16+

Кто в петербургской культуре самый влиятельный

27/01/2015

Кто в петербургской культуре самый влиятельный

Украинские конфликты оказали петербургской культуре неоценимую услугу: местные борцы за нравственность переключили свое внимание на наших братьев-славян и почти перестали терроризировать городских деятелей культуры.


            1. Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа (1)* 
2. Валерий Гергиев, худрук Мариинского театра (2)
3. Лев Додин, худрук МДТ (4)
4. Андрей Могучий, худрук БДТ (8)
5. Валерий Фокин, худрук Александринского театра(6)
6. Алиса Фрейндлих, актриса (-)
7. Василий Панкратов, глава Комитета по культуре (5)
8. Николай Буров, директор музея «Исаакиевский собор» (-)
9. Николай Цискаридзе, ректор академии Вагановой (-)
10. Анастасия Мельникова, актриса (-)
 
* В скобках – место в списке по итогам 2013 года
 
Культурный год прошел достаточно спокойно и был богат только собственно культурными или культурно-строительными событиями: завершением реставрации БДТ и презентацией проекта нового здания МДТ, «Манифестой 10» и 250-летием Эрмитажа. Роль городских властей в культурной жизни ушла из публичной сферы в непубличную: самого главного своего куратора, Василия Кичеджи, культура потеряла, а глава профильного комитета опустился в нижнюю часть рейтинга.
 
1. Бесспорный лидер культурного рейтинга глава Эрмитажа Михаил Пиотровский в этот раз оказался еще бесспорнее, чем обычно. Во-первых, он провел в своих стенах  биеннале современного искусства «Манифеста 10». Раньше это событие не стало бы казаться  чем-то из ряда вон выходящим, но в нынешних условиях чтобы выставлять фотографии людей с Майдана или иностранных художников, которые могут оказаться геями, надо быть уверенным в своих силах. Во-вторых, отпраздновал 250-летие вверенного ему музея. Наконец, Пиотровский был одним из немногих представителей культурного истеблишмента Петербурга, кто не подписал письмо деятелей культуры в поддержку присоединения Крыма.
 
2. Руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев все последние годы занимает вторую позицию в рейтинге. Ни в чем, выходящем за рамки своей профессиональной деятельности, он в минувшем году не отметился. Разве что означенное письмо подписал.
 
3. Худрук МДТ Лев Додин напомнил о себе в конце года, когда Совет по культурному наследию обсуждал проект строительства нового здания его театра на Звенигородской улице. Эксперты называют Додина одним из самых близких к Смольному деятелей культуры. Впрочем, слова эти относятся еще ко времени вице-губернаторства Василия Кичеджи.
 
4. Худрук БДТ Андрей Могучий в сентябре открыл после ремонта свой театр. Открытие вышло пафосным, с перекрытием движения и визитом Дмитрия Медведева, а в декабре отремонтированный театр осмотрел сам Владимир Путин.
 
5. Руководитель Александринского театра Валерий Фокин пользуется славой человека, близкого к власть предержащим. Будучи одним из авторов монументальных «Основ государственной культурной политики», ныне утвержденных указом президента и получивших официальный статус, летом он организовывал обсуждение этого документа в новом здании своего театра. 
 
6. Актриса Алиса Фрейндлих в конце года отпраздновала юбилей, поздравлять с которым ее приехал Владимир Путин (собственно, тогда он и осматривал БДТ). Подарил соломенную шляпу и цветы. Из беседы президента и актрисы, как она излагалась в СМИ, стало понятным, что это она попросила его выделить деньги на ремонт БДТ. Поскольку в театре было холодно, Путин накинул на плечи Фрейндлих свой пиджак – в предыдущий раз такой чести удостаивалась жена китайского лидера. Любовь Владимира Путина к Алисе Фрейндлих общеизвестна: на прошлый юбилей он приезжал к ней домой пить чай.
 
7. Глава Комитета по культуре Василий Панкратов в прошлый раз представлял в рейтинге Смольный в компании Василия Кичеджи, а теперь – в одиночку. В минувшем году Василий Панкратов не часто упоминался в СМИ, что для главы Комитета по культуре весьма необычно. А те упоминания, которые были, не всегда касались приятных тем: например, активно обсуждались обыски в комитете по делу об организации праздников. Может, поэтому Василий Панкратов потерял часть позиций в рейтинге.
 
