Я тот, кого называют дауншифтером. Уже пять месяцев, как я живу на острове в Таиланде. Решение поменять жизнь пришло внезапно, и вот за месяц я продала машину, ушла с работы, сдала квартиру, купила билеты, и несколько перелетов с пересадками доставили меня в место, где, по идее, каждый день – праздник. Дауншифтинг оказался делом хорошим, хотя и не самым дешевым.
Место и деньги
По идее, дауншифтинговать можно где угодно – не обязательно в теплых странах. Вон Лев Толстой уехал в деревню. Но наши дауншифтеры обычно едут в теплые страны Третьего мира, потому что, во-первых, тепло, во-вторых, недорого, в-третьих, комфортно. А в нашей деревне с первым и третьим явные проблемы. Но не для того люди подаются в дауншифтеры, чтобы решать проблемы. Они от них, наоборот, бегут.
Итак, место – теплая, дешевая страна. В моем случае Таиланд.
Приехав туда, дауншифтеру приходится поначалу заниматься некоторым количеством бытовых мелочей, поскольку он теперь не турист, а тут живет.
Первое дело – конечно, жилье. Вариантов много: есть домики на 1–2 спальни, есть небольшие квартиры в кондоминиумах, есть большие виллы, а можно вообще жить в мотеле. Цена аренды зависит и от качества жилья, и от района – как далеко все это находится от моря и от мест активной жизни. В общем, тут все логично, все как у нас. В высокий сезон (на моем острове это с декабря по март) все становится на порядок дороже.
Приличное размещение на одного или пару в приличном районе будет стоить 10–13 тысяч бат (курс доллара по отношению к бату не менялся уже много лет, сейчас он 32 бата за доллар, т.е. это 310–370 долларов в месяц). Есть варианты снижения стоимости – скажем, если оплатить сразу на несколько месяцев вперед, но действительно хорошие варианты по соотношению цена/качество стабильно заняты.
Лучший способ найти жилье – не серфить по Интернету и не писать агентам по недвижимости, сидя в России, а искать его уже на местности: сесть на байк и кататься по округе.
Байк дауншифтеру очень нужен. Байками в Азии русскоязычное население называет все скутеры, мопеды и прочие двухколесные средства. Перемещаться пешком тут не то что не принято, но трудно. Из общественного транспорта есть только маршрутка сонгтэо, ходит она по главной дороге между основными туристическими местами. Аренда машины в месяц стоит больше, чем приличный двуспальный дом, поэтому вариант остается только один – осваивать байки.
Я освоила, хотя и сейчас остаюсь в убеждении, что это самый опасный вид перемещения. Смена нескольких байков, одно серьезное падение с поездками в больницу, и вот я уже почти своя на тайских дорогах. Гораздо выгоднее байк купить, чем брать в прокат: перед отъездом его можно продать (уверяют, что это легко).
В общем, вы уже на острове, дом нашли, байк купили, на улице +30, с одной стороны море, с другой – горы и джунгли с водопадами. Но прежде чем топать туда или лежать здесь, надо бы поесть. С этим хорошо. Вариантов масса. 1) Питаться в тайских забегаловках, обед (фрайдрас со свининой, цыпленком или морепродуктами, падтай или тайские супы) обойдется в 1,5–3 доллара. 2) Готовить дома – закупаться на рынках или в супермаркетах европейского типа. 3) Перейти на фрукты (чего здесь везде много – это фруктов: манго, ананасы, мангостины, карамбола, помело и прочее продаются на каждом углу).
В режиме экономии в месяц на еду может хватить 80–125 долларов.
Таким образом, в среднем месячный расход комфортной жизни дануншифтера начинается от 500 долларов.
Деньги и их отсутствие
Но не у всех, кто сюда едет, эти 500 долларов есть. Здесь полным-полно совершенно отчаянных людей, приезжающих без копейки в кармане. Они обычно селятся в самых дешевых местах – с тайцами в блочных домах, напоминающих бараки, разделенные на несколько квартирок (если точнее – это комнаты с отдельным входом с улицы и туалетом). Как правило, в таких комнатах нет горячей воды, а иногда и кроватей. Стоить такой ночлег может от 3 тысяч бат (90 долларов) в месяц. Есть товарищи, снимающие такую комнату на 3–4 человека. Страшно экономно. При этом все довольно счастливы.
Но в любом случае какие-то деньги нужны. Вот самые распространенные варианты их получения.
Во-первых, сдача квартиры на родине.
Во-вторых, удаленная работа. Если вы гений компьютерного программирования – дорога в мир дауншифтинга для вас стопроцентно открыта. Программеры – самая большая группа здешнего понаехавшего населения.
В-третьих, помощь сердобольных родственников – некоторые безденежные путешественники получают какие-то небольшие деньги из дома и, что удивительно, живут на них.
