16+

Какой «готовый бизнес» можно купить сейчас в Петербурге

22/01/2015

Какой «готовый бизнес» можно купить сейчас в Петербурге

В Петербурге активно продается готовый бизнес: если лет десять назад магазинов, специализирующихся на таком «товаре», было два-три, то сейчас – не меньше десятка. «Город 812» решил выяснить, как эволюционировал рынок бизнеса за последние годы и как повлиял на него 2014 год с его санкциями, падением рубля и прочими неприятностями.


        На сайте «Авито» объявления о продаже бизнеса лезут изо всех щелей. Самый дешевый бизнес можно купить всего за тысячу рублей. Вернее, у одного продавца он стоит тысячу, у другого уже десять. Этот бизнес – аттракцион-турник, который можно поставить в людное место и зазывать окружающих: платишь сто рублей – и если сможешь провисеть на нем две минуты (женщины и дети – полторы минуты), получаешь тысячу.

Владельцу обещают заработок в 5–20 тысяч рублей за день. Хитрость здесь в том, что даже на обычном турнике провисеть дольше минуты невозможно, а у этого устройства к тому же прокручивается брус: турник  выскальзывает из пальцев… Продавец турника, тот, что просил за свой бизнес 7 тысяч, пообещал познакомить с местным полицейским (в районе метро «Академическая»), который обеспечит покровительство. Другой похожий аттракцион – «пьяная лестница» с какими-то «независимыми вертлюгами» – стоит уже 15 тысяч.

За 100 тысяч можно купить сообщество «ВКонтакте», посвященное студентам-технарям с 44 тысячами подписчиков. Рекламы там нет, есть только объявления о платном написании курсовиков и дипломов. Сколько можно на этом заработать – непонятно.

Я обзвонила владельцев некоторых интересных «бизнесов», в основном, по части развлечений. Например, мобильная мастерская по записи клипов стоимостью 250 тысяч рублей – это возможность зарабатывать летом в парках или, скажем, выезжать на корпоративы. Клиенты поют, аппаратура пишет, а поющие лица «приклеиваются» к скачущим по настоящей сцене фигуркам. Сцену можно нарисовать любую – хоть Дворцовую, хоть храм Христа Спасителя. Правда, непонятно, как решен вопрос с правообладателями, чьи песни будут исполняться. Продавец, правда, признался, что сам он с этим бизнесом прогорел: кабина стояла в торговом центре и спросом не пользовалась. Аналогичные жалобы – о том, что клиент не идет, – довелось услышать  от владельцев мини-5D-кинотеатров.

Сейчас популярнейшим товаром стал интернет-магазин – электроники, детских игрушек, косметики и т.п. Зато из продажи исчезли компьютерные клубы. Салоны красоты по сравнению с 2004 годом, подорожали в несколько раз (сейчас самый дешевый оценивается в 700 тысяч, а были – тысяч за 250). Разумеется, речь идет только о тех предприятиях, где площадь снимается в аренду. На рынке общепита появился новый товар, о котором 10 лет назад и не слышали, – это антикафе (4,5 миллиона, не в собственности).

По совету специалистов, я поделила бизнес на попсовый и серьезный. Первый привлекает всех, второй – только профессионалов. Вот типичные объекты из первой категории. Пейнтбольный клуб – 400 тысяч рублей, прибыль – 83 тысячи. Кофейня – 1,5 миллиона рублей, аренда – 60 тысяч в месяц, прибыль – 150 тысяч в месяц. Баня – 700 тысяч, аренда – 170 тысяч, прибыль – 200 тысяч. Автомойка – 2,5 миллиона, аренда – 20 тысяч, прибыль – 200 тысяч. Магазин из популярнейшей сети «Все по 39 рублей» – за 620 тысяч (обещана прибыль – 75 тысяч в месяц).

Другое дело – животноводческое хозяйство. Оно стоит 18,5 миллионов (земля – 5 гектаров – в собственности, а не в аренде!), а прибыль сулит столь же небольшую – менее 200 тысяч в месяц. Ферма с 60 козами и овечками поставляет свою продукцию кафе и ресторанам. Кстати, ровно столько же стоит гостиница в городе (на 8 номеров, у метро «Владимирская»), и там обещают примерно такую же прибыль. 800 тысяч рублей стоит комплекс из теплиц на Мурманском шоссе. Помимо теплиц (земля под ними арендуется, за 70 тысяч в месяц) в пакет входят еще тепловые пушки и бойлеры.

Прибыль в 120 тысяч в месяц обещает брачное агентство стоимостью около миллиона рублей. В обязанности свах входит организация встреч в ресторанах, пикники и консультации психологов.

Всего за  миллион может приобрести заводик по производству пластиковых бутылок. За три миллиона купить стоматологическую клинику. За 700 тысяч – частный детский сад, который, как обещано, окупится менее чем через полгода. А агентство недвижимости (550 тысяч) – всего за 2 месяца.

Что смущает в этих объявлениях, так это запредельно низкий фонд оплаты труда. Кажется, все работники малого бизнеса готовы трудиться за минимальную зарплату. Еще в объявлениях принято указывать, по какой причине этот бизнес продается: так вот, самая частая причина – разногласия между партнерами. Правда, хозяйка  частного детсада указала другую причину: «из-за садика нет времени заниматься своими детьми».

