уолл-стрит не только не потускнел, но засиял еще ярче. Как зарились, так и зарятся.             

ранее:

Почему Дмитрия Киселева надо поменять на Дмитрия Нагиева
«За что я люблю российскую пропаганду: это не ложь, это утонченный абсурдистский юмор»
«Путин – наша слава боевая, Путин – нашей юности полет...»
«Американцы решили научить нас, как надо и как не надо шутить. Вот это действительно смешно»
«У Любимова антисоветским спектаклем был даже «Тартюф»...»