8. Директор Исаакиевского собора Николай Буров, наоборот, даром что уже давно не руководит Комитетом по культуре, в рейтинг вернулся. Эксперты отмечают его хорошие отношения с властями и церковью, что если не почти одно и то же, то взаимодополняемо. К числу безусловных достоинств Бурова относится его хорошо поставленный голос народного артиста, востребованный на разных особо торжественных официальных мероприятиях. 
 
9. В конце ноября Николая Цискаридзе избрали ректором академии Вагановой. Де-факто это кресло он занял еще в 2013 году, к вящему неудовольствию коллектива. Но за прошедший год сумел переломить ситуацию в свою пользу и даже победить на выборах, хоть и безальтернативных.
 
10. Звезда «Улиц разбитых фонарей» актриса Анастасия Мельникова вела активную социальную жизнь, участвуя в различных мероприятиях и даже немножко в губернаторских выборах. Чему ее, к тому же, обязывала должность депутата ЗакСа от «Единой России», которую она занимает.
 
Лилия Шитенбург, театральный критик:
 
– В нынешнем году вопрос о влиятельности в сфере культуры нуждается в решительной корректировке. Потому что влиятельность культуры как таковой оказалась под вопросом. В год, объявленный Годом культуры, эта сфера по сути стала маргинальной, практически целиком подчинившись идеологии. А в таком случае чье влияние ощутимее: того, кто создает выдающиеся произведения искусства, раздвигая границы привычного мира, или того, кто бережет классические культурные ценности, сохраняемые в великих исторических зданиях? Того, кто, умело лавируя, умудряется отбиваться хотя бы от наиболее нелепых распоряжений начальства, поступающих из столицы? Или, напротив, того, кто своими курьезными заявлениями дает повод серьезно задуматься «о судьбах России» вообще и ее культуры в частности? 
 
Как бы то ни было, список главных игроков на культурном поле поредел – даже по сравнению с предыдущими годами, вовсе не относящимися к ренессансу. 
 
Яркие заявления В.Н. Кичеджи («расстрельная колонна» мне будет памятна долго) оказались его прощальным подарком на посту вице-губернатора по культуре. В профильном департаменте воцарилось спокойствие, столь выгодно отличающее период правления главы этого комитета Василия Панкратова от предшествующего. Однако по части значительных успехов и ярких событий дело по-прежнему обстоит довольно скромно.
 
В Петербурге есть «главные здания»: Эрмитаж, Русский музей, Мариинский театр, Александринский театр. Руководители расположенных там учреждений неизменно в центре внимания культурной общественности города. Впрочем, в наши дни даже флагманы петербургской культуры предпочитают сосредотачиваться на локальных задачах, не выходящих за пределы собственных «крепостей». Степень влияния определяется как раз тем, как мало в этом году говорили об Эрмитаже, Русском музее, Мариинке, Александринке и т.д. Несомненно, для того, чтобы отстаивать спокойную, повседневную, будничную жизнь, сегодня требуются особые усилия руководства. Так, влияние Льва Додина, пожалуй, более всего проявилось в  том, что он смог НЕ проводить Зимний фестиваль: дополнительная к работе МДТ деятельность, по слухам, рассматривается как уступка городскому начальству. А о степени авторитета Валерия Фокина, вероятно, можно судить не только по его ответственной должности во время проведения Петербургского культурного форума, но и потому, что перед Александринским театром больше нет мешавшего публике катка и елочного базара.
 
Но если о культурном влиянии судить не только на основании того, чего отдельным высоким персонам удалось избежать, то, несомненно, в этом году свое влияние многократно усилили Андрей Могучий (переживший не только долгожданный переезд БДТ в отреставрированное историческое здание, но и солидный скандал по поводу ребрендинга театра) и Николай Цискаридзе, занявший пост ректора Вагановского училища.
 
Петербургское кино, осиротевшее после смерти Алексея Германа, располагает некоторыми ценными объектами (киностудия «Ленфильм», Дом кино), на которые разные группы местных кинематографистов и бизнесменов пытаются распространить свой контроль, однако сейчас можно говорить, скорее, об административной ничьей: производство культурных ценностей законсервировано на неопределенное время. О каком-то ином, кроме духовного, влияния режиссера Александра Сокурова, чьим именем группа профессиональных энтузиастов пытается пробить амбициозную идею Петербургской синематеки, можно будет с уверенностью сказать только после того, как вопрос с синематекой будет окончательно решен.

А Борис Гребенщиков выпустил новый альбом под названием «Соль». И на многих это довольно сильно повлияло. 











Lentainform