16+

«Мужчина приходит и уходит. А остается мать с детьми. Так в Европе»

09/03/2015

«Мужчина приходит и уходит. А остается мать с детьми. Так в Европе»

Чем нынешняя женщина отличается от женщины советского периода? Об этом мы говорим с психологом юнгианского направления Еленой ВАСИЛЬЕВОЙ.


              – У женщин в России есть психологические проблемы, чем они мучаются?
– Мучительные  психологические проблемы есть всегда. И всегда они разные, зависит от человека. Кто-то не может решить этическую проблему – это одни муки…

– А что такое «этическая проблема»? Убить мужа или продолжать с ним жить и мучиться?
– В современных проблемах женщин муж вообще не присутствует.

– То есть мужчина – биопроизводитель. Дело сделал – и пошел вон? Что в остатке?
– Природная форма семьи – мать и детеныши. Раньше в случае развода неполная семья была маркирована негативно. А ребенок имел лейбл: ребенок из неполной семьи. Сейчас от термина «неполная семья» отказываются. Заговорили о возвращении к природной семье, и нуклеарной семьей многие исследователи теперь называют этот вариант. Мужчина приходит и уходит. А остается мать с детьми. Так в Европе.

– Так, с мужем ясно. Давайте вернемся к психологическим проблемам женщин.
– В жизни и женщин и мужчин в конце 1980-х годов произошла серьезная вещь – смена гендерной гегемонии. Одна мифология об «истинной женщине» сменилась другой. Женщина 1970-х годов росла под покровительством Афродиты Урании. Для нее образование стояло на первом месте, а семья, которой покровительствует Гера, стояла на втором месте.

–  А что за Афродита Урановна?
– Это такой культурный символ – божество, отвечающее за связь людей с разумом, с рассудком, логикой, наукой. Доминирование Афродиты Урании с Герой, символизирующей семью, означает, что Афродита Пандемос, богиня чувственной красоты, была оттеснена. Как сказала как-то Валентина Талызина, «у нас  украли нашу женскую жизнь».

– А что у женщины украли? Вроде все на месте: семья, образование, работа. В общем, женщина – друг человека.
– Женское тело ушло в советское время на третий план. Жизнь, которая до конца XIX века и считалась именно женской: поклонники, меха, капризы… «Не так положено жить красавице», – это я женский роман цитирую, «Что делать».

В результате перемен в конце 1980-х годов к доминированию вернулось забытое божество – Афродита Пандемос. Она принесла заботу о женском теле – заговорили не только о сексуальном удовольствии для женщин, но и о нормальном предохранении, о проблеме абортов.

– Понял: в конце 1980-х Афродита Пандемос стала первой, Афродита Урания – третьей, а Гера так и осталась на втором месте. Так?
– Да. Женщины теперь лучше умеют позаботиться о своем теле. Но из-за верховенства Афродиты Пандемос поменялось и представление о том, какой Геру хотят видеть в семье. Сериалы нам предлагают такой образец: олигархи должны жениться на «телках».  Но если у тебя есть телка, через какое-то время у тебя будут телята, а жена будет корова.  И куда ее?

– Так это же сериальные олигархи.
– Экран отражает то, что востребовано, и задает тон.  Скажем,  женщины теперь серьезнейшее внимание обращают на то, что надо остаться худыми. В итоге у семейной женщины опять отнята ее женская жизнь – беременность с послеродовой депрессией, халат,  пеленка с желтым пятном в руках заматерелой Наташи Безуховой. Семейная женщина должна оставаться вечно стройной, веселенькой девочкой. Короче, опять востребована инфантильность.

– Недавно прошел сериал «Тест на беременность», в нем главная героиня, врач, как раз была такого типа. Женщина-ребенок. В фильме мужчины летят на нее, как мухи.
– Мальчик, который есть внутри мужчины, все время хочет себе девочку в пару. Ради этого мальчика не надо взрослеть, не надо умнеть. Точнее, умнеть надо, но показывать это нельзя. И Гера старается прикинуться Афродитой Пандемос, но после сорока это выглядит жалко. Согласно прежним советским нормам в сорок лет Гера должна быть взрослой, ответственной, при должности, при работе, повзрослевших детях. Но сегодня это уже не мейнстрим.

– То есть после сорока семейную женщину отправляют в отставку?
– Да. Это и есть смена гендерной гегемонии. Таковы ориентиры, внушаемые жизнью успешных людей, телевидением, глянцевыми журналами. Пойти ночью погулять с 50-летней женой по Москве, по Большому Москворецкому мосту, – это не в тренде, другое дело – с 20-летней моделью. Это не всем доступно, но всех ориентирует. Формируются культурные штампы, потом идеалы.

– Значит, массовая культура зовет мужчин бросить старую жену и жить с телкой?
– Нет, отправив ее в отставку, жить надо одному.

