Сможет ли новый патриотический фильм «Батальонъ» научить зрителя любить родину
25/02/2015
«Батальонъ» продолжил ряд патриотических фильмов, призванных научить зрителя любить родину. Его совокупный бюджет составил 330 миллионов рублей. За тем, как заказное кино убило потенциально интересную историю, с сожалением наблюдал «Город 812».
Заказной характер «Батальона» с самого начала не вызывал никаких сомнений. Фильм сделан под патронатом Российского военно-исторического общества, которое возглавляет министр культуры Владимир Мединский (а попечительский совет – Дмитрий Рогозин).
Министерство культуры в 2013 году выделило «Батальону» много денег. Продюсер Игорь Угольников с увлечением рассказывает, как Мединский приехал на съемочную площадку в первый же съемочный день. А доделывать картину помогала компания Art Pictures Studio Федора Бондарчука – главного на сегодняшний день российского кинематографиста.
В идее заказного кино нет ничего плохого. Такими были у нас и «Семнадцать мгновений весны» с «Щитом и мечом», а в США – «Маньчжурский кандидат» или «Операция Арго». Но, в отличие от «Батальона», почти все эти фильмы имели ясную фабулу, внятную мотивацию и эффектный визуальный ряд. Всего этого в «Батальоне» нет. А есть кавардак вместо драматургии, дешевая сериальная картинка и набор исторических штампов.
Вот Февральская революция, вместо царя – Временное правительство во главе с жеманным Александром Керенским (Марат Башаров), поучающим боевых генералов, как им правильно воевать. Вот солдаты, которые не хотят воевать с немцами, братаются с противником и пьют вражеский шнапс. Вот унтер-офицер Мария Бочкарева собирает женский батальон, чтобы показать мужчинам пример патриотизма. Зритель узнает об этом от молодой женщины по имени Вера (нечеловечески прекрасная Валерия Шкирандо), которая врывается в дом подруги с возгласом: «Я записалась с женский батальон. Я им отомщу!» За кого именно будет мстить германцам прекрасная женщина, останется загадкой до конца фильма.
Еще одна ударница «батальона смерти» – графиня Татищева (не выходящая из образа сериальной Аллочки Пипец Мария Кожевникова), которая пошла в женский батальон, потому что потеряла мужа, но при этом она не только не носит траур, но весело смеется и хвастается, что папа-генерал научил ее хорошо стрелять.
У женщин из народа причины воевать такие же смутные, как и у аристократок. Здоровенная деревенская деваха Дуся на медкомиссии гнет кочергу, показывает мужскую силу и рассказывает, что в деревне отвадила всех кавалеров. Единственное, что может вытеснить у молодой и здоровой девушки любовь к мужчине, это сильная любовь к Родине. Про это в картине говорят очень много – больше всех Мария Бочкарева (ее играет Мария Аронова). Но выступая главным протагонистом этой темы, создательница женского батальона выглядит такой непривлекательной и потерявшей всякий смысл существования, что всякое желание спасать Родину, доведшую женщину до такого ужасного состояния, отпадает. В итоге батальон кажется скопищем несчастных полоумных баб, которые пошли на смерть от очень нехорошей жизни.
Может, фильм даже с такой слабой драматургией и не казался бы окончательным провалом, не будь он о Первой мировой войны. Но поскольку миф о Первой мировой у российских зрителей не сформирован, кто там за что воевал, они знают с трудом, поэтому вообще перестают понимать, где и за что воюют эти бабы. За царскую Россию? Но царя-то уже нет! За Керенского? Но он малосимпатичен…
Главной войной для нас по-прежнему остается Великая Отечественная, и Месхиев нет-нет да и использует смысловой и изобразительный ряд, знакомый по фильмам о Великой Отечественной.
Так противники-немцы демонстрирует чисто фашистскую жестокость, а одна из ударниц батальона, оказавшись во вражеских окопах, хватает немецкий ручной пулемет и поливает врагов очередями от бедра, совсем так, как это делала одна из героинь фильма «А зори здесь тихие».
В общем, без этого «Батальона» мы бы легко обошлись. Но деньги из бюджета выделены, патриотизм в моде. А значит, надо было снимать кино.
Елена НЕКРАСОВА, фото newslab.ru
- Минкульт определился с тем, какие фильмы поддерживать: от годовщины Революции до роли Крыма в истории
- Какие могут быть опасные последствия от просмотра «50 оттенков серого»
- Почему проиграл «Левиафан»: политические интриги или честная конкуренция
- Почему итоги «Оскара» никогда не совпадают с нашими ожиданиями
- «Хочу понять, почему фильм «50 оттенков серого» - антиосетинский»
- Что думают россияне про дворец Путина с личным казино и туалетными ершиками за 700 евро
- Путин окунулся в прорубь в синих трусах — в этом увидели вызов Навальному
- 26 дворцов Путина и Медведева. Полный список
- Путин предложил «еще поковыряться», чтобы узнать кто такие Катерина Тихонова и Мария Воронцова
- Певца Газманова упрекают, что он «плевком» в Навального, позорит свои седины
- Навального судили под портретом палача и создателя ГУЛАГа Ягоды
- Пилот назвал Навального «каким-то клоуном из Берлина», из-за которого могли погибнуть пассажиров других самолетов
- «Крымский мост в 3 раза дороже самого длинного моста в мире, а мы этим гордимся»
Lentainform