В-четвертых, покер. Одно их самых популярных среди дауншифтеров занятий на острове – азартные игры, а конкретно – покер. Кто-то играет вживую, что не очень легально, но при этом существует достаточно покерных клубов, которые ориентированы на туристов. Да и Таиланд весьма коррумпированная страна, договориться можно обо всем. Большинство же, по крайней мере, моих знакомых, играют онлайн – и, надо сказать, хорошо играют и в результате неплохо живут.
В-пятых, работа в Таиланде. Некоторые устраиваются на разные черновые работы вместе с тайцами – на фермах, в полях или стройках. Можно, конечно, найти и совсем официальную работу на территории королевства. Правда, сделать это непросто – законно фарангам (так тайцы называют иностранцев) почти никем нельзя трудиться. Для оформления необходимо специальное разрешение на работу, которое к тому же и стоит немереных денег. Высокими зарплатами тайцы тоже не порадуют. Не говоря уже о том, что в Таиланде принято работать 6 дней в неделю!
Только вдумайтесь – 6 дней в неделю с самого утра и до вечера, видя солнце в лучшем случае из окна! И зачем тогда переезжать сюда?
Вообще, жизнь на курорте, среди постоянно меняющихся туристов, очень расслабляет. Как можно думать о работе, если каждый день солнце, море и картинки красивой жизни перед глазами? Собственно, за этим люди сюда и едут.
Да! Ну и, конечно, есть вариант девушкам встретить богатого мужа, но лично я ни одного такого примера пока не наблюдала.
Когда в России рубль начал падать, среди тех, кто живет за счет сданных в Москве и Петербурге квартир, началась паника. До этого бат к рублю был 1 к 1, потом курс стал меняться каждый день, и народ подчистую снимал все со своих банковских карт. Потеряли большие суммы, но другие варианты тогда не представлялись разумными – все вокруг твердили, что дальше доллар будет стоить и 100, и 150 рублей. После Нового года народ стал активно уезжать и продолжает уезжать сейчас, когда бат стоит примерно 2 рубля.
Туристы и местные
Сбегают с родины в тропики не только русские – и далеко не только русские. Здесь во множестве обитают англичане с французами и американцами. Но русских много. Даже чересчур много. Пересечений с русским сообществом не избежать. Соотечественники повсюду, и с этим придется смириться. Но для кого-то это и плюс – здесь можно прожить год, разговаривая только по-русски.
Правда, возлагать большие надежды на то, что вам будут все стремиться помочь, не стоит – тут негласное правило: каждый сам за себя.
Преимущественно дауншифтеры – это те, кому надоело работать. Поэтому среди русского комьюнити вы вряд ли найдете успешных бизнесменов и вообще людей с амбициями. Зато сполна людей веселых и легких на подъем.
Новости из России здесь распространяются быстро и обсуждаются бурно, но по-настоящему людей волнует только экономическая ситуация и визы. Все остальное никого особо не трогает. Россияне здесь живут так, что их дом здесь, а Россия – далеко и давно.
Большинство проживающих здесь иностранцев (особенно из России и ближнего зарубежья) – это зимовщики. Из года в год они приезжают сюда на 3–4 зимних месяца, получая и продлевая простые туристические визы. Меньшинство приезжают надолго, остаются здесь на год-два, некоторые больше. У всех свои мотивы: я вот, например, хочу устать отдыхать и сильно-сильно захотеть работать. Наверняка же этот момент когда-нибудь наступит.
В общем, если вы просто любитель путешествий, то лучше не бросать работу и друзей на родине, а отдыхать в формате классического туриста.
Отличить туриста от постоянного обитателя тропиков несложно. Туриста видно по тому, на что он тратит деньги. Живущих здесь долго отличает экономия и прошаренность. Они знают, где выгоднее купить и куда съездить за красивыми видами, если уж такая потребность наступит. Но туристы не раздражают. К тому же, их можно вообще не видеть – они скапливаются в своих туристических зонах, в барах и клубах с ними бывает весело, они часто меняются, а при желании с ними можно вообще не пересекаться.
Здешняя жизнь не сильно отличается от привычной русскому человеку, а в чем-то она комфортнее. Хорошие дома, ничуть не хуже российских квартир, круглосуточные магазины, банки, рестораны. Плюс тепло, море и свежие фрукты.
Главные отличия от российской жизни – правила дорожного движения, живность и специфика общения с местным населением.
Дорожное движение левостороннее, но к этому как раз привыкаешь быстро. Правила тут есть, но их никто не соблюдает (но аварии при этом случаются редко): единственное, за что могут оштрафовать, – это за отсутствие шлема.
Вот живности много, к этому надо привыкать. Особенно если вы волнительно относитесь к насекомым и рептилиям. Летающие и большие тараканы, пауки всех размеров и гекконы будут появляться в вашем доме часто. Гекконов я, как выяснилось, очень люблю, они милые, в отличие от остальных гадов. Но зато разноцветные птицы, бабочки и обезьяны, собирающие кокосы, вас точно будут радовать.