– То есть женщинами после сорока мужчины уже не интересуются?
– Не интересуются. Ее уже нет для мужчин. Она уже не женщина. После сорока лет лучше быть Афродитой Уранией, но главные Урании – врачи и учительницы – жалуются: зарплаты маленькие, а требований все больше…

Но это мы говорим о том, что востребует социум. Теперь о внутреннем мире женщины, о ее представлениях о желаемом наборе мужских качеств.

– То есть каким бы мужчиной она была, если бы стала мужчиной? Это юнговский Анимус?
– Да! Это такой образ, позитивный или негативный («вот будь я мужчиной, я бы никогда…»), который не всегда является сознательным. Но чем сильнее человек развит, тем лучше осознает свой идеал и антиидеал.

Итак, Анимус № 1: физическая сила, агрессивность, возможно, садизм. Это Анимус низшего порядка, животное. 

Анимус № 2. Сохраняет природные черты (силу и агрессию), но владеет ресурсами, способен проявлять инициативу и планировать свои действия, должен быть богатым. Бык-финансист.

Анимус № 3. Слово, Логос. Ученый, поэт, религиозный деятель, возможно, политик. Образованный человек, Знайка в очках. Он пойдет не на футбольный матч, а в филармонию. Может составить пару Афродите Урании.

Анимус № 4 – это Смысл. Я найду себе такого мужчину, что в жизни будет Смысл. Без этого мужчины моя жизнь теряет смысл, и жить больше незачем. Такой мужчина заменяет всё.

– Если я правильно помню Юнга, сразу четыре этих образа присутствуют то ли в бессознательном, то ли в сознании женщин, а разложение в ряд – это условное действие?
– Да. Какие-то из этих Анимусов будут проявлены,  станут чертами личности самой женщины. А какие-то останутся без развития – значит, будут особо востребованы в мужчинах.

– В какой мере мужчины в реальной жизни могут соответствовать этим проекциям дамских фантазий? Думаю, лучше всего с поиском Анимуса № 1?
– Есть анекдот. Посмотри, какая сила у этого животного, говорит жена мужу, он уже покрыл сколько коров! – Но ты посмотри, дорогая: ни одну дважды. Найти по модели Анимуса № 1 можно, но у него не семья будет в голове.

– А кто больше всего ориентирован на семью?
– №№ 2 и 3.

– А вот, говорят, есть такая субкультура – сhildfree, то есть сознательный отказ от заведения детей.
– Это мечта о том, что все люди будут заниматься наукой, искать смысл, будут близкими к Богу, но при этом им не нужно семьи, не нужно детей, потому что время то ли кончается, то ли останавливается. Монашество возникло на волне идеи конца света. Зачем перед концом света еще и семья, дети? Childfree – родня тем идеям, типологическая параллель. Однако тогда идея конца света была совершенно осознанной, люди верили.

– Но для того чтобы не иметь детей, не нужны такие историко-генетические сложности. Просто эгоизм, нежелание дополнительной ответственности, траты денег и времени. Чтобы жить было комфортнее!
– Да, вечная мечта мужчин-мальчиков: чтобы секс не кончался детьми. Хотя все-таки есть разница между «мужем науки» и, как говорил Маяковский, «имеющим ванну и теплый клозет».

– Но у женщин же нет такой мечты – о бездетности, бессемейности?
– Обычно нет.

– А как же это childfree сочетается с тем, что в природе мужчины заложена необходимость заведения максимального по объему потомства?
– Может, для природного естественного отбора или для первобытных пластов нашего сознания правильно, чтобы тот, кто яростно хочет оставить много-много потомства, его оставил? А кто не хочет – он в других ролях пригодится.

Ну и еще childfree связано у мужчин и женщин с крайним выражением гомосексуальности как идеи о том, что на земле всего один пол. И люди размножаются не половым путем, а иначе. Вегетативно, делением, чудом Творения.

– А сейчас childfree выросло количественно?
– Может быть, поскольку наш социум этих лиц никак в правах не поражает. Разве что родители незамужней женщине мозг выносят. Тогда будем считать латентными childfree тех людей, которые не хотят иметь детей, но этого боятся и стесняются, особенно женщины. Они говорят: да, да, конечно, просто не сейчас. 

– А почему сейчас childfree вышло в дискурс массовой культуры?
– У людей то сознательно, то подсознательно появляется идея конца света. Она то ближе к поверхности, то дальше от нее. А раз свет кончается, то зачем дети? А потом, мужчины, которые хотят сами стать отцами нации, внедряют разными способами эту идею в массовое сознание рядовых мужчин.

Краткий словарь

Анемус – мужская сторона личности женщины
Афродита Пандемос  – божество грубой чувственной любви 
Афродита Урания – богиня возвышенной любови.
Гера – покровительница брака
Сhildfree – добровольно бездетный               

Михаил ЗОЛОТОНОСОВ





3D графика на заказ

установка натяжных потолков в москве








Lentainform