16+

Чем «Эхо Петербурга» не устраивает Москву

24/02/2015

Чем «Эхо Петербурга» не устраивает Москву

С 17 марта «Эхо Москвы» прекратит вещание в Петербурге. Это, по словам его главного редактора Алексея Венедиктова, неизбежно. К такому результату привел конфликт между московской радиостанцией «Эхо Москвы» и петербургской редакцией «Эхо Петербурга». Однако хотя вместе участникам процесса тошно, врозь они тоже вряд ли смогут.


        «Эхо Петербурга» всю жизнь было самостоятельным юридическим лицом. В далеком 1998 году компания «Музыкальная фактория», имевшая лицензию на вещание в Петербурге, заключила договор с «Эхом Москвы» и стала транслировать его в нашем городе, перекрывая часть московского эфира своими передачами. С течением времени федеральное «Эхо» стало владельцем 51% акций «Фактории» и назначило в компанию своего гендиректора – Юрия Федутинова. На деле, однако, ничего не менялось. Компанией, как и прежде, руководила ее создательница Татьяна Кагляк, имевшая от Федутинова доверенность на подписание всех документов. Местное «Эхо» само собирало рекламу и само определяло редакционную политику.

В прошлом году начались первые попытки вмешательства со стороны Москвы. Речь шла о сокращении петербургского рекламного времени. Одновременно высказывалась идея централизованного сбора рекламы силами федералов, что лишало Петербург финансовой самостоятельности. Чему «Музыкальная фактория» отчаянно сопротивлялась. В январе этого года на должность главного редактора местного «Эха» была назначена московская журналистка Ольга Бычкова, активно включившаяся в работу. Появление нового начальника извне в коллективе особой радости, конечно, не вызвало.

Кульминация настала именно сейчас, когда у гендиректора Юрия Федутинова закончились полномочия. Москва предложила свою кандидатуру, петербургские акционеры – Татьяна Кагляк и ее партнер Сергей Недоводин – свою, а именно – Кагляк. Хотя вместе они имеют 49% (25 и 24 соответственно), по уставу «Музыкальной фактории» при выборе гендиректора они имеют преимущество.

Накануне собрания акционеров, которое должно было утвердить нового гендиректора, помощник Венедиктова опубликовала в твиттере текст уведомления о расторжении договора, направленный «Эхом Москвы» учредителям «Музыкальной фактории». В нем говорилось, что договор прекратит свое действие с 17 марта 2015 года, т.е. после этой даты они лишаются права транслировать «Эхо Москвы» на Петербург. Хотя внешне все выглядело как слив конфиденциальной информации, ни у кого не было сомнений, что это слив санкционированный, имеющий целью надавить на петербургских акционеров.

Одновременно Алексей Венедиктов публично озвучил предложенный Петербургу компромисс: в «Музыкальной фактории» создается Совет директоров, его возглавит Кагляк. Но гендиректором будет человек Москвы.

В четверг представители акционеров встретились в офисе «Эха Петербурга» и, прозаседав два часа, назначили гендиректора. Им стала Татьяна Кагляк. Предложенный Венедиктовым компромисс был отвергнут. Еще за полчаса до оглашения итогов собрания акционеров в твиттере Алексея Венедиктова появилось сообщение: «начинаем искать партнера для вещания «Эха Москвы в СПб»».

Ни сотрудники петербургской редакции, ни их московская начальница Ольга Бычкова в переговорах не участвовали. Они ходили по редакции, заполненной коллегами из других СМИ, ожидавших итога собрания акционеров, и пытались работать. Озвученные итоги никак не комментировали. Что будет дальше, не знают.

Неисполнение своего условия в Москве восприняли серьезно. «Мы прерываем отношения с этим вещателем, – заявил Алексей Венедиктов. – Это решение, которое мне сегодня подтвердили в «Газпроме». До 16 марта «Эхо Москвы в Петербурге» продолжает вещать в полном объеме, и Ольга Бычкова остается главным редактором. А с 17 марта «Эхо Москвы в Петербурге» прекращает свое вещание, и журналисты ищут работу, как я понимаю».

Таким образом, если считать слова Венедиктова окончательными и бесповоротными, получается, что внутренний конфликт погубил одно из влиятельных петербургских СМИ.

Существует несколько версий произошедшего. По одной из них, вся проблема в Сергее Недоводине, которого Москва принципиально не хочет видеть в качестве партнера. По другой – все дело в желании Москвы усилить контроль за финансовым состоянием и рекламными потоками петербургского предприятия. Тем более что с прошлого года у «Эха Москвы» новый менеджмент из «Газпром-медиа», переписывающий правила игры.

Конфликт, наверное, решился бы гораздо проще, если бы каждая из сторон не была уверена в своих силах. В лицензии «Музыкальной фактории» прямо написано: вещание «Эха Петербурга» должно составлять 17 часов в неделю, остальное – ретрансляция «Эха Москвы». Таким образом, лишив «Факторию» своего эфира, Москва автоматом лишит ее и лицензии (а она действует до 2024 года). Впрочем, Сергей Недоводин заявил «Городу 812», что, по его мнению, прекращение вещания московского «Эха» не ведет напрямую к отзыву лицензии. Однако, возможно, в Москве считают, что сумеют добиться в Роскмнадзоре отзыва лицензии.

Но и у «Фактории» есть свои козыри. Свободных частот в Петербурге нет. То есть федеральное «Эхо» должно будет найти действующую радиостанцию, которая готова отказаться от части своего эфира и рекламного времени в пользу Москвы, завести и содержать новостную редакцию и взять на себя риски, связанные с причастностью к почти оппозиционному СМИ. Иными словами, расставаясь с «Музыкальной факторией», «Эхо Москвы» с высокой степенью вероятности никого другого не найдет и вынуждено будет вообще уйти из Петербурга.

Поэтому, скорее всего, стороны все же попытаются договориться. Так как понимают, что  друг без друга им будет очень и очень плохо.               

Антон МУХИН, фото delovoe.tv








Lentainform