16+

Почему водители не доверяют европротоколу

25/12/2014

Почему водители не доверяют европротоколу

Система ускоренного оформления ДТП – европейский протокол – действует в России уже четвертый год, но особой популярности пока не снискала. Водители боятся оформлять аварии без участия ГИБДД, поскольку в Рунете описаны десятки историй, когда страховщики отказывали в выплатах, придравшись к ненадлежащему оформлению.


         Как выяснил «Город 812», в последнее время ситуация слегка изменилась: в группе риска теперь оказались не пострадавшие в ДТП, а виновники.

Система европротокола в последний год претерпела три серьезных изменения. Во-первых, по всей стране увеличилась сумма ущерба, которую можно возместить в упрощенном порядке, – с 25 тысяч до 50-ти (но только для полисов, оформленных в августе и позднее). Во-вторых, в Москве и Петербурге установили безлимитку: максимальные выплаты по ОСАГО за «железо» возрастают до 400 тысяч рублей, и именно эту сумму теоретически может получить по европротоколу владелец пострадавшей в ДТП машины.

Если предъявит в страховую компанию флешку или диск с фото- или видеосъемкой автомобилей и их повреждений на месте ДТП, сделанную не позднее чем через час после аварии и имеющую сведения о GPS-координатах ДТП. Причем не стоит рассчитывать на смартфон с Geo-tagging – страховщики признают только установленный в машине, желательно штатно, навигатор с ГЛОНАСС или Эра-ГЛОНАСС. Как нам сообщили в Российском союзе автостраховщиков (РСА), «это связано с тем, что благодаря популярным графическим редакторам и другим программам в любой фото – и видеодокумент можно без проблем внести любые изменения, чего нельзя сказать о данных, полученных при мониторинге движения автомобиля с помощью спутниковой навигации. Следовательно, подобное условие уменьшает риск мошенничества». Видеорегистратор тоже необходим, да еще такой, чтоб фиксировал скорость движения в момент удара.

Третье изменение теперь обязывает обоих участников ДТП, выбравших оформление по европротоколу, отсылать в страховые компании свои извещения о ДТП. Кроме того, виновник аварии не вправе приступать к ремонту своей машины, пока не пройдут 15 рабочих дней либо пока он не получит письменного разрешения от своего страховщика. В противном случае страховая компания пострадавшего, конечно, выплатит тому все деньги, но затем обратится к виновному лицу с требованием о регрессе – а тот не сможет ничего доказать и будет вынужден платить, несмотря на полис. Раньше виновники тоже пренебрегали показом машины, но страдали от этого не они, а пострадавшие, которым просто отказывали в выплате, ссылаясь на 328 статью гражданского кодекса о встречном исполнении обязательств.

Юрист Алексей Кузнецов, защищающий интересы автомобилистов в споре со страховыми компаниями, пояснил, что два месяца назад эти два условия –отсылка уведомления и нескорый ремонт – были желательными, но не обязательными. Теперь выполнять их необходимо. «Раньше, если страховая компания отказывала в ремонте либо выступала с регрессными требованиями, мы отбивались от таких исков на раз-два, – пояснил Кузнецов. – Теперь правила поменялись, а люди об этом не знают. Мало того: они иногда звонят с места аварии страховщикам, спрашивают их совета, и им советуют расслабиться и ничего не делать. Виновный в аварии водитель, привыкший, что все тяготы по оформлению обычно валятся на пострадавшего, спокойно уезжает с места ДТП сразу после составления схемы и больше уже ничего не предпринимает. Попробуй докажи, когда придет регрессный иск, что тебя неправильно проинструктировали».

По словам юриста, количество ДТП, ущерб в которых не превышает 25 тысяч, еще до кризиса стремительно снижалось и составило 25 процентов. Оптимальная сумма для европротокола – это как раз 50 тысяч. Если ущерб подбирается к 100 тысячам (не говоря уж о 400), автовладельцы все равно вызовут ГИБДД. «Хоть безлимитка действует уже два месяца, я не знаю никого, кто бы ею воспользовался, – говорит Кузнецов. – Что правильно, поскольку в этих требованиях с GPS-координатами разобраться невозможно».

В России количество аварий, оформленных по европротоколу, долгое время составляло 9 процентов, но в октябре 2014-го выросло до 11,3%. В Петербурге европротокольщиков – 16–18 процентов. Впрочем, в некоторых регионах цифра уже достигла 30%. В 11 процентах случаев автовладельцы, оформившие европротокол, получали отказы в выплате. Причем только в половине случаев – по причине ненадлежащего оформления извещения. Остальные эпизоды – это, по-видимому, подозрения на мошенничество.

Российский союз автостраховщиков разработал рекомендации для всех участников ДТП, желающих оформить свою аварию в рамках европротокола. Союз напоминает, что европротокол действует только в авариях без пострадавших, где были повреждены только две машины, виновник очевиден и  признает свою вину, оба автовладельца имеют полисы, и они туда вписаны. Тогда надо действовать так.

Остановиться, выставить знак аварийной остановки, сохранить следы ДТП, переписать свидетелей. Сделать фотографии: общий план места происшествия, следы торможения и обломки деталей, оба пострадавших автомобиля со всех сторон и крупно – поврежденные элементы.

Составляется схема ДТП (приложение к полису). Потом пострадавший водитель отправляет эту схему в страховую компанию, приложив к ней требование о страховом возмещении, написанное в произвольной форме. А виновник шлет своему страховщику ту же схему и, получив письменное разрешение, приступает к ремонту своей машины. Можно не получать разрешения, а просто выждать 15 рабочих дней.

По данным РСА, средняя выплата по ОСАГО на сегодняшний день составляет около 34 тысяч рублей. Посмотрим, что будет в будущем году с учетом подорожания импортных запчастей.           

Нина АСТАФЬЕВА











Lentainform