18+

Как я устраивала ребенка в первый класс. Личный опыт

09/02/2015

В Петербурге не утихают страсти по поводу записи в первый класс – в этом году прием стоил здоровья многим родителям из-за сбоя в работе портала Госуслуг. Теперь тысячи родителей считают себя обманутыми и собираются на митинг. Корреспондент «Города 812» на личном опыте испытала, каково это было – устроить ребенка в 1-й класс. И пыталась разобраться в причинах ЧП.

              Тройная неправда
 
В этом году детей в школу можно было записать только через  портал Госуслуг Петербурга. Те, у кого Интернета нет, могли прийти в МФЦ (многофункциональные центры) и подать заявление в первый класс с помощью оператора. Оба способа (с домашнего компьютера и через МФЦ) в Комитете по образованию и Комитете по информатизации и связи называли равнозначными. Но оказалось, что чиновники всех обманули. 
 
Запись в первые классы начиналась 1 февраля в 9.00. Действовал принцип: кто первый подаст заявление, того первым и возьмут в выбранную школу. Последним достанутся самые плохие школы  вдалеке от дома. Поэтому большинство родителей еще накануне 1 февраля заранее заполнили электронные черновики заявлений на портале Госуслуг. Чтобы ровно в 9.00  первыми быстро нажать на кнопку «отправить». 
 
Чиновники гарантировали: портал Госуслуг будет работать, несмотря ни на что. Его модернизировали, тестировали, он – супермеганадежный. Это, оказывается, тоже была неправда.
 
– А если вдруг портал зависнет, то сразу у всех: и на домашних компьютерах, и в МФЦ. Потому что система – единая. Единая для всех, – клялись разработчики портала. 
 
Это была самая главная ложь.  Из-за нее случилась вся эта история – с сумасшедшими очередями, конфликтами, обиженными родителями. Чиновники убеждали пап и мам первого февраля сидеть дома у компьютеров и жать на кнопку, а не «жечь костры» в очередях у многофункциональных центров. Потому что это «позавчерашний день», и из дома якобы подать заявление будет быстрее, чем через оператора в МФЦ. 
 
Очевидно, что в Смольном не хотели, чтобы десятки тысяч родителей одновременно вышли на улицы и выстроились в очередях. Это уже «массовое скопление народа» получилось бы. 
 
Многие поверили и остались дома. Большинство потом сильно пожалели об этом. Самыми умными в итоге оказались люди «из позавчерашнего дня». В нашей семье это была бабушка. 
 
Акция «Седой Петербург»
 
За три дня до 1 февраля, проходя мимо МФЦ, наша бабушка обнаружила стихийную очередь на запись в первый класс. На всякий случай записалась – № 81. На перекличку велели прийти в полночь на 1 февраля. Дома мы тогда шутили, что бабушки и дедушки устроили живую очередь в Интернет. А они просто с советских времен помнят, что власти верить нельзя. 
 
Начиная с вечера 31 января, события развивались бурно. 
 
В девять вечера с портала Госуслуг исчез мой черновик электронного заявления. Портал не позволил создать его заново. Три часа безуспешных попыток. Портал висел.  Бросив все, помчалась на полуночную перекличку к МФЦ. Дежурили три машины. В свете фар шла выдача номерков: 315-й, 316-й... Дедушка № 20 поделился: «Я тут уже неделю дежурю». Общий сбор очереди назначили на 6.30 утра.
 
Первое февраля. Два часа ночи. Портал Госуслуг пускает в себя на чуть-чуть, потом снова выбрасывает.
Четыре часа утра. Портал издевается: то находит мое заявление, то снова теряет. На форуме петербургских родителей – сотни сообщений от таких же неспящих бедолаг: портал не работает ни у кого!
 
Раннее утро. Темно. Холодно. В лицо сыплет ледяной дождь. Наша бабушка в толпе у МФЦ. Те, кто без машин, стоят молча, прижавшись друг к другу. Так теплее. 
 
Портал Госуслуг не открывается вообще. Родители на форуме устало успокаивают друг друга: «Его чинят. В 9.00 он заработает».
 
Восемь утра. Наш папа – у МФЦ. Женщины и пенсионеры покидают очередь. Вместо них встают мужчины. Они готовы буквально биться за первый класс. 
 
08.55. Открываются двери МФЦ. Портал Госуслуг по-прежнему не работает.  Родители на форуме  продолжают успокаивать  друг друга: «Сказали же, что система единая. Значит, портал не работает в МФЦ тоже».
 
9.20. Сообщения портала Госуслуг: «Возможно, сайт временно недоступен или перегружен запросами». 
На форуме пишут, что в МФЦ вовсю идет прием заявлений. Паника в Интернете нарастает. Родители бросают бесполезные компьютеры и бегут в многофункциональные центры. С мобильных устройств пишут  оттуда отчеты: 
 
«Приехала в МФЦ на Придорожной, очередь была 263 человека. Ломанулась на такси на Учебный – 315 человек. И наобум поехала в МФЦ Петроградского района – я была 184-й».
 
