18+

Чем Василий Кичеджи провинился перед начальством в Москве

05/02/2015

Спикер ЗакСа Вячеслав Макаров, возглавляющий петербургскую «Единую Россию», с необыкновенной энергией защищает экс-вице-губернатора Василия Кичеджи, которого осенью назначил главой исполкома партии и которого не хочет утверждать Москва. За этой историей эксперты видят большую интригу, а некоторые, следуя духу модного ныне историцизма, говорят: «Это их Сталинград».

       Уйдя из Смольного после губернаторских выборов прошлой осенью, Василий Кичеджи неожиданно для всех возглавил исполком петербургской «Единой России». Так, по крайней мере, официально сообщали в партии. Однако в конце года появилась информация, что федеральное руководство «Единой России» Кичеджи не утверждало. Когда после этого журналисты попросили Вячеслава Макарова уточнить, какой конкретно пост занимает бывший вице-губернатор, он ответил витиевато: «Василий Николаевич Кичеджи – одна из знаковых и ведущих фигур не только в «Единой России», я его считаю выдающимся руководителем и человеком. Все, чего он достиг, он достиг своим умом, своим высочайшим трудом. Этот человек достоин колоссального уважения со стороны всех. И так к нему относятся члены партии «Единая Россия». За него единогласно мы проголосовали. Кижеджи исполняет обязанности главы регионального исполкома».

А 21 января в Москве состоялось заседание президиума генсовета «Единой России», где утверждали главу петербургского исполкома. Местные единороссы выдвинули две кандидатуры: настоящую, Василия Кичеджи, и техническую – его заместителя Игоря Федотова. Но генсовет утвердил последнего, правда, с приставкой «и.о.». Одновременно Петербург был взят на особый контроль: если раньше он, как и все остальные регионы, имел своего партийного куратора в рамках федерального округа, то теперь конкретно наш город будет курировать заместитель секретаря генсовета Андрей Исаев.

Петербургское руководство «Единой России», однако, не бросилось исполнять федеральное решение. Вячеслав Макаров, назвав Кичеджи учителем и талисманом партии, стал вести с Москвой переговоры. В минувшую среду на переговоры приезжал в Петербург Андрей Исаев. Никакого официального коммюнике по итогам встречи не было. Участники говорят, что петербуржцы отстаивали Кичеджи.

По состоянию на вечер пятницы на официальном сайте петербургской «Единой России» в рубрике «Региональный исполнительный комитет» значилось три человека: Игорь Федотов и Петр Крутохвост в статусе заместителей руководителя исполкома и Василий Кичеджи без указания должности (указывались только его прочие посты в партии: первый заместитель секретаря политсовета и глава сторонников).

Чтобы понять суть происходящего, надо вернуться в осень прошлого года, когда Василий Кичеджи, получив не очень ожидавшуюся им отставку из Смольного, попал в исполком «Единой России» (не самое престижное место, как считалось раньше). Родились две противоположные версии: либо Василий Кичеджи совсем расстался с Георгием Полтавченко и ушел к Вячеславу Макарову, чтобы играть в свои собственные политические игры, либо Георгий Полтавченко делегировал своего товарища на менее пафосный, но важный с точки зрения контроля над «Единой Россией» пост.

Вторая версия в глазах экспертов выглядит  более правдоподобной. Их общая мысль сводится к тому, что Вячеслав Макаров не стал бы назначать Кичеджи, если бы тот плохо расстался с губернатором. Что еще вероятнее – Полтавченко прямо попросил об этом Макароваа.
Дальше начинается непонятное. Почему кандидатуру Кичеджи не стали сразу согласовывать с Москвой? Почему дело дошло до публичного скандала. «Все знают телефоны друг друга. Можно же позвонить и сказать: пожалуйста, не надо этого человека», – недоумевают  эксперты. Кажется наиболее вероятным, все происходило самотеком: внезапно родившаяся идея назначить уходящего из Смольного вице-губернатора главой исполкома была столь же спонтанно реализована в расчете, что Москва задним числом все утвердит. А Москва взяла и не утвердила. Почему?

Возможно, Москва обиделась, что ее пытаются поставить перед фактом, и таким образом показывает, что она по-прежнему здесь главная. Но как в такой ситуации быть Вячеславу Макарову? Бороться за Кичеджи до конца – значит, публично противостоять генсовету. Но роль внутреннего оппозиционера спикеру ЗакСа по духу совершенно не близка. Можно согласиться со снятием Кичеджи, но тогда все в партии запомнят, что он проштрафился в глазах федерального руководства. Что нехорошо. Потому что в следующем, если уже не в этом, году (такие слухи снова появились) нас ждут выборы в ЗакС. Перед выборами – составление партийных списков. Одни попадают в них, другие – нет. Скорее всего, кроме списков будут округа. У округов будут границы. Депутаты-соседи будут ругаться из-за границ. В обычной ситуации всех должен помирить начальник. Но начальник не должен ронять свой авторитет. Именно в этом смысле и произносилась фраза про Сталинград. Удержать Кичеджи в кресле главы исполкома – значит, удержать весь фронт.

Но возможно, ситуация еще более сложная. Если генсовет не хочет утверждать экс-вице-губернатора не из обиды, а именно в связи с приближающимися выборами. В «Единой России» не скрывают, что видят в региональных исполкомах будущие предвыборные штабы. В таком случае, возможно, Москва не хочет, чтобы выборами «Единой России» в Петербурге управлял человек, близкий к Макарову и Полтавченко?

В этом смысле назначение петербургским единороссам персонального куратора выглядит не слишком оптимистичным для них знаком.

Дмитрий Юрьев, политолог, руководитель регионального исполкома ЕР в СПб в 2008–2012 годах:

- В 2007–2008 годах в партии был взят курс на то, что региональный исполком – это кадрированный предвыборный штаб, главная задача которого – проводить выборы. Это принципиально иной подход по сравнению с тем, когда проведение выборов доверяют временному штабу из сторонних специалистов, который собирается накануне выборов и распускается после них. В перерывах между выборами исполком занимается текущей работой, но она не является для него основной. Поэтому во главе исполкомов рекомендовали ставить профессиональных политтехнологов.

В 2012 году Василий Кичеджи вошел в руководство «Единой России», и это было знаком, что все подозрения о противоречиях между партией и Смольным снимаются. Когда Кичеджи возглавил исполком, меня в петербургском отделении уже не было, поэтому подробностей я не знаю. Одно могу сказать: природа коллизии, когда с человеком уже подписан трудовой договор, а через несколько месяцев генсовет заявляет, что он это назначение не согласует, мне абсолютно непонятна.

Процедура назначения руководителя исполкома совершенно определенная. Региональные организации выдвигают две кандидатуры, из которых президиум генсовета выбирает одну и утверждает ее на должность. Именно его решение является юридическим фактом назначения.  То, что случилось с Кичеджи, – это фантастический казус и нонсенс. У меня сложилось впечатление, что Василий Николаевич стал жертвой действий тех людей, которые готовили его назначение.            

Антон МУХИН






  • Магазин квадроциклов: ATVARMOR.RU.