На Дворцовой площади 1 апреля будет дан старт уникального пешего путешествия. 58-летний петербуржец Сергей ЛУКЬЯНОВ собирается за два года обойти Землю и вернуться обратно. Как путешествуют вокруг света пешком, и зачем вообще это надо, он рассказал «Городу 812».
– Начало апреля – идеальное время для старта. В марте мне было бы еще холодно идти, стартуй я в мае – велика вероятность того, что зима начнется как раз когда я буду в Сибири. Есть и масса других организационных доводов за эту дату. Например, тогда я по нашим с Михаилом Борисовичем Соколовским – моим, можно сказать, менеджером и организатором путешествия (Соколовский – заслуженный тренер России по легкой атлетике. – С.Л.) – расчетам следующим летом попаду в Рио-де-Жанейро как раз во время Олимпийских игр.
– Не боитесь, что 1 апреля кто-то посчитает, что это все розыгрыш?
– Ну те, кто меня знает, поверят. Я уже 50 лет в спорте, мастер спорта международного класса по спортивной ходьбе, прошел в общей сложности 300 тысяч километров.
– По каким маршрутам?
– Ленинград – Выборг раз 10–15 ходил, вокруг Ладожского озера, вокруг Азовского моря, по Финляндии 3400 километров. Кроме того, регулярно участвую в Кубках мира по спортивной ходьбе на 200 км.
– Это что еще за соревнования?
– Кубки мира по биатлону представляете? Вот и у нас все по той же системе организовано: периодически собираемся в разных местах – и вперед. В мировом рейтинге я занимаю в этой дисциплине место в десятке.
– Но вам этого мало, раз собрались в кругосветное путешествие в канун своего 60-летия?
– Раньше просто не было возможности, житейские дела мешали. Надо самому дорасти до такого решения морально, дождаться, пока дети вырастут и смогут сами себя кормить. Я же все-таки два года не буду появляться дома.
– Как маршрут прокладывали?
– Я сначала не слишком серьезно отнесся к составлению маршрута, не учел многих моментов, но затем знающие люди помогли.
– Не страшно так – день и ночь одному?
– Вопросы безопасности продумывали. У нас ведь в Петербурге в начале 90-х даже на участников марафона «Белые ночи», проводившегося в ночное время, нападали, кроссовки у них отнимали, а тут по всему миру идти придется, не знаешь, где и с кем встретишься. Хотя практика показывает, что люди по всему миру относятся к путешественникам, в принципе, с максимальной предупредительностью, проявляют желание помочь. Они готовы показать дорогу, при необходимости даже накормить и предоставить ночлег, рассказывать о своей стране, искренне интересуются вашими приключениями, особенно если и вы проявите должное уважение к ним, знаете их обычаи и язык. Но все равно по России пройти будет легче – тут все понятно, относительно дешево и организационных проблем меньше.
– Что с собой берете?
– Один только рюкзак не больше 5 кг. Необходимых для жизни вещей не так уж и много, а лишний вес в дороге превращается в обузу, делая вас тяжелым, неповоротливым и усталым. Главное – спальник. Я ведь ночую на природе, никаких там гостиниц или хостелов. Только если попаду под страшный дождь и мне надо будет просушиться, тогда в этой безвыходной ситуации придется искать ночлег, заодно и постираюсь.
– Ну не прямо же на проезжей части ночевать собираетесь?
– Нет, конечно, хотя отходить от дороги опасно, можно на медведя нарваться или на других животных, которые мне не будут рады. И комаров там больше бывает, поэтому дальше чем на 50 метров от дороги лучше не уходить. Обычно ночую прямо под открытым небом, но лучше заранее убедиться, чтобы рядом было что-то вроде крыши. Ну, например, автобусная остановка или мост, под которым можно спрятаться при дожде.
– Интернет помог заранее запланировать места привалов?
– Да, мы с Михаилом Соколовским, изучили местность, все прикинули и по дням расписали все остановки, где мне было бы комфортно, если можно так говорить в моем случае. Пока только на территории России. При необходимости все откорректировать можно будет, связь с Питером постоянная: 350 рублей в месяц – и говоришь по всей стране. Из-за границы можно общаться посредством эсэмэсок, я уже пробовал. Таких условий, что позволяет нынешний технический прогресс, у тех, кто раньше мечтал о таком путешествии, быть не могло.
– А питаться чем будете?
– Здесь все налажено давно, были попытки экспериментировать, но все равно приходишь к одному и тому же. Рацион традиционный: кока-кола, сникерс, батон, сыр и мясо самого что ни на есть возможно твердого копчения. Эти продукты идеальны в моем случае. И в плане состава, и в том смысле, что они всегда и везде есть, так что я затариваюсь на день-два, не больше.
– Кока-колу у нас принято ругать: говорят, вредная она.
– Да это все политика, она идеальна по своему составу, а ругают – потому что американская. И уже не одно поколение ругает. Ведь все началось с того, что кока-кола должна была быть спонсором нашей Олимпиады в Москве, американцы не приехали, и в итоге на первый план у нас вышла пепси-кола, а вот она как раз бьет по печени. Вот с тех пор все СМИ и ругают колу, хотя это совсем не так. У меня с собой всегда баночек 6–8 по 0,33 – идеальный объем: выпил – и избавился от тары.
