Новое название и новый устав получил Институт имени Репина, в обиходе именуемый Академией художеств. Отныне это Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина при Российской академии художеств. И перемена названия – не пустая формальность.
В длинном неудобоваримом названии самые интересные четыре последних слова – «при Российской академии художеств». Источники в Минкульте объясняют их появление компромиссом, который достигнут между министерством и Зурабом Церетели. Напомним, что в сентябре 2013 года вышел знаменитый закон о реформировании РАН. Одна из последних статей в несколько строчек касалась всех остальных академий, и том числе Российской академии художеств. Если переводить эту статью с юридического языка на обыденный, то РАХ должна отдать учебные заведения – московский (им. В.И. Сурикова) и петербургский (им. И.Е. Репина) институты, а также лицеи в двух столицах под контроль профильных министерств.
Фактически это означает, что РАХ теряет львиную долю госфинансирования. Весь 2014 год Церетели потратил на борьбу с этим решением. Письма Церетели летели всем. В академии сочинили даже проект специального федерального закона о РАХ, но он вступал бы в противоречие с решениями президента и правительства о РАН. Потом появилась информация о некоем меморандуме, по которому Минкультуры, становясь учредителем вузов, оставляла Академии художеств методическое руководство.
5 декабря 2014 года вышло постановление российского правительства № 1322, которое определило Минкультуры единственным учредителем подведомственных учреждений.
В марте 2015 года Минкультуры оперативно подготовило новый устав вузов. Тогда-то по настоятельной просьбе Церетели появились загадочные слова «при РАХ».
В тексте нового устава петербургского Института имени Репина на двух страницах прописаны все прежние названия учебного заведения на набережной Невы, начиная с Академии трех знатнейших художеств. Это сделано потому, что репинцы многие годы пытались получить название «Санкт-Петербургская академия художеств» официально. Не сложилось.
Утром 16 марта 2015 года состоялось общее собрание института, которое одобрило устав практически единогласно. Тем самым поддержав ректора Семена Михайловского, у которого 24 марта истекает пятилетний контракт.
На следующий день в Москве собрался президиум РАХ, где была предпринята попытка уволить ректора Семена Михайловского. В итоге мнения в президиуме Академии художеств разделились почти поровну. Академики не знали главного: Минкультуры своим приказом уже утвердило новый устав Репинского института.
18 марта Церетели после нескольких встреч и консультаций сменил гнев на милость и отказался от намерений уволить Михайловского.
Наблюдатели оценивают новое название института как компромисс, позволяющий Церетели сохранить лицо. Любопытно, что московскому Институту им. Сурикова также предложили новое название со словами «при РАХ», и они на своем ученом совете сначала отклонили его, но потом сдались.
По источникам в РАХ, после 24 марта Семен Михайловский будет назначен и.о. ректора и контракт с ним уже будет подписывать министр.
Что касается судьбы Научно-исследовательского музея и Научной библиотеки РАХ, которые живут в одном здании с репинцами на Университетской наб., 17, то их будущий статус пока не определен. Возможны два варианта. Первый: они становятся самостоятельными учреждениями, подведомственными Минкультуры. Второй: они объединяются под именем Санкт-Петербургской академии художеств, многими желанной. Этот вариант, скорее всего, не устроит Зураба Церетели, так как РАХ окажется не у дел в столь важном процессе.
Семен Михайловский, ректор Репинского института:
– Из общения с министром культуры и его заместителями у меня сложилось убеждение, что у них есть понимание серьезности, нужности и важности академической школы. Мы им интересны в разных смыслах. Мединский достаточно жесткий менеджер, но в нашем случае идеологически близкий.
Надеюсь, что в будущем найдутся средства на приведение в порядок нашего здания. Если не через 5 лет, то через 10.
Не берусь предсказывать, что ждет музей и библиотеку, но всем трем учреждениям требуется единая концепция стратегического развития.
Вадим ШУВАЛОВ, фото severinfo.ru
- Как юбилей Бродского помог пенсионерке отремонтировать жилплощадь
- Ручка Путина, «забравшая» у Украины Крым, стала «гвоздем» выставки про историю полуострова
- Алексей Герман-мл. назвал «омерзительным цинизмом» исчезновение из музея ГУЛАГа упоминаний о Сталине и репрессиях
- В Петербурге открылась тайная комната для взрослых
- Как Михаил Пиотровский борется с воровством в Эрмитаже
- Петербуржцы лишились парков минимум на месяц
- Не все петербуржцы довольны, что Петербург начали отмывать раньше обычного из-за «сложной зимы»
- Осужден мошенник, который обманывал стариков с квартирами
- Как сотрудник госавтоинспекции спасал петербуржца, который шел в Петропавловскую крепость по тающему льду Невы
- Почему доходы петербургского бюджета рухнули на 56 процентов по сравнению с прошлым годом
- Синоптики предупредили о гололеде в Петербурге после "температурных перепадов" 14 марта
- Береговая зона Финского залива почернела после начала работ по сносу «Сестрорецкого курорта»
- Петербуржцы обсуждают новый способ ликвидации свисающих с крыш сосулек
- Впечатляющие очереди в Мурино замороженных горожан в ожидании автобусов
- Тысячу детей лишают спортивных секций ради еще одного футбольного поля для «Зенита»