Мировой рекорд по инфляции принадлежит не Зимбабве и не Японии, не постсоветской России и не межвоенной Германии. Больше всего валюта обесценивалась в Венгрии – вскоре после окончания Второй мировой войны.
До войны национальной венгерской валютой была пенгё – ее ввели в оборот, сменив венгерскую марку, которая в 1920-е годы сильно обесценилась. Пенгё был привязан к курсу доллара и был довольно стабилен – за один доллар давали около 5 пенгё. Введение новой валюты позволило Венгрии преодолеть большую часть экономических трудностей.
Но после Второй мировой войны ситуация кардинально изменилась. Во-первых, пенгё начал обесцениваться еще во время войны – из-за военных расходов. К середине 1945 года национальная валюта обрушилась и за один доллар стали давать около 1000 пенгё. Но это был еще не предел падения. Во-вторых, Венгрия была занята советскими войсками, которые получили право на выпуск дополнительных «военных» денежных знаков, которые печатались в СССР. Неконтролируемая эмиссия привела к бурному росту инфляции – к декабрю 1945 года курс достиг показателя в 128 000 пенгё за один доллар.
Обесценивание валюты не могло не сказываться на простых гражданах. Весь 1945 год в Венгрии рос уровень безработицы, в отдельных отраслях экономики доходя до 77%. ВВП Венгрии сократился более чем в 3 раза за год, добыча угля сократилась в 2 раза, производство стали – в 10 раз. Страна стояла на грани коллапса – у венгерского правительства было мало возможностей что-то быстро изменить – не только из-за общего развала и хаоса в стране, вызванного последствиями войны (в которой Венгрия воевала на стороне нацистской Германии). Сложностей добавляла еще и сама нестабильность существовавшего в то время правительства – на послевоенных выборах, организованных Советским Союзом, победила буржуазная Независимая партия мелких хозяев, а коммунисты набрали всего 17%. Тем не менее именно представители коммунистической партии, после вмешательства советского маршала Ворошилова, заняли ключевые посты в государстве. Это не принесло большой популярности венгерским коммунистам – к тому же большинство в венгерской компартии составляли не венгры, а представители других национальностей.
Ситуация в венгерской экономике развивалась драматично. Весь 1946 год пенгё продолжает бешеное падение. В ответ на это правительство вводит новую валюту – адопенгё («налоговый пенгё»), который вводится в оборот параллельно с основной денежной единицей. Планировалось, что она будет более стабильной, но эта мера не сработала.
На улицах стали торговать всем, что только можно было продать: люди обменивали драгоценности, украшения, мебель и книги на хлеб и тушенку. В то же время эта деятельность стала пресекаться правительством – многих стали задерживать, обвиняя в спекуляции. Это вызывало народное возмущение, которое грозило обернуться серьезными выступлениями в случае дальнейшего ухудшения экономического положения.
А оно и не думало улучшаться. Инфляция достигала 400% в сутки, государственный банк выпускал все новые и новые банкноты – в 100 тысяч, 1 миллион, 10 миллионов, 100 миллионов и 1 миллиард пенгё. Затем пришлось даже переименовать купюру стоимостью в миллион пенгё (она стала называться милпенгё), после чего были выпущены банкноты номиналом в 10 тысяч, 100 тысяч и 1 миллион и даже в 1 миллиард милпенгё.
И все же это был еще не конец. Вскоре милпенгё был признан слишком малой денежной единицей – правительство ввело Б.-пенгё (биллион). Лето 1946 года привело к самому значительному обрушению валюты в истории человечества. Когда 1 августа 1946 года была введена новая валюта (форинт), курс обмена был установлен такой: один форинт стоил как 400 октиллионов пенгё (число с 27 нулями). А за один доллар к тому моменту можно было получить 460 000 000 000 000 000 000 000 000 000 пенгё.
Так закончилась история самой сильной инфляции. Введенный форинт оказался относительно стабильной валютой – этому поспособствовал начавшийся в 1947 году экономический рост. Венгрию спасло и то, что гиперинфляция продолжалась относительно недолгое время, да и в стране, разбитой в войне, многим сложно было ощутить еще большее падение уровня жизни.
Форинт твердо держал курс до второй половины 1970-х, когда социалистическая экономика Венгерской Народной Республики начала сдавать позиции.
Однако ни одна валюта в мире больше не испытывала такого падения, как пенгё в 1945–1946 годах.
Егор СЕННИКОВ, фото newsru.com
- Россию сравнили с «мусором». Пессимистичные прогнозы о том, как страна будет жить в новых условиях
- Как антикризисные меры правительства ударят по российским пенсионерам
- «Бюджет страны трещит по швам, вот министр Никифоров и придумал повысить тарифы на связь»
- Почему потребительские цены опять вырываются из под контроля
- Петербуржцам на стоит сильно жаловаться на отсутствие лекарств, потому что мы живем «в обстановке, «приближенной к боевой»
- Закончились чипы. Биометрический загранпаспорт перестали выдавать в Петербурге
- В Петербурге много вакансий и мало соискателей, даже на «работу мечты»
- Зацелуют до смерти. Пропагандисты с российских телеканалов могут лишить Дональда Трампа шансов в президентской гонке
- Финны активно заказывают оскорбительные надписи на снарядах, предназначенных Украиной для отправки на фронт
- Градозащитники бьют тревогу — на Охтинском мысу, по остаткам средневековых крепостей, разъезжает тяжелая техника
- В феврале нас ожидают длинные выходные - спасибо праздникам
- Неспособность запоминать числа может быть ранним признаком слабоумия. Врачи учатся выявлять деменцию на ранних стадиях
- В Испании взят под стражу пенсионер, которого подозревают в связях с Россией и отправке зловредных писем чиновникам и дипломатам
- Российское "проклятье" H&M. Компания потеряла за день 8 процентов своей стоимости по результатам года