– Но вас в пути встречать будет местное население. Если предложат тарелочку супа, неужели откажитесь?
– Наверно, соглашусь, но только у нас в России – в экзотических странах это чревато, возможны отравления. Я не знаю той пищи, что принята, скажем, в Китае – может, она мне не подойдет. Так что обычно стараюсь питаться по своему, годами отлаженному меню.
– Обуви сколько сносить собираетесь?
– Практика показывает, что одной пары кроссовок хватает на 3000 км. Чтобы дойти до Китая, мне нужны две пары как минимум. Но чтобы не тащить все на себе, я посылкой вышлю пару в Уфу до востребования, вторую в Новосибирск, а в Китае уже покупать придется.
– Вы как двигаться собираетесь – по проезжей части?
– Да, по самой кромке и навстречу движению. Чтобы меня было видно, у меня на одежде из соображений безопасности специально отражатели предусмотрены. На спине еще реклама с маршрутом моего движения, чтобы знали, куда иду и зачем. Заодно, может, кто из спонсоров в пути заинтересуется.
– А спонсоры уже есть какие-то?
– Пока только информационные. Это даже не спонсор, а партнер моего путешествия – «Дорожное радио». Его слушают дальнобойщики, и они как меня увидят – будут передавать по своей связи. У меня в свою очередь тоже будет это радио включено, и я буду знать, где нахожусь.
– Сколько в день надо будет пройти, чтобы уложиться в два года?
– 50–60 км, хотя, конечно, возможны варианты. Где-то могут быть такие условия, что темп будет трудно поддерживать, а в то же время в горах, если холодно на высоте, придется и ночь идти, чтобы не замерзнуть.
– А кока-колу где там найдете?
– Заменю на снег. Или вода в ручейках обычно бывает даже при минусовой температуре: вместе со сникерсом – самое дело. Ну, если ночь пройду, днем, конечно, надо будет выспаться на солнышке. Это уже тактика выживания. Для которой, конечно, необходима сила воли и уверенность в своих силах.
– Как с силами-то? Медкомиссию проходили перед стартом?
– Да я состою в спортивном диспансере, регулярно там осматриваюсь, так что никаких медицинских противопоказаний нет.
– Аптечку-то все равно надо иметь в пути?
– Да так, по мелочи: лейкопластырь на всякий случай, самый простой, катушечный, да крем, чтобы тело смазывать. Меня в МЧС об этом тоже спрашивали.
– А в МЧС зачем ходили?
– Чтобы зафиксировали: мол, есть такой Лукьянов из Петербурга, путешествует по миру. Если кто остановит в дороге, то сможет проверить. Хоть поймут, что не сумасшедший.
– Вдруг зуб заболит?
– Это серьезно, и я уже два раза в марте на приеме у стоматолога был, пломбы все поставил. Ну на всякий случай полис медицинский с собой беру, плюс страховка для заграницы. На полтора года оформил, как раз с того времени, как к Китаю подойду, – он первой зарубежной страной на моем маршруте будет.
– Еще прививки перед азиатскими странами делать положено.
– Пока мне заниматься этим не имеет смысла, потому что срок действия прививок 2–3 месяца. Так что где-нибудь в Чите сделаю, но только от желтой лихорадки. Она обязательная, остальные по желанию.
– У вас нет желания?
– Да не люблю я все эти прививки.
– В Китай еще виза нужна.
– И не только в Китай, в Австралию тоже, дальше пока не заглядывал. Но и смысла нет: визы заблаговременно не дают. Мы пытались все заранее оформить – только за три месяца до въезда (в моем случае – входа) в страну. Так что тоже где-то в Чите займусь этим.
– А вы в Китае когда должны быть, по вашим расчетам?
– Где-то через пять месяцев. Первый отрезок – от Петербурга до Читы, оттуда как раз в Китай, дальше Вьетнам и Сингапур – это 15 тысяч км в общей сложности.
– А что по времени?
– Сингапур – это самая конечная точка азиатского материка. Где-то за год, может, за одиннадцать месяцев должен справиться. Потом перелет в Австралию, там иду по южному побережью, по северному просто не пройти физически. Из Австралии самолетом в Южную Америку, в Чили, там через горный хребет (4 тысячи метров высота, это будет серьезная проверка сил) в Бразилию, в Рио-де-Жанейро, где как раз следующим летом Олимпийские игры должны быть. У нас по времени так рассчитано, чтобы я там оказался: может, посмотреть чуть-чуть соревнования получится, и я себя покажу. Но больше двух дней в одном месте у меня за два года нигде не запланировано. Потом перелет через океан, попадаю в Дакар, оттуда иду наверх в сторону Лиссабона, дольше по Европе, там уже все знакомо, – и домой.
– Билет из Сингапура уже куплен?