«Муж подал через МФЦ. Пришел – всего трясет, там такое мясо. Рассказывал про мужика, который привел с собой беременную жену, растолкал всю очередь, орал: пустите беременных».
 
В некоторых МФЦ очередь  доходит почти до тысячи человек. Появляются сообщения о давке и потасовках.  
К 10 утра я попыталась дозвониться на горячую линию Комитета по образованию (все время занято), написать жалобу в интернет-приемную Прокуратуры (отправила), в техподдержку сайта Госуслуг.  В техподдержку дозванивалась два часа. Там автоответчик.  «Ваша позиция в очереди 90», – говорят.  Жду.  Через пять минут: «Ваша позиция в очереди 91».  После того как автоответчик, наконец, сообщил, что мой звонок первый в очереди, соединение было сброшено. 
 
Мамочки на форуме рыдали. Не все имели возможность (из-за грудных младенцев, больных детей и т.п.) прямо сейчас побежать в МФЦ. Одна история тронула особенно.
 
«Мы с ребенком с утра жали на всех компьютерах кнопки, волновались, малыш так переживал, что не попадет в первый класс, помогал, как мог. В 10 утра поняли, что тщетно, звоним – будим бабушку, она буквально в ночнушке побежала в МФЦ на Большевиков – очередь занимать. Там толпа. Я кинула ребенка в машину, понеслись на Невский, отстояли очередь, попали, долго не могли заполнить заявление, выкидывало из системы, потом операционистка сделала ошибку, у нее руки тряслись реально, по кнопкам не попадала, пришлось вводить все заново. Ушло минут 15 на подачу, поехали домой, ребенка в машине тошнит от такой поездочки. «Мама-ааааа, – плачет,  – меня сейчас вырвет». Успокаиваю, как могу, подъезжаем к дому уже, говорю – потерпи! И! Тут звонок из МФЦ: «Мы ошибку какую- то допустили, езжайте обратно!»  Я была готова машину на светофоре остановить и заплакать. Ехать обратно? – там толпа, спрашиваю тетку эту: «Нас без очереди-то хоть пустят?» Отвечает: «Ну, как повезет, как прорветесь»». 
 
Родители бились не только за престижные школы для своих детей. Для кого-то было важно попасть к конкретному учителю, многим – просто попасть в школу рядом с домом. 
 
«Сегодня прошла акция «Седой Петербург»... После записи в школу родители поседели»,  – пошутил кто-то на форуме. 
 
«Мы пожертвовали собой ради судьбы тысяч детей»
 
Отвечать на звонки в техподдержке портала Госуслуг начали после 13 часов 1 февраля, когда сайт, наконец, ожил. До этого сбрасывали звонки. 
 
– Сейчас всё работает. Были технические проблемы, но в данный момент нагрузку сняли. Проблема была  из-за того, что очень большое количество людей пытались попасть на портал. Операторы МФЦ входят через другой интерфейс, – объяснил специалист техподдержки Информационно-аналитического центра (подведомственного Комитету по информатизации и связи) Алексей Ростовцев.
 
По его словам, накануне 1 февраля портал Госуслуг сбоил, так как «проводились небольшие технические работы».
 
– Поэтому были кое-какие нюансы. Либо заявление не отображалось, либо еще что... Но сейчас-то  всё в порядке! – радостно заверил он. 
 
На странице ВКонтакте одного из разработчиков портала Госуслуг – тоже специалиста Информационно-аналитического центра – Дмитрия Налбандяна в ночь на 1 февраля появилось праздничное напутствие для родителей. Учитывая, что портал Госуслуг в этот момент уже не работал, пафосная запись выглядела глупо. 
– Друзья, хочу быть уверенным, что все, кто хотел, уже подал или отредактировал ранее созданную предварительную заявку на запись в первый класс, и останется только авторизоваться... и подать полноценное заявление в систему! Очень верю в наши с вами совместные силы, вложенные в 100% успех в данном нелегком деле. Успех, который будет достигнут не только бессонными ночами родителей, но и всех разработчиков,  жертвующих собой ради судьбы десятков тысяч детей! – написал  Налбандян. 
 
Утром 1 февраля Налбандян (интернет-сообщество обидно перековеркало его фамилию) запись удалил. Страничку закрыл. 
 
Виновных найдет полиция
 
Реакция властей на события поначалу была предсказуемой. Случившееся попытались замять. В 10 утра 1 февраля, когда родители давились у МФЦ из-за неработающего портала Госуслуг,  Комитет по образованию  (со ссылкой на Комитет по информатизации и связи) сообщил, что «портал Госуслуг работает, очередей в МФЦ почти нет». С 9 до 10 утра, по их словам, портал якобы уже принял  семь тысяч заявлений, а МФЦ – полторы тысячи. 
 
Потом  чиновники еще несколько раз будут жонглировать этими цифрами, изменяя их. По последней озвученной версии,  с 9 до 10 утра первого февраля через портал Госуслуг было подано две тысячи заявлений. Всего за этот день в первые классы записали 42 тысячи детей. К концу дня второго февраля добавилась еще тысяча: 26,8 тысяч  были записаны через МФЦ, 16,2 – через портал Госуслуг. 
 
