16+

Зачем в Петербурге строить мост, который никому не нужен

11/03/2015

Зачем в Петербурге строить мост, который никому не нужен

Из Смольного пришли новости про мост, который власти собираются построить к чемпионату мира в 2018 году. Переправа соединит стадион «Зенит Арена» на Крестовском острове – через залив – с Приморским районом у ТРК «Питерленд».


          Еще недавно этот мост хотели строить за счет инвесторов –  пешеходный, двухэтажный, с магазинами. Теперь хотят – за бюджетный счет. Главная особенность моста: он никому не нужен.

Идея строительства моста, который соединил бы Крестовский остров с Приморским районом, будоражит разные комитеты Смольного уже несколько лет. То один комитет его спроектирует  по-своему, то другой. Чиновники объясняют: мост нужен для болельщиков, которые после футбольных матчей будут покидать стадион «Зенит Арена». Вместимость стадиона – более 60 тысяч человек, и нужно, чтобы люди после матча не толпились, а разошлись в разных направлениях. Через новый мост, который предполагается сделать пешеходным, болельщики смогут перебраться на другой берег залива, и дальше – к новой станции метро «Беговая» (расположится на углу ул. Савушкина и Беговой).

Но когда всерьез начали готовиться к ЧМ-2018 – рассчитывать транспортные и пешеходные потоки,  – выяснилось, что пешеходный мост у «Зенит Арены» не нужен.  «Комплексную схему транспортного обслуживания мероприятий ЧМ-2018» по заказу Смольного в 2012 году выполнила немецкая консалтинговая компания. Мост для болельщиков она признала бесполезным. Независимо от нее, по заказу ФК «Зенит»,  аналогичную работу сделала голландская компания.  Результаты публично не афишировались, но моста в ее проекте тоже нет.

Однако в 2013 году мост снова появился. Комитет по инвестициям (КИС) представил на Совете по инвестициям при губернаторе Петербурга проект пешеходной переправы от стадиона «Зенит Арена» в Приморский район. Это была затейливая двухэтажная конструкция, на первом этаже которой располагались  застекленная пешеходная зона с траволаторами и велодорожки. На втором – площадки для культурных мероприятий, магазины, кафе и прочая коммерция. Проект назвали инновационным и футуристичным. Губернатору Полтавченко он понравился, градоначальник  сравнил его с флорентийским торговым мостом Понте Веккьо. На самом деле Комитет по инвестициям  вдохновлялся не флорентийским, а московским торгово-пешеходным двухэтажным мостом «Багратион» в комплексе Москва-Сити. Петербургский «багратион» оценивался в 120 млн евро (примерно 8 млрд руб.) и должен был строиться за счет инвесторов. В этом было его главное потенциальное достоинство.

Но наступил кризис.  В Смольном заявили, что готовы сооружать мост за бюджетный счет. Так как на основе государственно-частного партнерства его строить теперь  не выгодно. Слишком дорого в нынешней экономической ситуации обошлось бы банковское проектное финансирование. На прошлой неделе предварительно озвучили сумму, которая потребуется на мост, – 1,8 миллиарда рублей. Это в четыре раза меньше, чем предполагал первоначальный проект Комитета по инвестициям. Чтобы сэкономить, футуристичность и «излишества» из проекта убрали. Исчез второй этаж, застекленные пешеходные зоны, траволаторы, культурные площадки. Осталось лишь немного торговых площадей. Сам мост стал уже и круче (а не разводным), то есть с высокими подъемами  – для того чтобы под ним могли проходить корабли.

За счет высоких подъемов увеличилась длина переправы, достигнув примерно километра. Будет на пешеходном мосту и проезжая часть. Но не для движения транспорта. А только для проезда спецавтомобилей и  VIP-кортежей, следующих на стадион.

Впрочем, эксперты считают мост бесполезным для болельщиков.
– К обслуживанию «Зенит Арены» мост не имеет никакого отношения. Он находится к северу от стадиона, а выход с арены запроектирован с востока. Все болельщики будут выходить на главную аллею Приморского парка победы (туда, где раньше стоял памятник Кирову). Чтобы добраться до моста, им придется обойти стадион почти по кругу – это примерно 2,5 километра. Плюс – длина самого моста около километра. На другом берегу они попадут в парк, из которого  еще метров пятьсот нужно выходить до транспорта или километр – до метро «Беговая». Не думаю, что кого-то порадует такая прогулка, – говорит профессор кафедры транспортных систем СПбГАСУ Андрей Горев.

Получается, что болельщикам придется идти до метро «Беговая», расположенного на противоположном берегу, примерно 4,5 километра. Взбираться на мост, преодолевать его под ветром и, возможно, дождем. А ветер над заливом, да еще и на высоте, дует всегда. Зачем туда пойдут болельщики, представить сложно. Ведь по пути к мосту им встретится станция метро «Новокрестовская», которая сейчас строится.  Есть только одна причина, по которой  люди пройдут мимо: «Новокрестовскую» после матча будут закрывать, как это делают у нас обычно после футбольных матчей. Но тогда вопрос: зачем ее вообще строить? К тому же в двух километрах от стадиона,  в другой стороне,  есть станция метро «Крестовский остров».

– Пешеходный мост в том месте должен стоить где-то 400–500 миллионов рублей, а не 1,8 миллиарда. И потом, это заявляется 1,8 миллиарда, а в реальности сколько будет? Там вообще напрашивается какая-нибудь легкая ажурная конструкция... Но определенные лица захотели, чтобы по мосту еще и автомобили могли проезжать. Поэтому он и получился такой тяжелый, дорогой. Мост строят не для болельщиков, а для чиновников. Это будет очень удобно – например, из Репина попадать на стадион, – объясняет профессор Горев.

Как сообщили «Городу 812» в Комитете по инвестициям, проект пешеходного моста с Крестовского острова в Приморский район сейчас находится в государственной экспертизе.

– Комитет продолжает работу над этим проектом как инвестиционным, – говорят  в комитете.
То есть в Смольном разные ведомства занимаются разными проектами одного и того же моста.
– Меня это не удивляет! Обычная ситуация. Вспоминается история надземного экспресса. Тогда Комитет по инвестициям его проектировал, затратил существенные суммы. А в то же самое время Комитет по градостроительству активно застраивал будущую трассу, – говорит Андрей Горев.

Возможно, дело в том, что Комитет по инвестициям только недавно оказался в подчинении вице-губернатора Оганесяна, а до этого кому только не подчинялся. Марат Оганесян – сторонник бюджетного строительства моста, и мост нужно строить, поскольку он есть в схеме транспортного обеспечения чемпионата мира 2018 года. А чемпионат мира для нас – это святое. В общем, вице-губернатор, веряотно, еще не успел объяснить комитету, какой подход к мосту теперь правильный.

Профессор Горев, тем не менее, настаивает, что болельщикам мост не нужен. Хотя, по его словам, сама идея связать две зеленых зоны на разных берегах залива – Приморский парк победы и Парк 300-летия – отличная.

– Это будет замечательно – для тех, кто любит гулять, для велосипедистов. Если наше правительство готово потратить такие деньги для удовольствия гуляющих  – я просто в восторге!  – говорит профессор Горев.                

Елена РОТКЕВИЧ











Lentainform