В Петербурге социологи и экономисты провели XVI Леонтьевские чтения и вручили Леонтьевскую медаль профессору Александру Аузану, декану экономического факультета МГУ. Ученый прочитал лауреатскую лекцию «Эффект “колеи” и проблема общественного договора».
Если переводить содержание лекции с научного языка на обыденный, то можно сказать, что несколько веков назад Россия выбрала свою «колею», по бердяевской формуле – «царя и державу». Она подтвердила свой выбор в 1917-м, а также на рубеже XX и XXI веков, когда возобладала формула «стабильность в обмен на лояльность». Устойчивость этой колеи определяется культурой, понимаемой как самый широкий набор ценностных и поведенческих установок.
Через сто лет после Бердяева страна воспринимается в остальном мире примерно так: «Хотите получить уникальную вещь – закажите русским. Хотите получить десять одинаковых – заказывайте кому угодно, только не русским».
Экономический кризис закрыл эпоху стабильности – образно говоря, «рельсы кончились». Поздно бояться неопределенности будущего. Это будущее со всей его неопределенностью наступило.
Очевидно, что спасение в модернизации, но надо четко понимать: этот путь потребует 50 лет чистого времени, без откатов и разворотов.
Почему так долго? Одну из главных причин Аузан видит в ошибочности распространенного убеждения, что развитие – это закономерность, а отставание – исключение. Мировая практика показывает, что все обстоит с точностью до наоборот. Статистика последних 200 лет свидетельствует: динамично развивались 25 стран, медленно – 175.
В прошлом веке сменить свой тренд развития на динамичный смогли только 5 стран – Япония, Южная Корея, Гонконг, Сингапур и Тайвань. Среди изменений в культуре, произошедших в этих странах, Аузан особо выделил переход от традиционных ценностей к секулярно-рациональным, рост ценности самовыражения, снижение влияния власти на индивидуума, его высокую долгосрочную ориентацию.
Модернизация в России также невозможна без изменения социокультурных установок. Основа нового общественного договора такова: налоги, которые платит население, осознаются им как основной источник общественных благ. Государство обязуется использовать налоги на создание этих благ.
Мотором модернизации должно стать развитие образования. Массовые университеты производят средний класс, элитные – т.н. доминирующие группы.
Аузан против введения налогового ценза (голосуют только налогоплательщики) на выборах, но приветствует введение элективных налогов на расширение сферы образования. Заплатил налог – обеспечил детям возможность учиться в вузе.
В.Ш.
- «Я - "Советско-российский гражданин сборки 1960-2015" всегда готов к очереди»
- «Мы останемся в кризисе, если будем расширять империю методами, какими это делали в XVIII–XIX веках»
- Известный политолог на Гайдаровском форуме назвал 5 сценариев развития Россиия в среднесрочной перспективе
- Почему дети СССР были другими
- Петербург в День Победы — самые заметные события праздничного дня
- По случаю чемпионства зенитовские легионеры распевали нецензурные песни, «прославляя» культурную столицу
- Что за санитарная угроза закрыла легендарный МДТ
- «Свершилось!» - у властей наконец-то дошли руки до автовладельцев, скрывающих номера на платных парковках
- Красивейшее историческое здание приходит в упадок на глазах чиновников, отвечающих за охрану памятников
- За окном лето, а городские чиновники не пускают петербуржцев гулять в парки
- Зачем петербургские депутаты раскрывают декларации о доходах, если можно этого не делать
- Петербургские власти «подсели» на белорусскую уборочную технику
- Кто виноват, что строительство новых станций метро в Петербурге «зависает»
- Кто может стать главным худруком БДТ, вместо уволенного Могучего