16+

Почему рабочие General Motors в Петербурге не соглашаются при увольнении получать 7 окладов

23/03/2015

Почему рабочие General Motors в Петербурге не соглашаются при увольнении получать 7 окладов

Крупнейший американский автопроизводитель General Motors объявил о закрытии своего завода в Шушарах и уходе с российского рынка принадлежащих GM брендов Opel и Chevrolet. Некоторые аналитики считают, что это шаг политический, другие говорят исключительно о просчетах менеджмента GM.


           В любом случае, такого в Петербурге, активно развивающем автомобильный кластер, еще не было. Экспертов беспокоит – не покинет ли рынок еще какой-нибудь производитель?

В Межрегиональном профсоюзе работников автопрома (МПРА) говорят, что на 21 марта намечено большое собрание с участием рабочих всех предприятий, а не только GM. На нем будут обсуждать, как заставить менеджмент завода согласиться на условия, заявленные рабочими. А это – единовременная выплата выходного пособия в размере 12–18-месячных окладов и переобучение за счет работодателя на другую специальность. Большинство рабочих не верит в реанимацию завода (официально он закрывается на консервацию, но рабочие полагают, что нового открытия уже не произойдет). При этом третье обязательное требование профсоюза – это трудоустройство старых рабочих вне очереди в случае, если завод вдруг снова начнет функционировать.

Пока  работодатели готовы заплатить рабочим по 7 окладов. Увольнения начались в среду. Людям просто звонили, просили зайти к руководству и там сообщали об увольнении и перспективах. Звонили – потому что завод простаивает, и многие ходят на работу через день. Официальный оклад на производстве – 30–50 тысяч рублей, но многие получают тысяч по 15. На заводе трудится тысяча человек: белых и синих воротничков примерно поровну.

На 7 окладов соглашаются немногие. Руководитель организационного отдела профсоюза работников автопрома Петр Принев поясняет, что на Западе в случае сокращений рабочим предлагают содержание от года до 5 лет – то есть 60 окладов. «В годы, когда предприятие процветает, рабочие наравне с менеджерским составом получают свои бонусы. А у нас они ничего не получают, зато первыми несут груз кризиса. По сути, расплачиваются за менеджерские просчеты». Петербургские чиновники тоже заявили о менеджерских просчетах GM.

Сотрудник General Motors и зампред ячейки МПРА Роман Косенков надеется, что ему удастся спасти и шушарский завод тоже:

– Петербургские власти и автодилеры хотят нажать на менеджмент GM с помощью судебного иска (речь идет, в частности, о возврате средств, потраченных городским бюджетом на инфраструктуру для завода. – Н.А.). Сам я собираюсь в Детройт на переговоры. В идеале – добиться, чтобы нам оставили для сборки одну модель, бюджетную, вроде Chevrolet Lacetti. Пусть топ-менеджеры выясняют, было ли закрытие продиктовано политическими мотивами, а мы подходим к проблеме с точки зрения рабочих и надеемся найти общий язык. Если не получится – тогда придется настаивать на выплате окладов и переобучении. Скажем, оператор машинно-контактной сварки нигде в Петербурге не нужен, кроме автозавода. Пусть ему дадут переучиться на электрогазосварщика. Слесарю механосборочных работ – на обычного автослесаря. Обычно такое переобучение длится 2–3 месяца. И GM это не в новинку, у них в Польше есть специальный комбинат.

Не последуют ли за GM другие производители?

Виталий Новиков, эксперт по автомобильному рынку и управляющий партнер «Университета продаж», говорит, что уход GM не стал для него большой неожиданностью. «Для них российский рынок страшно мал, неинтересен  с самого начала. В противном случае GM развернул бы предприятие полного цикла, а не ограничился бы отверточной сборкой. Когда GM пришел в Россию, марка Chevrolet продавалась очень активно. Но завод не оправдал надежд. По этой причине они так и не провели в Россию коммерческую технику. «Рено»,  «Пежо», «Ситроен», даже «Фиат»  поставляют микроавтобусы и фургончики. У «Опеля2 тоже есть такая линия, но в Россию ее не поставляют – значит, страну как большой рынок сбыта не рассматривали. Грянул кризис – и «Опель» с «Шевроле» одни из немногих резко подняли цены в соответствии с курсом валюты». (В минувшую пятницу цены все-таки решили снизить на 25%, но это произошло уже после известия о закрытии завода.) 

По словам Новикова, заново открыть завод после консервации – не слишком разорительно. Но решение об этом будут принимать где-то наверху, в США. И «Форд»  может начать сворачивать производство. «Скажут: надоела Россия и вообще у нас с ней холодная война.  Вот от кого не стоит ждать таких подвохов, так это от Японии. Японцы люди восточные, мыслят тысячелетиями. Они долго взвешивают за и против, но раз уж решили лезть на гору – то полезут и будут взбираться долго. Поэтому у «Тойоты» здесь завод полного цикла, который просто так не закроется, а машины реализуются не по торговым домам, а через собственные представительства».

Примечательно, что ранее президент НИУ «Высшая школа экономики» (СПб) Александр Ходачек говорил о проблеме петербургского автокластера: «Здесь мы просто заложники зарубежных технологий и решений. И если только ситуация изменится в еще более худшую сторону, думаю, мы получим пустые цехи с подведенными инженерными коммуникациями. В течение трех месяцев оборудование будет демонтировано и вывезено в другие страны. Это – самая большая проблема, потому что мы как регион имеем достаточно большие доходы от производства и продажи автомобилей. И мы этого очень быстро можем лишиться!»                  

Нина АСТАФЬЕВА











Lentainform