16+

«Благими намерениями». Чем обернется для россиян «заморозка» цен на социально значимые продукты

25/02/2015

«Благими намерениями». Чем обернется для россиян «заморозка» цен на социально значимые продукты

Выросшие цены на продукты в российских магазинах трудно не заметить. Крупнейшие розничные сети, обеспокоенные спадом продаж, приняли решение о заморозке цен на два месяца. Однако у этой инициативы могут быть свои "подводные камни".


           Естественно, что «замораживать» цены будут не на все продукты, а только на социально значимые. По словам исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрея Карпова, проект соглашения с крупными розничными сетями уже подготовлен. Остается дождаться только положительного решения Федеральной антимонопольной службы, чтобы не быть заподозренными в сговоре.
 
В ассоциацию ритейлеров входят крупнейшие сети супермаркетов в России: это «Ашан», «Дикси», «Лента», а также «Магнит», Metro Cash & Carry, X5 Retail Group ("Карусель", "Копейка", "Перекрёсток") и другие.
 
В список продуктов, которые подпадут под специальные меры по сдерживанию роста цен, войдут лишь самые основные, которых участники договора насчитали всего 20. Среди них – говядина, свинина, баранина, куры, замороженная рыба, молоко и часть молочных продуктов, сахар и соль, хлеб и хлебобулочные товары и ряд других. Овощей и фруктов в список войдет немного, всего пять наименований: картофель, белокочанная капуста, лук, морковь и яблоки.
 
По мнению генерального директора Института аграрного маркетинга Елены Тюриной, выбор времени для заморозки цен отнюдь не случаен, как и список продуктов.
 
«В феврале-марте, во время Великого поста, фиксируется спад покупательской активности, особенно на продукты мясо-молочной группы. А придерживаться поста старается все больше населения в России», – рассказала она Русской службе Би-би-си.
 
Однако, по словам Тюриной, такая заморозка цен скажется положительно на состоянии рынка.
 
«Сейчас сложились все предпосылки для стабилизации цен. Дальнейший их рост приведет к снижению продаж и, соответственно, к падению выручки», – считает эксперт.
 
По ее мнению, на более длительный срок ритейлеры вряд ли пойдут. Так как с началом «сезона шашлыков» потребительская активность напротив возрастает. А значит ритейлеры не смогут упустить выгоду от подскочивших в разы цен, в том числе на мясные продукты и овощи.
 
Эксперты, опрошенные «Ведомостями», считают, что замораживание розничных цен одновременно всеми крупнейшими сетями может пройти без существенных потерь для них. Во-первых, на социально значимые товары наценки и так минимальны. Во-вторых, риски еще одного значительного роста цен поставщиков невысоки. Впрочем, старший аналитик «Райффайзенбанка» Наталья Колупаева напомнила, что в 2009 году замораживание цен, инициированное государством, привело к отложенному подорожанию продуктов. 
 
В то же время ряд экспертов предупреждает: по истечению двух месяцев, цены на социально-значимые продукты вырастут скачком в разы.
 
«После отмены моратория на повышение цен на социально-значимые продукты цены на продовольствие в России могут единовременно увеличиться», – считает директор департамента привлечения инвестиций НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Ален Розенталь. 
 
«Вполне вероятно, что заморозка цен может оказаться не самым эффективным рычагом управления стоимости продуктов, так как после отмены моратория цены на продовольствие могут единовременно увеличиться», — рассказал "Росбалту" Розенталь. — Что касается остальных мер по борьбе с удорожанием продуктов, то они представляются также малоэффективными».
 
Эксперт также считает, что определение и фиксация максимальной торговой наценки в конечном итоге приведет к популяризации «серых схем» ценообразования, а следовательно отразится и на стоимости проводольствия.
 
При этом фиксирование цифр на ценниках, как отмечает Розенталь, может сказаться на предложении: продавцу не выгодно реализовывать товар, не приносящий прибыли. В итоге, по словам эксперта, все негативные последствия отразятся на кошельках покупателей.
 
Согласен с коллегой и директор по развитию Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров Дмитрий Востриков. По его мнению, замораживать цены на продукты питания – «опасная тенденция».
 
«Это очень опасная тенденция – замораживать цены. Непонятно, на каком уровне, она будет происходить и к каким последствиям приведет», – поделился с интернет-изданием "Мир24" Востриков.
 
Стоит напомнить, что еще в  конце минувшего года в регионах подорожала часть социально-значимых продуктов питания. По закону о торговле от 2010 года, правительство имеет право ограничить рост предельных розничных цен на важнейший виды продуктов на срок до 90 дней. Но, по словам вице-премьера Аркадия Дворковича, о таких мерах пока задумываться рано.                 

Фото: geektimes.ru





3D графика на заказ

установка натяжных потолков в москве








Lentainform