Местное население, то есть тайцы, – народ крайне своеобразный и в большинстве своем бедный. Во всяком случае, такое остается впечатление. Даже если таец имеет собственный бизнес, ему для счастья и статуса нужны будут только большой пикап и большая плазма в дом, все остальное не имеет значения – он со всей семьей будет спать на полу, а из мебели кроме телевизора иметь еще стол. Есть, конечно, и вполне европеизированные тайцы, но тогда их от калмыков не отличить.
Тайцы – приветливые, милые, улыбчивые и очень вежливые. Но не божьи одуванчики. Ни за что не ругайтесь с тайцами, упаси боже, не лезьте в их дела и не переходите им дорогу. Местный всегда будет прав, в том числе и для полиции. Произошла авария на трассе, покалечили вас или ваш байк, если вы фаранг – значит, вы будете неправы. Я уже несколько раз сталкивалась с аварийными ситуациями на дороге, участниками которых становились иностранцы с одной стороны и тайцы с другой. В тех случаях, когда страдало только транспортное средство, если дело доходило до полиции, то первый заданный вопрос был к фарангам – предъявить тайское водительское удостоверение на управление байком (в других ситуациях права вообще никого не интересуют, 99% прибывающих их не имеют). Следующим этапом разговора, вне зависимости от того, кто виноват в ДТП, становится предложение заплатить 2 тысячи бат, если пострадало только ваше транспортное средство, и разойтись, в противном случае ехать в полицейский участок оформлять случившееся. 2 тысячи бат (где-то 60 долларов) делятся просто: одна тысяча полицейскому за выезд, другая – хозяину машины/скутера.
Еще тут ходят разговоры о том, что каждый не нищий таец имеет в доме оружие и, чувствуя угрозу со стороны иностранцев, будет стрелять, не думая. Рассказывают, что какие-то знакомые знакомых так и были убиты, а виновные отделались не самым серьезным наказанием. Конечно, это все страшные рассказы, но проверять их правдивость на себе не хочется.
Зависть и перспективы
Если вы дауншифтер, то ваш распорядок дня вызывает зависть у тех, кто остался дома. Утром – на море, через несколько часов – пообедать и можно сесть за работу, по Москве как раз начнется рабочий день. Когда жара чуть спадет, можно поездить по интересным местам или зайти в магазин, еще раз искупаться, в районе 18 часов встретить закат...
Сказать честно, путешествия – занятие гораздо более интересное, но и более затратное, чем сидение на одном, пусть даже и теплом, красивом и во всех отношениях приятном месте. Поэтому, кто знает, может, в скором времени я проснусь и решу объехать Азию автостопом.
Справка
Под дауншифтингом (downshifting) понимают «жизнь ради себя» и «отказ от чужих целей», то есть добровольный отказ от работы, связанной с ответственностью или стрессом и отнимающей свободное время, ради спокойной и комфортной жизни.
К историческим дауншифтерам относят римского императора Диоклетиана, который однажды бросил императорский трон и уехал на маленькую ферму у моря, или уехавшего на Таити Поля Гогена. Из современных дауншифтеров называют Джона Дрейка, основателя рекрутинговой компании Drake Bean Morin, который 15 лет успешно руководил бизнесом, потом опять-таки все бросил и в итоге написал книгу «Дауншифтинг: как работать поменьше, а удовольствие от жизни получать побольше». Или англичанина Ричарда Кэннона – тоже оставил работу топ-менеджера в компании British Rail и уехал выращивать овощи.
В России, по данным опросов, от 3 до 5% людей готовы пожертвовать карьерой и деньгами ради того, чтобы меньше напрягаться. Но воплощают в реальность эту свою готовность далеко не все.
Наталия БАЛУЕВА
- Российские турфирмы придумали «ноу-хау»: экстремальные туры на Донбасс
- Паника охватила рынок туроператоров в России: стоимость путевок уже выросла в два раза
- В Рунете шутят про пропавших в Антарктиде депутатов Госдумы
- В Петербурге создают туристические маршруты для китайцев
- Переживают ли петербужцы, отказывая себе в заграничной поездке, из-за падения рубля
- Петербургских депутатов нелегальный секс волнует меньше, чем сохранность городского имущества
- Почему лучшими петербургскими дворниками стали женщины, хотя занимаются уборкой в основном мужчины
- Петербуржцы больше не узнают в каких квартирах живут и на чем ездят депутаты
- Первый шампунь пошел
- В Петербурге фиксируют «стабилизацию» - усиленные меры по борьбе с гриппом и ковидом больше не действуют
- Петербуржцы лишились парков минимум на месяц
- Не все петербуржцы довольны, что Петербург начали отмывать раньше обычного из-за «сложной зимы»
- Осужден мошенник, который обманывал стариков с квартирами
- Как сотрудник госавтоинспекции спасал петербуржца, который шел в Петропавловскую крепость по тающему льду Невы
- Почему доходы петербургского бюджета рухнули на 56 процентов по сравнению с прошлым годом