– За время, пока иду, планируем насобирать мне денег на самолет: на три перелета по сегодняшним деньгам необходимо порядка 300 тысяч. Процесс сбора уже пошел, есть группа в Интернете, есть номер кошелька на «Яндекс. Деньги». Буду сбрасывать фото, где нахожусь, чтобы поддерживать интерес к моему путешествию.
– А если нужная сумма все-таки не найдется?
– Ну, обратно пойду, в крайнем случае, хотя меня уже не остановить. Квартиру продам, но полечу.
– Вы уж не пугайте родственников!
– Да они знали, что у меня вся жизнь была подстроена под то, чтобы пройти кругосветку. Я ведь и на работу такую специально устроился, чтобы раньше на пенсию уйти, пожарным был. Теперь я свободен, дети взрослые, здоровье еще есть, все совпало для путешествия. Я с детства мечтал именно об этом.
– То есть 60-летие один отмечать будете?
– Где-то в Австралии это будет. Может, кто-то из России подъедет.
– С вами пройдут пару деньков?
– Такая возможность есть у любого, кто захочет. Кто сколько сможет, информация об этом в Интернете есть и на китайском, и на английском.
– В компании идти легче?
– Да, честно говоря, мне одному спокойней, ведь здесь всяко придется за другого беспокоиться, тем более если люди без специальной подготовки. Темп, например, у партнера низкий будет, мне тоже придется сбрасывать. Сяду на перекус – его угощать надо. Так что есть свои сложности, как в любом командном виде спорта.
Где ходить будет. Маршрут из Петербурга в Петербург за два года (общая протяженность – 32 000 км)
Весна-лето-осень: Петербург – Москва – Владимир – Нижний Новгород – Чебоксары – Набережные Челны – Казань – Уфа – Златоуст – Челябинск – Курган – Петропавловск (Казахстан) – Омск – Новосибирск – Кемерово – Красный Яр – Мариинск – Ачинск – Красноярск – Канск – Тайшет – Нижнедудинск.
Зима: Ангарск – Иркутск – Улан-Удэ – Чита – Могойтуй – Забайкальск.
Далее – Китай, Вьетнам, Таиланд, Камбоджа, Малайзия, Сингапур. Перелет в Австралию – 1700 км по побережью. Перелет в Южную Америку, переход через Анды, Аргентина, Парагвай, Бразилия. Перелет в Африку – Дакар Сенегал, Мавритания, Марокко, Гибралтар, Испания, Италия, Словения, Австрия, Чехия, Польша, Беларусь, Брест, Минск, Полоцк, Псков, Петербург.
Досье. Кто такой Сергей Лукьянов
Родился в 1956 году в Ленинграде. Начал заниматься легкой атлетикой в 1965 году в группе прыгунов в высоту, в 1969 году переключился на спортивную ходьбу. В 1980 году выполнил норматив мастера спорта СССР на дистанции 50 км. Участвовал более чем в 1350 соревнованиях, в том числе экстремальных. Рекордсмен СССР и России в ходьбе на 100 км, суточной и двухсуточной ходьбе. В суточной ходьбе участвовал 53 раза. Личный рекорд – 207 км в 1989 году за 24 часа.
Наиболее крупные «проходы»:
- Москва – СПб за 6 дней и 6 часов – 700 км;
- Ленинград – Выборг 200 км (6 раз);
- вокруг озера Ильмень 250 км (10 раз);
- вокруг Ладожского озера 1300 км (16 дней);
- по Финляндии 700 км (за 10 дней);
- вокруг Мраморного моря 800 км (12 дней);
- вокруг Азовского моря 1400 км (21 день);
- вокруг острова Сицилия 1000 км (14 дней);
- по Европе 2013–2500 км (50 дней);
- по Европе 2014–3000 км (57 дней 2 часа 30 минут).
Сергей ЛОПАТЕНОК
- Как я стала дауншифтером. Личный опыт
- Российские турфирмы придумали «ноу-хау»: экстремальные туры на Донбасс
- Паника охватила рынок туроператоров в России: стоимость путевок уже выросла в два раза
- В Рунете шутят про пропавших в Антарктиде депутатов Госдумы
- В Петербурге создают туристические маршруты для китайцев
- Петербургских депутатов нелегальный секс волнует меньше, чем сохранность городского имущества
- Почему лучшими петербургскими дворниками стали женщины, хотя занимаются уборкой в основном мужчины
- Петербуржцы больше не узнают в каких квартирах живут и на чем ездят депутаты
- Первый шампунь пошел
- В Петербурге фиксируют «стабилизацию» - усиленные меры по борьбе с гриппом и ковидом больше не действуют
- Петербуржцы лишились парков минимум на месяц
- Не все петербуржцы довольны, что Петербург начали отмывать раньше обычного из-за «сложной зимы»
- Осужден мошенник, который обманывал стариков с квартирами
- Как сотрудник госавтоинспекции спасал петербуржца, который шел в Петропавловскую крепость по тающему льду Невы
- Почему доходы петербургского бюджета рухнули на 56 процентов по сравнению с прошлым годом