16+

Чем натурбан лучше скелетонов и бобслеев

30/01/2015

Чем натурбан лучше скелетонов и бобслеев

Благодаря Сочи-2014 мы разобрались, наконец, в чем разница между фристайлом и керлингом, а олимпийские чиновники уже готовят очередные новшества.


            Президент МОК Томас Бах в рамках программы «Стратегия-2020» разрешил организаторам зимних Игр-2018 (пройдут в корейском Пхенчхане) предлагать новые виды для включения в соревнования. На ближайшем заседании исполкома МОК будут решать, не придать ли олимпийский статус натурбану. России натурбан выгоден, но петербургским спортсменам новинка славы не принесет.
 
«Натурбан» – слово немецкое и дословно может быть переведено на русский как «природная дорога». Именно со спуска по естественному склону начинался в свое время санный спорт – в 1883 году по четырехкилометровой горной дороге, соединявшей швейцарские города Давос и Клостер, на санках проехали представители шести стран. Для санного спорта с тех пор стали сооружаться специальные бетонные трассы-желоба, потом появились скелетон и бобслей, а приверженцы «чистого спорта», как его называют сами натурбанщики, так и продолжают состязаться на естественных склонах, считая это занятие гораздо более дешевым и экологически чистым.
 
Внешне отличие выглядит так: если в санном спорте гонщик, оттолкнувшись на старте, летит вниз по ледяному желобу почти не двигаясь и стараясь выдержать оптимальную траекторию, то в натурбане ему приходится с помощью туловища, ног и рук всячески влиять на движение санок, рискуя при этом в любую секунду вылететь с трассы на обочину. Существенным элементом конструкции саней является уздечка, прикрепленная к передкам полозьев. С ее помощью спортсмен тоже управляет движением. Повороты в натурбане гораздо более резкие, а сами трассы несколько короче, чем в санном спорте. Так что натурбан можно назвать слаломом на санях. Соревнования очень зрелищны, и потому неудивительно, что телевизионщики считают их одними из самых рейтинговых. 
 
Хотя европейские чемпионаты по натурбану проводятся уже больше тридцати лет, он, в отличие от скелетона и бобслея, до сих пор не входит в программу зимних Олимпийских игр. Как говорят в спортивных кругах, только потому, что популярен в Европе и очень слабо развит за океаном.
 
Для России включение натурбана в программу Игр означало бы практически гарантированную медаль. По крайней мере пока наши спортсмены стабильно становятся призерами на соревнованиях любого уровня. Правда, главным образом натурбан популярен в Сибири и на Севере, где есть  специальные трассы (всего их в России четыре – в Братске, Новоуральске, Кандалакше и Москве).
 
Но в Петербурге и окрестностях натурбан абсолютно не развит. Как сообщили «Городу 812» в спорткомитете Петербурга и Ленинградской области, занимающихся этим видом спорта у нас просто нет, хотя энтузиасты в свое время и были. «Сани деревянные, окантовка металлическая. Они простые в конструировании и изготовлении, стоят недорого, в отличие от бобов, и доступны в управлении каждому, – рассказывал Вячеслав Щавлев, в то время начальник отдела зимних видов спорта Центра подготовки сборных команд Петербурга. – Натурбан из всех санно-бобслейных дисциплин самый доступный для Питера. Для него не нужно возводить дорогостоящих бетонных желобов стоимостью в миллионы долларов. Достаточно найти обычный снежный склон с перепадом высот 90 метров – и можно оборудовать трассу». 
 
Подходящий склон в Токсове Щавлев нашел, но проведенные им тогда соревнования так и остались единственными в нашем регионе. «Все потому что земли в собственности у нас не было. Можно было бы, конечно, проложить отличную трассу на курорте Орлиная Гора, но отсутствовало финансирование, идею не поддержал Чазов, тогдашний председатель горспорткомитета», – вспоминает Вячеслав Викторович, который уехал в Сочи и по сей день занимает один из руководящих постов в центре санного спорта. В Сочи, кстати, трассы для натурбана тоже нет, но Щавлев уверен, что она там сразу появится, если этот вид станет олимпийским: «Готов повторить то, что говорил в свое время в Петербурге. Главное – найти подходящий склон, а с этим здесь проблем быть не может. Остальное тоже просто: сперва трактор нарезает виражи, затем из свежевыпавшего снега монтируются борта и уплотнительная подушка. Сами понимаете, больших денег такие работы не стоят».
 
Двумя руками за натурбан и Наталия Гарт, президент Федерации санного спорта России (ФССР): «Мы не просто поддерживаем идею включения натурбана в олимпийскую программу, мы инициируем ее. Если этот вид спорта попадет на Игры, медалей у России будет больше. Наша страна сейчас является одним из лидеров в этом виде спорта». Наталье Гарт чуть за тридцать, и она самый молодой руководитель спортивной федераций в РФ. Прежде ФССР возглавлял ее супруг Леонид Гарт, который не просто финансировал федерацию, как обычно бывает, а лично занимался обеспечением команды инвентарем и оборудованием. Но летом 2012-го на отдыхе в Хорватии Гарт погиб, утонув в море. Кажущаяся на первый взгляд несчастным случаем гибель, по мнению его коллег, на самом деле могла быть хорошо замаскированным убийством. Такую версию не исключали партнеры погибшего по бизнесу, отмечая, что перед смертью тот усилил свою охрану, а на телефон ему поступали странные звонки. 
 
Дело Гарта подхватила супруга Наталья. Сначала она возглавила семейную строительную компанию, возводившую в Сочи Олимпийский стадион и санно-бобслейную трассу, затем возглавила и ФССР. При этом пообещала выиграть золото на домашней Олимпиаде, на что спортивная тусовка отреагировала с определенным сарказмом, но Александр Третьяков действительно стал первым в скелетоне. Так что отношение к женщине-президенту кардинально изменилось. Гарт говорит: «Санки – это самое простое, с детства знакомое и любимое занятие. На мой взгляд, натурбан как раз должен стать связующим звеном между массовым и профессиональным санным спортом.
 
 
Справка:
 
Как соревнуются в натурбане
 
Соревнования проводятся у мужчин на санях-одиночке и санях-двойке, у женщин на санях-одиночке. Длина трассы от 800 до 1200 метров, ширина – около трех метров (не менее 2,5). Средний наклон трассы должен быть не более 13°, максимальный – не более 25°. При создании трассы не допускается использование систем искусственного охлаждения, запрещено искусственное поднятие трассы.                  
 
Сергей ЛОПАТЕНОК







Lentainform