Когда стало ясно, что скрыть проблему не удастся, Комитет по информатизации и связи начал выдавать креативные объяснения ЧП. 
 
Первой в эфир ушла версия об атаке на петербургский портал Госуслуг злоумышленников из-за границы. Ее озвучил глава Информационно-аналитического центра Андрей Овчаренко. По его словам, с семи  утра 1 февраля на портал поступили одновременно 10 миллионов запросов. Из-за этого он сломался. Как починить, никто не знал, поэтому заблокировали возможность захода на портал из других стран. Это помогло. Портал починился. 
 
Родители в историю про заграничных шпионов, взорвавших запись в первый класс, не поверили. 
 
Потом появилась следующая версия: виноваты сами родители. 
 
– Заявители, опасаясь не получить услугу, многократно пытаются зайти на портал, тем самым перегружая его. Также при этом один и тот же заявитель пытается одновременно зайти с нескольких устройств, – поделился «по секрету» с «Фонтанкой.ру» представитель Комитета по информатизации и связи.
 
Накануне, правда, в этом комитете говорили, что заранее учли «настойчивость» родителей, и гарантировали, что портал устоит.  В общем, версия тоже неубедительная получилась. 
 
Последнее объяснение комитета: в сбое портала, наверное, виноваты хакеры. Хакеры – родители первоклассников. Это они специально испортили сайт, чтобы первыми записать своих детей в первый класс. По словам главы КИС Ивана Громова, ему даже известны  IP-адреса этих возможных хакеров, с которых поступили несколько сотен тысяч обращений на портал.
 
Суть всех версий, высказанных чиновниками, одна: чиновники, отвечающие за работу портала Госуслуг, не виноваты. Виноваты какие-то пока неизвестные никому враги. Но их уже ищут. 
 
Почему же в МФЦ портал работал, а с домашних компьютеров – нет?
 
– Инспектора МФЦ работают в закрытом контуре системы. А портал Госуслуг работает в открытом контуре. Мы не можем пустить в закрытый контур внешних пользователей, потому что тогда вся система будет уязвима, – мудрено объяснил глава КИС Иван Громов.
 
Он обещал провести служебную проверку того, что случилось.  
 
От всех предыдущих версий он на всякий случай отрекся. 
 
– Причину, которая привела к сбою, мы сами до сих пор не определили. Мы склоняемся к тому, что по данному факту нужно обращаться в правоохранительные органы, – сказал  Громов. 
 
Это он здорово придумал  – переложить ответственность на полицию. Пусть теперь ищут. 
 
«На портале Госуслуг созданы лазейки для своих»
 
– Нам говорили, что система записи в первый класс для всех – единая. На практике оказалось, что портал Госуслуг и база данных, куда попадают заявления, разделены, – говорит эксперт в области информационной безопасности.  – Накануне того дня, когда начинался прием заявок,  на портале стали проводить технические работы. Зачем? Очевидно, для того чтобы ограничить или вовсе перекрыть самый массовый способ доступа к базе данных – через портал. Зато к ней можно было обратиться через другие каналы. Один нам известен – это МФЦ. Вероятно, есть еще какие-то каналы, о которых нам не говорят. Если есть два канала, значит, есть  третий и, возможно, четвертый и пятый. 
 
Выбранный способ создал дискриминацию родителей. Открытый контур  для одних, закрытый контур для других – это заведомо неравные условия.
 
Сам по себе портал производит впечатление несложной программы, написанной не слишком профессиональными программистами. Региональная власть безответственно или намеренно плохо отнеслась к проектированию, тестированию и эксплуатации портала. В результате получился сайт, уязвимый  для примитивных атак. Чтобы подвесить  такой портал, даже не нужно быть хакером. Кстати, эту услугу можно недорого заказать. Защита государственной информационной системы – ответственность региональной  власти. И главный вопрос не  в том, зачем нужно было кому-то обваливать сайт, а в том, зачем хакерам создали такую возможность.
 
Скорее всего, когда  принимались решения о том, как будет устроена система и каков будет порядок доступа к базе данных, кто-то лоббировал интересы именно такого устройства, чтобы был раздельный доступ к базе данных через разные каналы. Кто-то создал себе лазейки, которые можно использовать либо для своих, либо для тех, кто больше заплатит. 
 
Что будет дальше?
 

Для многих родителей 1 февраля мучения не закончились, а только начинаются. По закону, можно было подавать заявления в первый класс сразу в пять образовательных учреждений. Теперь родители ждут, когда придут сообщения из школ: куда взяли, куда – нет. Затем будет первая волна зачисления, затем – вторая (на освободившиеся места после отказавшихся от одной школы в пользу другой). Если после всех «волн» во всех школах родителям откажут от места, можно будет обращаться в конфликтную комиссию, которая должна определить ребенка в какой-нибудь первый класс. В Интернете уже записываются в очередь на комиссию. 

P.S. В выбранную школу мой ребенок попал.                  
 
Елена РОТКЕВИЧ





  • Магазин квадроциклов: ATVARMOR.RU.