Владельцы магазинов по продаже готового бизнеса говорят, что стагнации не боятся. Егор Падалкин, владелец ООО «Северо-Западный Центр консалтинга и продажи бизнеса», пояснил: владельцы бизнеса его продают, в частности, чтобы вложиться в покупки за рубежом, а потенциальные покупатели, если у них счета в рублях, – чтобы эти деньги не пропали. Естественно, самыми предпочтительными объектами являются те, что включают в себя недвижимость в собственности.

«Ни к каким сбоям санкции и кризис не привели. У нас число сделок выросло на 187 процентов. Проявили большую активность покупатели из других регионов – из Сибири и с Севера. Самый популярный у них объект – коммерческая недвижимость, торговые и бизнес-центры. Вообще, надо благодарить Интернет – это благодаря ему можно подобрать себе объект за 5000 км от дома и хорошенько его изучить, не вставая с кресла. Негативная сторона всеобщей интернетизации – крушение туристического бизнеса: сейчас у клиентов есть возможность самим заказать себе тур. Так что летом, когда начали друг за другом валиться гиганты, маленькие фирмы стали выставляться на продажу. Рост предложений в этом сегменте составил 70 процентов. Естественно, никто не хотел их покупать, и они из продажи исчезли: заняли выжидательную позицию».

Максим НОВИЦКИЙ, генеральный директор бизнес-брокерской компании «Альтера Инвест», говорит, что стагнации на рынке готового бизнеса не наблюдается.

– Что же – падение рубля никак не сказалось на активности покупателей или продавцов?
– В нашей практике зафиксированы случаи отказа продавца от продажи своего бизнеса по причине падения рубля. Например, была приостановлена сделка по продаже рыбозавода. Когда появился заинтересованный в покупке инвестор, собственник рыбозавода приостановил сделку. Если раньше рыбозавод стоил 2 млн евро, то теперь сумма достигает лишь 1,5 млн евро. В планах продавца после продажи было уехать на ПМЖ в Европу (на 1 млн евро планировалась покупка квартиры, а еще за 1 млн евро продавец рассчитывал приобрести арендный бизнес за рубежом). Падение курса рубля изменило планы. Продажу бизнеса отложили до изменения экономической ситуации в лучшую сторону.

Но количество сделок в целом не уменьшилось, потому что любой кризис – это передел активов (от одной части населения к другой).

– Это и в крупном бизнесе такая ситуация и в малом?
– В крупном, который во многом зависит от кредитов, ситуация сложнее. А на рынке малого бизнеса продолжает сохраняться высокий спрос на торговые точки (13%), места общественного питания (12%) и гостиницы (11,5%).

– Какие у вас самые дорогие и самые дешевые объекты в продаже?
– Самый дорогой объект – это золотодобывающий карьер в Магадане за 2,2 млрд рублей. Стоимость самых дешевых колеблется около 300 тысяч. Подобных объектов в продаже много.

– Как сказались санкции на продажах бизнесов?
– Продуктовые санкции привели к тому, что у покупателей бизнеса появился интерес к объектам сельского хозяйства. Если на рынке появляется такой объект, то сделка заключается моментально. Спрос на них перераспределился от зарубежных инвесторов к российским.

– А изменения в законодательстве влияют на спрос?
– Яркий пример – это аптечный бизнес. Структура фармацевтического рынка изменилась: значительно снизилась норма прибыли из-за регламентации цен на большое количество препаратов и возросшую конкуренцию на рынке. В связи с чем собственники частных аптек были вынуждены продать свой бизнес сетевым корпорациям. Тогда сетевики расширялись, а сейчас их положение на рынке не самое лучшее. Правда, несетевым аптекам еще хуже. Госрегулирование, ужесточившиеся правила лицензирования и конкуренция привели к тому, что выжить может только та аптека, которая встроена в вертикальную структуру, то есть принадлежит фармпроизводителям.

– Насколько рискованно покупать готовый бизнес?
– Если 10 лет назад сделок по купле-продаже готового бизнеса практически не осуществлялось – никто не хотел раскрывать свои показатели (доходы, рентабельность), так как боялись налоговую и бандитов, то сейчас операции по покупке или продаже бизнеса так же понятны, как и операции с недвижимостью.

– Кто раньше был лидером спроса и кто сейчас?
– Сфера торговли остается лидером спроса уже не один год. Однако происходят некоторые изменения: например, за последнее время в продаже стало много интернет-магазинов и сайтов по онлайн-бронированию авиабилетов. Кроме того, есть романтичный спрос: в большей степени женщины проявляют интерес к салонам красоты, а мужчины – к автомойкам. Они ошибочно считаются легкими и простыми объектами готового бизнеса.

– Стоит ли покупать турфирму или про турбизнес лучше забыть?
Сейчас, на мой взгляд, инвесторам стоит не упускать возможность купить турфирмы по сниженной цене, но ею никто не хочет воспользоваться.           

Нина АСТАФЬЕВА











Lentainform